Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Нина Юрьевна Ефимова,
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
специальной (коррекционной)
общеобразовательной
школы № 1 VIII вида
Октябрьского района г. Новосибирска

Коррекционная школа. Не бойтесь заглянуть!

Коррекционных школ в городе Новосибирске немного, у каждой свой профиль. Самыми нежеланными в общественном мнении считаются школы VIII вида, в них обучаются дети с проблемами интеллектуального развития. Именно о специальной (коррекционной) школе № 1 VIII вида и пойдёт разговор.

Дети попадают в школу VIII вида по-разному: одни с первых дней жизни тревожат родителей своей непохожестью на сверстников, другие – ничего не подозревая, идут в первый, второй класс… И вот тут разворачивается драма – ребёнок оказывается особенным.

Отбор детей для коррекционной школы ведут специалисты высокой квалификации. Родителям необходимо прислушаться к их рекомендациям сразу: каждый год, потерянный «особенным» ребёнком в массовой школе, несёт ему невосполнимые пробелы в развитии. Люди, работающие в комиссии (ПМПК), в отличие от членов семьи, подходят к решению данного вопроса ответственно и беспристрастно, исходя только из интересов ребёнка.

Одно из важнейших условий для успешной реабилитации «особенного» ребёнка – принятие семьёй сложившейся ситуации и позитивный настрой на специальное образование. В противном случае, учащийся стыдится своей школы, чувствует себя ущербным, у него формируются стойкие негативные комплексы – все это препятствует развитию, снижает познавательный интерес и уровень адаптации.

Если у вашего ребёнка или ученика имеются серьёзные проблемы в обучении, если участковый врач-психиатр настойчиво рекомендует школу VIII вида, приходите к нам на экскурсию, мы всё покажем и расскажем. Мы существуем, чтобы вам помочь!

Цель специального образования: адаптация и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Школа выделяет три основные задачи: коррекция психофизических недостатков, обучение и воспитание. Все три процесса неразрывно связаны между собой и взаимообусловлены. Приоритетными считаются предметы трудовой и социально-бытовой направленности. Наш выпускник должен владеть рабочей специальностью (в данный момент столярное или швейное дело), уметь себя обслужить (готовить пищу, стирать, убирать помещение, простейший ремонт бытовых предметов, покупка товаров, оплата услуг и т.д.), уметь общаться с окружающими людьми по любым вопросам, иметь культурные привычки и потребности, сохраняющие его здоровье.

Для работы с «особыми» детьми штат полностью укомплектован «особыми» учителями-дефектологами. Случайные люди в школе не задерживаются, а те, кто остаются, уже не мыслят себя без нашей школы и полностью погружаются в работу. Атмосфера учреждения пропитана доброжелательностью и взаимопониманием всех участников образовательного процесса: учителей и воспитанников, администрации и родителей. Школа работает в режиме открытости, сотрудники всегда готовы предоставить любую возможную информацию, консультацию или помощь.

Уроки и занятия проводятся в соответствии с рекомендациями психолога, психиатра, логопеда. Учащиеся воспитываются в ситуации успеха, позитивного сотрудничества, учёта и развития индивидуальности. Социальная адаптация невозможна без социальных взаимоотношений, принципиальной позицией школы является обучение ребёнка в условиях класса. Проводя несколько часов в детском коллективе, школьник попадает в различные ситуации, приобретает опыт взаимодействия, речевого общения, учится находить компромисс.

Обучение и воспитание строится на коррекционных принципах: обучение носит практический характер, обязательна индивидуализация и дифференциация процесса, опора на личный опыт детей и т.д. Обучение с этих позиций позволяет нам открыть ребёнку неведомый мир знаний. Только дефектолог знает, как просто научить сложным вещам. Большое значение имеет организация занятий в охранительном режиме. Одномоментно школьник может изучить такое количество учебного материала, какое позволит его психофизическое состояние. Переутомление преграждает путь к усвоению, не даёт сформировать необходимые навыки, развивает негативное отношение к процессу учения.

Нейтрализация отрицательных мотивов, повышение мотивации учения, формирование положительных стереотипов – труднейшая педагогическая задача. Значительно способствуют развитию желания учиться интересные практические занятия, инновационные методы и приёмы обучения, хорошие отметки по предметам, а также активное участие школьников во внеклассной и внешкольной работе. Опытные педагоги дополнительного образования ведут подготовку учащихся к конкурсам, концертам, праздникам, каждый воспитанник побывал в роли и участника, и призёра, испытал радость победы.

Особое значение имеет коррекционная направленность обучения. Коррекция мышления, памяти и речи проводится на всех общеобразовательных уроках. Коррекция физических недостатков, двигательной сферы, общесоматическое развитие организма происходит на уроках физкультуры, коррекционной ритмики, развития психомоторики и сенсорных процессов, ЛФК, а также в тренажёрном зале, на соревнованиях, спортивных играх, переменах и в группе продлённого дня.

Наши воспитанники по месту жительства не любят посещать секции и кружки, боятся быть неуспешными, но в школе они всегда будут лучшими, а если что-то не получается, можно играть и в четыре руки – вместе с учителем.

Развитие творческих интересов происходит на уроках эстетической направленности. Занятия музыкой и пением выходят за рамки одного урока и продолжаются в вокальной группе, хоровой студии, оркестре детских музыкальных инструментов.

Учащиеся с удовольствием посещают художественный труд, учатся работать с бумагой, тканью, кожей, природным материалом, представляют свои работы на районных и городских выставках.

Занятия танцами и фитнесом посещают не только девочки, но и мальчики.

Любой урок в нашей школе активно содействует формированию положительных качеств личности. Очень важно, чтобы наш выпускник был элементарно осведомлён в разных областях, чтобы мир, окружающий его, был полезным, культурным, доступным. Программа знакомства с родным городом включает в себя посещение культурных, спортивных, научных, общественных учреждений Новосибирска. Наши воспитанники чаще своих здоровых сверстников посещают городские учреждения культуры и искусства, лучше ориентируются в пространстве района и города.

«Встречают по одёжке, а провожают по уму». Эти слова можно сказать про наше учреждение. Мы не только гарантируем качественное обучение и всестороннюю реабилитацию, но и создаём комфортные условия обучения. Здание школы прекрасно выглядит как внутри, так и снаружи. Пришкольная территория вызывает у наших посетителей приятные эстетические чувства и желание прийти к нам снова.

Попробуйте найти школу лучше!

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 183)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела