Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(4) Елена Витальевна Филатова,
кандидат педагогических наук,
доцент социально-психологического факультета
Кемеровского государственного университета

Все статьи автора(3) Ксения Михайловна Грабчук,
ассистент социально-психологического факультета
Кемеровского государственного университета

Цели тьюторской деятельности и проблемы, сопровождающие её реализацию

Теоретический анализ проблемы, экспериментальные исследования и обобщение зарубежного опыта показали, что организацию тьюторства следует рассматривать в трех аспектах:

– как одно из направлений педагогической науки, изучающей закономерности развития и формирования личности профессионала с целью разработки этапов, содержания, форм и методов сопровождения профессионального образования (научный аспект);

– как методическое обеспечение всего процесса профессионального обучения, включая составление учебных программ, разработку дидактических материалов, профессиональную подготовку педагогов и пр. (прикладной аспект);

– как непосредственную профессиональную деятельность преподавателей профессиональных образовательных учреждений (практический аспект).

Каждый из предложенных аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей определенной профессиональной подготовки.

Научный аспект предполагает теоретическое обоснование и разработку методов реализации тьюторства. Отличие этих исследований от академических заключается в том, что они не только выявляют те или иные закономерности и тем самым обогащают научные знания, но и определяют педагогические условия реализации закономерностей в контексте формирования личности профессионала.

Прикладной аспект предполагает использование педагогических и методических знаний педагогами, которые используют и ассимилируют новейшие научные данные при составлении и реализации программ воспитания и пр.

Практический аспект обеспечивается самими тьюторами, задача которых профессионально грамотно использовать все то, чем на сегодняшний день располагает педагогическая наука. Успешность их деятельности зависит от их уровня профессионализма.

Развитие прикладного и практического аспектов предполагает опору на научный аспект, являющийся теоретической базой, с помощью которой определяются цели, этапы и содержание организации и реализации тьюторства.

Понятие «тьюторство» продолжает оставаться довольно сложной и неоднозначной категорией, имеющей к тому же и множественную интерпретацию. В психолого-педагогических исследованиях тьюторство объясняется через опекунство, сопровождение и помощь. Изучение литературы позволяет нам рассматривать тьюторство как особую форму деятельности преподавателя, направленную на взаимодействие по оказанию помощи студенту в процессе его личностного роста, выборе способов поведения, принятии решений [1; 3; 5]. Исследователи делают акцент на необходимости создания социально-педагогических условий для успешного обучения и личностного развития, совершенствования педагогического мастерства педагога, формирования субъект-субъектных отношений» [6, с. 143]. Авторы особо выделяют роль помогающего преподавателя в процессе социальной адаптации [2], а необходимым компонентом считают взаимосвязанную деятельность специалистов на основе интеграции воспитательного потенциала вуза и социальной среды [4].

Анализ теории и практики организации тьюторства позволил нам выявить проблемы, которые необходимо учитывать при организации этого процесса: научно-методические, организационные, дидактические.

К научно-методическим проблемам мы отнесли:

– разработку содержания, форм и методов организации процесса обучения с целью формирования профессионально-компетентного специалиста;

– моделирование условий и ситуаций, в которых развиваются и проверяются профессионально важные качества студента.

Организационные проблемы включают:

– построение процесса тьюторского сопровождения на принципах индивидуализации и дифференциации, творчества;

– создание практико-ориентированной среды на основе социального партнёрства вуза с потенциальными работодателями.

К дидактическим проблемам относятся:

– наличие, постоянное развитие и пополнение материально-технической и научно-методической базы для проведения учебных занятий и самостоятельной работы студентов;

– внедрение учебных планов и программ, обеспечивающих формирование готовности будущих социальных работников к профессиональной деятельности.

Принимая во внимание выявленные проблемы, мы выделили три целевых компонента деятельности тьютора в воспитательно-образовательном процессе вуза.

Первая цель – формирование основ научного мировоззрения студентов. Основы научного мировоззрения формируются через получение студентами основ научных знаний в соответствующих предметных областях. Базой для формирования общей и профессиональной культуры являются дисциплины и курсы, которые содержат фундаментальные знания. Знания эти, во-первых, должны формировать широкий, целостный взгляд на современный мир и место человека в этом мире и, во-вторых, преодолевать предметную разобщенность и изолированность.

Вторая цель – помощь в приобретении умений и навыков профессиональной деятельности. Становление студента как субъекта профессиональной деятельности происходит в процессе интериоризации внешних регуляторов (профессиональных норм, принципов) во внутриличностный план, в результате чего формируется система профессиональных ценностных ориентаций и субъектная позиция будущего специалиста, как система его взглядов и установок в отношении собственного личностного и профессионального саморазвития. Учебно-производственная практика студентов в вузе как целенаправленный процесс формирования профессиональной компетентности является внешним по отношению к студентам воздействием и, с одной стороны, влияет на развитие личности будущего специалиста, а с другой – создает новую «образовательную среду», где присутствуют новые образовательные условия, максимально приближенные к предстоящей профессиональной деятельности, что обеспечивает освоение студентами профессиональных требований, профессиональных ролей и функционала через непосредственное включение в практическую работу.

Третья цель – формирование информационной культуры в области профессиональной деятельности. Будущего специалиста необходимо готовить к практической деятельности и продолжению самообразования. Реализация этой цели связана сейчас с ведущей ролью изучения информатики в формировании компьютерной грамотности и информационной культуры, навыков использования информационно-компьютерных технологий. Связанные с использованием компьютера новые средства и методы познавательной деятельности играют в современных условиях важную роль в подготовке специалиста, прививая навыки к самообразованию в условиях быстро меняющихся компьютерных технологий.

В связи с вышеизложенным, мы считаем, что реализация и организация тьюторства – это комплекс педагогических воздействий, который может рассматриваться как педагогическая система со своими структурными компонентами.

Литература

  • Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. 3-е изд. – М.: Генезис, 2000. – 298 с. ISBN – 5-85297-014-x.
  • Губанова, М. И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников: теория и практика подготовки учителя: [Монография] / М. И. Губанова. – Кемерово: изд-во ГОУ «КРИПО», 2002. – 207 с.
  • Семаго, М. Сопровождение – это… / М. Семаго // Школьный психолог – 2003. – №35. – С. 20-21.
  • Симонова, Г. И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации школьников [Текст] / Г. И. Симонова // Педагогика. – 2006. – №9. – С. 34-40.
  • Чистякова, С. Н. Формы и методы практико-ориентированной педагогической поддержки социально-профессиональной адаптации молодежи в условиях рынка труда: кн для учителя и профконсультанта [Текст] / С. Н. Чистякова. – Кемерово: изд-во ОблИУУ, 2001. – 239 с.
  • Чурекова, Т. М. Непрерывное образование и развитие личности в системе инновационных учебных заведений [Текст] / Т. М. Чурекова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001, – 262 с.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 27)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Особенности организации обучения и воспитания аутичного ребенка
2. Развитие творческих способностей учащихся с отклоняющимся поведением
3. Из опыта коррекционной работы по орфографии в 10 классе
4. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с глубокой умственной отсталостью
5. Как глухому ребенку выбирать профессию?
6. Классному руководителю о драме десятиклассников
(рекомендации для первого родительского собрания в 10 классе и не только)

7. Цели тьюторской деятельности и проблемы, сопровождающие её реализацию
8. Алгоритм деятельности социального педагога по защите прав детей
9. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного творчества
10. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся (воспитание родителей)
11. Классный час с классным руководителем
12. Парад районов
(сценарий «живой» газеты «Пламя», посвященной юбилею Новосибирской области)

13. Какие задачи решают СМИ в системе ученического самоуправления
14. По страницам школьной «Бригантины»…