Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(25) Людмила Николаевна Зезюля,

учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МАОУ гимназии № 11 «Гармония» Октябрьского района
г. Новосибирска

Все дети должны учиться вместе

В нашей стране сложилась система по раздельному обучению здоровых детей и ребят с ограниченными физическими возможностями. Для детей с инвалидностью созданы специализированные профилированные по заболеванию школы. У такой системы есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, в этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за этой обособленности в детстве разделение общества на здоровых и инвалидов сохраняется на протяжении многих лет. В результате обучения детей-инвалидов отдельно от всех остальных, их конкурентность на образовательном рынке невелика, уровень подготовки, как правило, ниже, и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с остальными выпускниками школ.

Альтернатива такой системы – совместное обучение здоровых детей и ребят с ограничениями физического развития в обычных, общеобразовательных школах, такое инклюзивное образование – одна из форм активной интеграции детей с ограниченными физическими возможностями в общество. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом наиболее гуманным, поэтому это направление стало одним из главных в российской образовательной политике. Положения инклюзивного образования закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т.д.).

Совместное образование уже признано приоритетным, но готовы ли принять это люди, каждый конкретный человек, будь он инвалид или здоровый россиянин? Центром социальной политики и гендерных исследований был проведен опрос среди разных групп населения, чтобы выяснить, насколько готово общество к образовательной инклюзии (совместное образование). Оказалось, что большинство россиян, как инвалиды, так и относящие себя к здоровым людям, считают, что обучение детей-инвалидов должно проходить именно в специализированных школах – так считает около 62 % всех опрошенных. Причем больше всего сторонников такого раздельного обучения – это инвалиды по слуху и инвалиды по зрению. А вот каждый четвертый инвалид с нарушением опорно-двигательной системы допускает и даже приветствует совместное обучение в общеобразовательных школах.

По мнению экспертов Центра социальной политики и гендерных исследований, с российскими педагогическими традициями и сложившейся системой специальных учебных заведений необходимо считаться. Но если родители ребенка-инвалида хотят обучать его в обычной общеобразовательной школе, такое право у них должно быть. При этом, по мнению как зарубежных, так и отечественных экспертов, обучение ребенка-инвалида в массовой общеобразовательной школе не только полезно, но и экономически выгодно для государства. Дело в том, что бюджет специального образовательного учреждения в разы превышает стоимость обучения ребенка с инвалидностью в массовой школе, и даже переоборудование массовой школы для удобства инвалидов не пробьет брешь в бюджете.

В результате проведенного опроса стало ясно, что пока большинство школ и высших учебных заведений не готовы к встрече с учащимися-инвалидами: нет специальных программ, нет обустроенной среды – помещений, специальных лестниц, подъемников, даже спецклавиатур у компьютеров и т.д. Но постепенно отношение к инклюзивному образованию все-таки меняется, новые школы строятся с учетом нужд людей с ограниченными возможностями, а колледжи и вузы создают спецгруппы для таких учащихся. На приоритет развития интегрированного образования указывалось еще в 2001 году в докладе Государственного совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе»: «Дети, имеющие проблемы со здоровьем (инвалиды), должны обеспечиваться государством медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и лишь в исключительных случаях – в специальных школах-интернатах…»

Дети – это наше будущее, поэтому важно, чтобы у них уже с раннего возраста сформировалось правильное представление о людях с инвалидностью, чтобы они не боялись инвалидов. Большинство учащихся, их родители и даже некоторые педагоги зачастую не знают о том, что в их школе на дому обучаются дети-инвалиды. Недостаточное информирование и стереотипное отношение к инвалидам лишают детей возможности совместного обучения или просто общения со сверстниками, ограничивая тем самым круг общения детей с инвалидностью и развивая в них комплексы.

В мае 2007 года стартовала просветительская кампания по продвижению Инклюзивного Образования «Все дети должны учиться вместе». Проект реализуется организацией «Перспектива» совместно с региональными партнерами в 16 городах России. Цель кампании – информирование общества об инклюзивном образовании, о необходимости включения детей с инвалидностью в общеобразовательный процесс и популяризации инклюзивного образования в России.

РООИ «Перспектива» проводит эту кампанию под девизом «Все дети должны учиться вместе» с призывом «Включайся в движение за Инклюзивное образование!» В ходе занятий используются интерактивные методы работы, которые позволяют детям лучше понять и прочувствовать каждую ситуацию на себе, высказать свои мысли и идеи по разным вопросам.

Дети узнают:

– в чем особенности людей с инвалидностью,

– какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь,

– как и где они могут учиться,

– где и кем могут работать,

– какими видами спорта и творчества могут заниматься,

– также много говорится о совместном обучении детей-инвалидов и детей без инвалидности.

Немалую роль играет то, что именно молодые инвалиды проводят подобные занятия, так дети в классе имеют возможность формировать свое отношение к инвалидам, общаясь с ними напрямую. Также ребята могут задавать интересующие их вопросы, и в большинстве случаев начинают понимать, что инвалидность вовсе не означает того, что перед ними абсолютно другой человек: единственное, чем отличается инвалид – так это или внешностью, или манерой общения, или непривычным методом передвижения. Таким образом, во время проведения занятий, ребята постепенно приходят к убеждению, что инвалиды такие же люди, как и все остальные: они делают те же вещи, что и все люди, только иногда другими способами.

Самое главное то, что дети делают все выводы самостоятельно и ощущают новизну открытия, что помогает лучше закрепить пройденный материал. Именно такая форма общения (интерактивная форма проведения занятий) помогает ломать стереотипы и создавать более или менее комфортные условия для общения. В ходе занятий часто используется наглядный материал – видеозаписи, книги по Брайлю, фотографии, – что позволяет детям лучше понять и усвоить новые знания.

Весь опыт проведения занятий по пониманию инвалидности в школах показывает, что дети начинают относиться к людям с инвалидностью ни как к чему-то необычному или страшному, а как к обычным людям. И чем больше людей будет придерживаться такого мнения об инвалидах, тем меньше проблем будет возникать в нашем обществе.

Хотелось бы привести цитаты детей и учителей, которые принимали участие в этих занятиях:

«По нашему опыту, мы считаем, что проведение подобных занятий в общеобразовательных школах – необходимо. Эти уроки изменили отношение детей к людям с инвалидностью, сломали существующие стереотипы. Ученики перестали бояться говорить об инвалидах» (Педагог).

«Сегодняшняя работа – это большой вклад в будущее детей XXI века. Чаще и больше людей задействуйте в этой работе, и будущее будет вам за это благодарно» (Педагог).

«Я бы хотела подружиться с моим сверстником с инвалидностью, мы бы с ним играли, гуляли, смотрели кино, если надо я могла бы помочь моей подруге» (Ученица 4 класса).

«Я никогда не думал, что инвалиды могут заниматься разными видами спорта, тем более работать и заводить семьи, теперь я знаю, что все это они могут делать так же, как и все остальные люди. Мне очень понравились занятия и ведущие» (Ученик 3 класса).

Автор статьи считает, что надо вводить совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями хотя бы на какие-то уроки, несколько дней в неделю (1-2 дня), тогда здоровые дети почувствуют себя помощниками учителя и просто заботливыми людьми. Такие уроки задевают душу ребёнка и воспитывают в них отзывчивость, сострадание и доброту. Полностью совместное обучение может быть пока и невозможно из-за разного темпа обучения, восприятия материала и т.д., но на нескольких уроках это будет полезно всем. Эти занятия обязательно запомнятся детям, и может быть, через 10-15 лет, когда они будут принимать важные решения в области управления государством и бизнеса, они вспомнят о людях с ограниченными физическими возможностями и построят свой город удобный для всех.

Я рада, что в моём классе есть Аня Воробьёва – очень добрый и открытый человек. Она всегда готова поделиться своей радостью или переживанием, а мы со своей стороны всегда рады их с ней разделить. В качестве примера отношения моих учеников к детям с ограниченными возможностями здоровья привожу здесь ее рассказ.

Анна Воробьёва,

ученица 9 класса

МБОУ гимназии № 11 «Гармония»

Октябрьского района г. Новосибирска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Четыре года назад я заболела сахарным диабетом и вот уже в течение четырёх лет неустанно борюсь с этой «жуткой болячкой». На самом деле, все не так страшно, как кажется на первый взгляд. Страшные истории про сахарный диабет вызывают бурные эмоции у окружающих, но не находят поддержки у знающих людей. Совершенно ясно, что болезнь не мешает мне жить интересной и полноценной жизнью, учиться и заниматься спортом. Я люблю петь, рисовать, увлекаюсь музыкой, а в прошлом году я окончила музыкальную школу.

Я люблю учиться, диабет сделал меня только сильнее. Я стала более организованной, веду здоровый образ жизни, и разным соблазнам просто нет места в моей душе. Самое главное понять, что ты способен справиться со всеми трудностями, и в любом случае все те, кто тебя окружает, всегда поймут и помогут.

Одноклассники всегда понимают и поддерживают меня. Бывают ситуации, когда я чувствую себя плохо из-за высокого или низкого сахара в крови. Они всегда стараются чем-то помочь, чему я искренне рада. Однажды произошла такая ситуация в школе, я была в растерянности, так как у меня резко понизился сахар в крови, а у меня не было ничего сладкого с собой (когда понижается сахар, то нужно съесть что-нибудь сладкое). Я сказала об этом друзьям, они быстро подхватили меня за руки и отвели в столовую, чтобы купить мне сок. Я очень удивилась, ведь я не ожидала такой быстрой реакции. После этого случая я поняла, что мои одноклассники всегда будут рядом и помогут мне, а для меня это чрезвычайно важно.

Конечно же, больше всех за меня волнуется мой классный руководитель Людмила Николаевна. Как только мы встречаемся в школе, она первым делом спросит меня о моем самочувствии. Видя это, я ощущаю себя в школе, как дома, и могу сказать, что школа – это еще одна крепость, в которой я всегда буду уверена и защищена.

Самое главное, что сейчас медицина не стоит на месте, а движется вперед, и вполне возможно, что уже очень скоро наука произведет фурор и найдется то самое лекарство, которое вылечит всех диабетиков! Я искренне в это верю и надеюсь, что другие, такие же, как и я, не отчаиваются!

В гимназии я собираюсь учиться еще три года, намереваюсь поступать в театральный институт и надеюсь только на самое лучшее!

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 254)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела