Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Алексей Игоревич Кудинов,
редактор школьной газеты «Бригантина» 2002-2009 гг.,
выпускник МБОУ гимназии № 13
Центрального района г. Новосибирска

Какие задачи решают СМИ в системе ученического самоуправления

Размышляя над этим вопросом, многие отталкиваются от собственного понимания задач школьного самоуправления, пытаясь подстроить под них средства массовой информации, существующие в образовательном учреждении. Мы же попробуем оттолкнуться от функций СМИ и посмотреть, как они коррелируют с задачами ученического самоуправления.

Из всех функций СМИ главенствующей автор этой статьи полагает социально-ориентирующую, функцию влияния на читательскую аудиторию. Не ради же одного информирования народа Юлий Цезарь наладил распространение деревянных дощечек с донесениями о государственных делах, и не ради собственного самовыражения Петр Первый или кардинал Ришелье писали материалы для первых газет. Задача владельца любого серьезного СМИ (как бы громко это не звучало) – оказать влияние на аудиторию, внести изменения в мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества, повлиять на самосознание людей, их идеалы и стремления.

Руководители школьных СМИ (как взрослые, так и дети) редко задумываются о том, каким мощным инструментом влияния является их «Школьный вестник» или «Звоночек», отпечатанный на обычном принтере. Газета для них – «важнейшее средство самовыражения ребенка». Между тем, без грамотной режиссуры это «самовыражение» обычно превращает СМИ в сборник стихотворений или приложение учебника.

Тема ученического самоуправления в школьных СМИ, как правило, проявляется либо в критике «бездействия школьного совета», либо в хвалебных одах о том, как здорово старшеклассники организовали дискотеку. Без сомнений, анализ работы школьного самоуправления должен быть в СМИ, но главная задача – формирование мировоззренческого фундамента для него, создание условий для того, чтобы самоуправление было естественной составляющей школьной жизни.

Система самоуправления призвана связать учеников, педагогов и родителей в единый организм. Помочь в этом просто обязаны школьные СМИ, осуществляющие коммуникативную функцию. Налаживание контакта, диалога, поиск точек соприкосновения интересов, обсуждение важных и пустяковых вопросов – это можно делать на собраниях. Но почему бы не использовать для этого страницы школьной газеты, где участники разговора могут быть равны, где школьники, родители и учителя могут получить равные возможности для высказывания своих идей.

Потребность молодежи в общении наглядно показывают бурно развивающиеся социальные сети. Свои странички «Вконтакте» имеют миллионы российских школьников, которые создают тысячи групп «по интересам» (в том числе – и сообщества учеников и выпускников школ), площадки для обмена мнениями и информацией. Почему бы такой площадкой в отдельно взятой школе не может стать местная газета. Правда, для этого потребуется расширить круг выпускающих его людей до границ школы и даже выйти за них.

Еще одна важнейшая функция СМИ – информационная. Донесение до аудитории новых знаний, создание единого информационного поля внутри учебного заведения. Ученическое самоуправление часто превращается в нечто закрытое – например, в совокупность «министерств» и «парламентов», обладающих некоторой властью. Какую пользу это «государство в государстве» может принести тем, кто не попал или не захотел попасть в «совет школы»? «Народу» остается «безмолвствовать» и наблюдать за деятельностью «государственных мужей».

Самоуправление – это, прежде всего, организация гуманистических отношений. Достичь этой задачи может создание единого информационного поля, в котором не пропадут ни важнейшие решения школьных советов, ни маленькие успехи каждого конкретного участника школьной жизни. Без СМИ в организации этого поля не обойтись.

Непосредственно-организаторскую («Завтра все на дискотеку в актовый зал!»), рекламную и культурно-образовательную функции необходимо подчинить единому замыслу, для начала ответив на вопрос, зачем и как мы развлекаем и организуем. Естественно, СМИ – незаменимое средство в любой школьной предвыборной компании, канал, через который школьников можно организовать на сбор металлолома или лыжный пробег.

Впрочем, на эффективность СМИ очень сильно влияет то, насколько серьезно они вплетены в жизнь аудитории. Если школьная печатная газета – явление редкое, а стенгазеты появляются только перед Днем учителя и Новым годом – эффективность их как организаторов школьной жизни близка к нулю. Но если в учебном заведении нормально функционирует система СМИ: выходят печатные издания, постоянно появляются настенные газеты и плакаты, на переменах работает радио, в холле можно посмотреть телевизор с репортажами о КВНе в 5-х классах, а в Интернете – найти содержательный сайт, эти функции с успехом можно реализовывать.

Естественно и рекреативная функция, развлекательная, позволяющая снять напряжение, которое накапливается на уроках, необходима для любого школьного СМИ. Так же, как и возможность использовать его как творческую площадку. Только возможность эта должна быть у любого жителя школьного государства, а не только у членов редколлегии или тех, чье сочинение может «пропихнуть» в газету учитель литературы.

Большинство школьных СМИ сегодня либо не имеют четкой позиции, либо играют роль «шута» или «назидателя». Часто такое происходит с ученическим самоуправлением, главной задачей которого может стать организация дискотек и Дней дублеров или общественных судов над двоечниками и курильщиками. Чтобы изменить положение вещей, СМИ должны стать собеседниками, открытыми для всех, вовлекающими в процесс самоуправления как учеников, так и их родителей и педагогов.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 76)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Особенности организации обучения и воспитания аутичного ребенка
2. Развитие творческих способностей учащихся с отклоняющимся поведением
3. Из опыта коррекционной работы по орфографии в 10 классе
4. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с глубокой умственной отсталостью
5. Как глухому ребенку выбирать профессию?
6. Классному руководителю о драме десятиклассников
(рекомендации для первого родительского собрания в 10 классе и не только)

7. Цели тьюторской деятельности и проблемы, сопровождающие её реализацию
8. Алгоритм деятельности социального педагога по защите прав детей
9. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного творчества
10. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся (воспитание родителей)
11. Классный час с классным руководителем
12. Парад районов
(сценарий «живой» газеты «Пламя», посвященной юбилею Новосибирской области)

13. Какие задачи решают СМИ в системе ученического самоуправления
14. По страницам школьной «Бригантины»…