Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Ольга Константиновна Романова,
заместитель директора по воспитательной работе
МБС(К)ОУ специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы № 5 VIII вида
«Новые надежды» Советского района
г. Новосибирска

С надеждой на здоровье и благополучие наших детей

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья города Новосибирска «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5 VIII вида «Новые надежды»» расположена в живописном уголке Советского района, недалеко от соснового бора и берега Обского моря, в районе Шлюза. Школа № 5 единственное коррекционное учреждение в районе. 86% учащихся не проживают в микрорайоне, где расположена школа, а приезжают из всего Советского и прилегающих к нему районов, г. Бердска.

Учреждение создано для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем образовательных программ двух ступеней образования: I ступень – начальное образование, II ступень – основное общее образование.

На I ступени обучения осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности учащихся. Учащимся прививают интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности и самостоятельности. Проводится работа по общему речевому развитию учащихся, коррекция нарушений моторики, отклонений в эмоционально-волевой сфере и поведении.

В школе II ступени учащиеся получают знания по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующие их психофизическими возможностями, навыки трудовой подготовки, имеющей профессиональную направленность, по профилям – столярное дело, обувное дело, швейное дело.

Коррекционные занятия занимают значительное место в системе обучения. Одним из ведущих коррекционных занятий является социально-бытовая ориентировка. Проводятся специальные занятия по ЛФК, ритмике, индивидуальные и малогрупповые занятия по исправлению недостатков речевого развития (логопедические), развитию психомоторики и сенсорных процессов.

В школе созданы благоприятные условия и возможности для самореализации участников образовательного процесса и решения специфических задач в работе с детьми со специальными образовательными потребностями.

В современных условиях реализации комплексного проекта модернизации образования особое значение приобретает задача формирования и укрепления здоровья школьников. Особый акцент имеет эта задача в нашем случае, когда речь идет о детях с умственной отсталостью, которые объединены в категорию «дети с ограниченными возможностями здоровья» по причине недоразвития интеллекта.

Все учащиеся школы имеют разную степень и формы патологии, различающиеся по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям. У 74% учащихся легкая умственная отсталость, у 18% – умственная отсталость средней степени, 1% с глубокой умственной отсталостью. У 7% – ранний детский аутизм. Помимо психических нарушений у 29% учащихся наблюдаются нарушения зрения, у 32% – нервной системы, у 47% – нарушения осанки, с ЛОР-заболеваниями 21% учащихся, у 2% нарушение слуха, у 11% недостаток массы тела, у 4% ожирение. 45% детей имеют инвалидность.

Учащимся нашей школы нелегко. Осознать ценность здоровья, научиться беречь свое здоровье, заботиться о нем, приумножать его они могут с трудом не только по причине своего психического заболевания. Многие проблемы кроются в семьях, где часто отсутствует ценность здорового образа жизни. К сожалению, у некоторых детей родители злоупотребляют алкоголем, не работают, имеют низкий уровень образования, культуры, малый доход. Сложно внушить ребенку, что курение вредно, если вся взрослая часть семьи курит. Сложно говорить о правильном питании, если многодетная семья живет только на пособие матери по уходу за маленьким ребенком.

С учетом специфики нашего образовательного учреждения в 2006 году была разработана и успешно действует программа «Здоровье», цель которой – сохранение и укрепление здоровья учащихся и педагогов, формирование способности вести здоровый образ жизни посредством развития здоровьесберегающей системы школы.

Вся деятельность нашего образовательного учреждения пронизана идеями программы «Здоровье». Она предполагает создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников, организацию и проведение диагностических, профилактических, оздоровительных, коррекционных мероприятий для учащихся, формирование системы знаний у учащихся о здоровьесбережении, работу с родителями и педагогическими кадрами.

Школа наша маленькая. В ней 15 учебных кабинетов. Развитие материально-технической базы за последние несколько лет позволило заменить, в соответствии с СанПин, мебель. Теперь она вся новая, красивая, соответствует стандарту, возрасту и росту учащихся. В прошлом учебном году был отремонтирован и оснащен инвентарем спортивный зал, создан и успешно действует зал ЛФК, в который также приобретено новое оборудование. Обновлена школьная спортивная площадка.

В школе работает столовая по принципу буфета, где дети ежедневно получают два раза в день горячее, бесплатное, разнообразное питание. Учебно-воспитательная деятельность в школе строится в соответствии со стандартом общего образования умственно отсталых детей. Учащиеся учатся в одну смену, во второй половине дня в школе работают группы продленного дня и объединения дополнительного образования. Расписание уроков и занятий составляется с учетом психофизических особенностей и возможностей учащихся.

Большое внимание уделяется физической культуре. В 1-7 классах в неделю по два урока физкультуры и по одному занятию ЛФК и ритмики. В 8-9 классах – два урока физкультуры в неделю. На всех уроках проводятся физкультурные минутки. В группах продленного дня обязательны спортивные часы с соревнованиями, подвижными играми, прогулки на свежем воздухе. Работает спортивная секция «Попрыгунчик».

В школе ежегодно проводится медицинский осмотр учащихся различными специалистами и создается база данных о состоянии их здоровья. Также проводятся еженедельные, а иногда и ежедневные осмотры учащихся медицинским работником школы.

Одним из главных направлений воспитательной работы школы является направление «Здоровый образ жизни, безопасная жизнедеятельность», задачей которого является формирование основ культуры здоровья, приобщение к здоровому образу жизни. На протяжении всего учебного года классными руководителями регулярно в рамках программы проводятся часы здоровья. Большая роль в реализации программы принадлежит методическому объединению здоровьесберегающего цикла (руководитель Фокина Р.В.), в которое входят учителя биологии, социально-бытовой ориентировки, ритмики, ЛФК, физкультуры.

Ежегодно в школе проходят «Неделя чистоты, здоровья, экологии, безопасности». Среди внеурочных мероприятий, которые готовятся силами детей, учителей, родителей, разнообразные конкурсы, викторины, дни красивой прически, одежды, чистюль, любителей природы, правильного питания, праздники здоровья.

В школе ведется работа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения. Проводятся «День отказа от курения», устные журналы о вреде алкоголя и курения, выставки рисунков «Я люблю тебя, жизнь» и другие мероприятия в рамках городского и районного плана. Традиционны осенние и весенние спартакиады, «Веселые старты», первенство по пионерболу, волейболу, среди учащихся и учителей. Ежегодно в июне в школе работает летний оздоровительный лагерь «Ромашково», где все направлено на максимальное оздоровление детей.

Оздоровить детей невозможно без просвещения родителей. Действует родительский всеобуч. На собраниях выступают специалисты – медики, учителя, проводятся индивидуальные консультации, беседы о способах сохранения здоровья их детей. Совместные с родителями мероприятия в школе, классах способствуют укреплению нравственного здоровья семьи.

Немаловажное значение при осуществлении работы по здоровьесбережению имеет работа с педагогическими кадрами. Наш принцип: «Здоровый педагог – здоровые дети». Психолог школы Геворкян С.В. систематически с учителями проводит практикумы по профилактике эмоционального сгорания, оказывает помощь в освоении способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения. Учитель ЛФК и ритмики Коняева О.В. систематически ведет семинары, на которых знакомит с современными методиками оздоровления, разучивает комплексы физических упражнений, направленных на улучшение здоровья учителей.

Для успешной реализации программы в школе создан и действует Совет по оздоровительным и коррекционно-реабилитационным мероприятиям.

В результате деятельности учреждения в рамках программы «Здоровье» у участников образовательного процесса:

– начало меняться отношение к своему здоровью;

– уменьшилось количество курильщиков;

– наши «особые дети» чувствуют себя комфортно в стенах школы, с удовольствием посещают спортивные секции, группы продленного дня, кружки;

– наблюдается положительная динамика (о чем свидетельствует ежегодный мониторинг) в снижении острых и хронических заболеваний учащихся и учителей;

– все участники образовательной деятельности включены в процесс обучения, воспитания, формирования активной жизненной позиции и здорового образа жизни.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 15)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела