Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(2) Антонида Михайловна Романова,
учитель географии
высшей квалификационной категории
МБОУ лицея № 22 «Надежда Сибири»
Железнодорожного района г. Новосибирска

Диагностика школьников с целью продуктивного формирования учебной деятельности на уроках географии

За годы работы учителем географии я накопила определённый опыт и в течение последних 10 лет пользуюсь своей педагогической системой, одной из важнейших задач которой является формирование учебной деятельности (УД). Эта задача сложна и многопланова. Ей уделяется много места в различной литературе

«Страшная опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере мысли, т.е. на уроке». В.А. Сухомлинский

Нет смысла доказывать правоту этих слов, они актуальны и в настоящее время. Итак, в процессе обучения главной задачей является формирование УД у школьников, т.е. мы должны научить детей учиться.

УД предполагает совместную деятельность учителя и ученика. Главная ошибка учителя состоит в том, что он, порой, УД распространяет лишь на себя. А ведь ученик способен воспринимать информацию в течение лишь 20 минут. Причём любой самый яркий рассказ учителя не даёт большего результата, чем деятельность самого учащегося.

В этой связи уместна цитата психолога А. Бине: «Основой урока должна быть не речь учителя, а активная деятельность учащихся. Войдите в класс. Если вы видите учеников неподвижно сидящих и терпеливо слушающих разглагольствования учителя или пишущих под его диктовку, то вы можете с уверенностью сказать – это плохая педагогика».

Учебная деятельность – процесс непростой и очень важно, как будет обеспечено формирование ведущих компонентов в нём:

УД = УПИ + Ц + УДс + К + О,  где

УПИ – учебно-познавательный интерес;

Ц – целеполагание;

УДс – учебные действия;

К – контроль;

О – оценка.

Все эти компоненты формируются у учащихся на уроке. Для того чтобы это происходило качественно, чтобы ребёнок активно участвовал в учебном процессе, а УД стала действительно совместной деятельностью учителя и ученика, я считаю необходимо целенаправленно учитывать возрастные особенности детей, состояние межличностных отношений в классе, определять «трудности» подростков в той или иной сфере (в учении, общении, поведении и т.п.), свойства характера (характерологический тип) ребёнка, способности ребёнка к обучению и т.д. Иными словами, чтобы научить ребёнка, его надо изучить. Этому я уделяю много времени. Моя деятельность в классе начинается со сбора сведений о каждом ребёнке.

В первую очередь я изучаю возрастные особенности детей. На всех отрезках школьного пути очень важна учебная деятельность, хотя она не всегда выступает ведущей. Для дошкольников ведущей деятельностью является игра. С 7 до 11 лет ведущей выступает учебная деятельность. С первых дней пребывания в школе у ребёнка формируются потребности в теоретическом освоении действительности, теоретические представления и понятия, а также соответствующие умения. Общение в системе общественно-полезной деятельности выходит на первый план и становится ведущей деятельностью детей примерно с 11 лет, включает в себя такие коллективные формы её выполнения, как общественно-организационная, спортивная, художественная, учебная и трудовая. Работая с седьмым классом, я выявила отношение детей к различным видам деятельности и убедилась в этом. Полученные результаты сведены в Таблицу 1.

Шкала оценок:

А – активное: знает, умеет, проявляет инициативу;

С – старательное: всё делает добросовестно с желанием;

У – умеренное: успевает делать что должен;

Н – неравномерное: делает только то, что нравится;

Б – безразличное: нет интереса, делает с трудом, под давлением;

П – пассивное: деятельность не нравится, уклоняется от неё.

 

Отношение учащихся к различным видам деятельности

Таблица 1

№  п/п Фамилия имя ученика                             Вид деятельности      
учеб- ная трудо- вая органи- затор- ская обще- ние художе- ствен- ная спортив ная развле- катель- ная
1 Авилов Алеша    Н    П    У    А    У    Н    А
2 Белокобыль- ская Злата    Н    С    А    А    С    А    У
3 Белоусова  Ира    У    Н    У    А    У    У    У
4 Васькин Володя    Н    Н    У    А    Н    У    У
5 Затонская Альбина    У    У    У    А    С    У    У
6 Калюта Артём    У    У    У    А    У    А    У
7 Кан Вика    Н    У    С    А    У    Н    У
8 Мазалюк Настя    С    У    С    А    А    У    А
9 Мартель  Марина    Н    С    С    А    С    С    А
10 Можейкин Миша    Н    У    Н    У    П    У    П
11 Монстров Миша    У    С    С    А    У    А    У
12 Овчинников Артём    П    С    С    А    А    У    А
13 Пазюк Егор    У    С    У    А    У    У    У
14 Пермякова Настя    Н    С    С    У    У    У    У
15 Поршинкова Даша    У    П    Н    У    Н    П    У
16 Притворова Катя    Н    У    С    А    У    У    А
17 Пупынин Илья    П    У    С    А    А    Н    А
18 Савченко Семён    Н    У    У    У    У    А    У
19 Сележанов Олнг    Б    П    П    Н    Н    Н    У
20 Семёнова Юля    У    С    У    У    У    С    У
21 Скрыль Надя    Н    С    С    У    У    Н    А
22 Сухарев Никита    П    С    С    А    А    А    А
23 Сушкин Миша    У    У    С    А    С    А    А
24 Тавасиев Саша    Н    У    Н    Н    П    П    У
25 Чувочин Игорь    Б    Н    Н    Н    У    У    А
26 Цыцаркин Никита    Б    Н    У    У    У    С    А
27 Шишлянников Виталий    Н    С    А    А    А    А    А
28 Шуляков Игорь    Б    У    Н    У    У    У    А

В старших классах УД вновь выступает на первый план, является особенно важной, ведущей деятельностью и, как правило, с профессиональным уклоном. В этот период дифференцируются учебные интересы, особенно углублённо изучаются отдельные предметы.

Понимая, как важна УД на всех этапах школьного пути, я стараюсь её формировать, соединяя с различными другими видами деятельности. Это открывает возможности для проявления индивидуальностей учащихся (их способностей, склонностей, интересов). Соединение разных видов деятельности является продуктивным. Деятельность в своём процессе рождает и внутренние побуждения школьников (мотивы), и отношение их к учению, к общению в коллективе, к учителю, отчего часто зависят и результаты обучения и учения. Она оказывает влияние не только на личность ученика, но и на процесс сплочения и развития ученического коллектива. При этом важны отношения и зависимости между учениками, ведь общение – атрибут всякой деятельности.

Поэтому считаю для себя обязательным знать состояние межличностных отношений в классе, где провожу уроки. Это помогает мне рационально организовать в нём УД. С этой целью я определяю рейтинг ученика в коллективе, подсчитываю социометрический статус ребёнка по специальной формуле (Р.В. Овчарова), либо получаю консультацию классного руководителя о классе. Изучение межличностных отношений проводится в игровой форме, данные теста заносятся в таблицу, а из таблицы вводятся в формулу, по которой определяется статус (С) каждого ученика класса. Если С составляет:

от 3,4 до 3,0 – то ребёнок лидер;

от 2,9 до 2,5 – предпочитаемый;

от 2,4 до 2,0 – принятый;

от 1,9 до 1,0 – отверженный.

На примере 7 класса имеем следующую ситуацию. Из 28 учащихся класса набрали от 3,0 до 3,4 баллов и выше – 10 человек. Они относятся к разряду лидеров (причём трое из них имеют более 3,4 балла – суперлидеры), 10 человек имеют от 2,5 до 2,9 балла– разряд предпочитаемые, от 2,0 до 2,4 балла имеют 6 человек – это принятые и двое отверженных.

Для наглядности всех учащихся в зависимости от их статуса располагаю на орбитах социограммы.

Таким образом, выделяю детей-лидеров (внутренняя орбита), предпочитаемых (вторая орбита), принятых (третья орбита) и отверженных (за пределами социограммы). В дальнейшем, при организации УД в коллективе я учитываю состояние межличностных отношений в нём. Например, при формировании групп легко определить место ученика в ролевой игре, помочь проявить себя, чтобы, может быть, в дальнейшем повысить его статус и т.д.

Кстати, состояние межличностных отношений в классе проверять целесообразно ежегодно, так как ситуация меняется. Это и естественно, ведь дети взрослеют, изменяются сами, в какой-то мере меняются и их отношения друг к другу.

Часто отверженные дети относятся к числу «трудных». Для выявления, где у ребёнка не всё благополучно, я использую методику В.С. Ханчина. С её помощью выявляются сферы, где у подростка проблема и в зависимости от этого определяется уровень трудности и формы воздействия. «Трудность» – это в какой-то степени «заболевание», в поведении подростка наблюдается какой-то сбой. Я выясняю сферы, где у него не всё благополучно, и в зависимости от этого определяю уровень трудности и форму воздействия.

Итак, согласно этой методики можно выделить следующие сферы: учение, общественно-полезный труд, общение, поведение, интересы.

Каждая из сфер имеет четыре критерия: а, б, в, г. Причём, а и б характеризуют подростка как положительного (а – нравственно стойкий, б – нравственно нестойкий), в и г характеризуют ученика как отрицательного (в – предправонарушитель, г – правонарушитель). Рассмотрим эти сферы.

  1. Учение:
  2. а) добросовестно, примерно на «4» и «5», обладает высокой культурой учебной деятельности, рационально распределяет своё время. Высокая работоспособность. Мотивы учения – социально значимые;

    б) неровно относится к учёбе. Успеваемость средняя – «4», «3», могут быть «5». Не умеют настойчиво преодолевать учебные трудности. Средняя работоспособность. Мотивы учения могу быть индивидуалистическими;

    в) не успевает по одному предмету, по остальным «3», «4». Много пробелов в знаниях, не умеет организовать учебную деятельность, слабая воля, низкая работоспособность;

    г) не успевает (по нескольким предметам), систематически не выполняет задание, относится к учёбе отрицательно. Конфликт с учителями.

  3. Общественно-полезный труд:
  4. а) инициативный в общественных делах, много придумывает, активно осуществляет задуманное. Умело сочетает общественные и личные интересы. Ярко выраженная общественная направленность;

    б) организатором общественно-полезных дел не выступает, но выполняет поручение. Активно делает то, что интересно, не всегда руководствуется социально-значимыми мотивами;

    в) пытается остаться в стороне, только боязнь взыскания или общественного мнения заставляет принять участие в делах коллектива. К результатам коллективной деятельности равнодушен, но если его заинтересовать, может выполнить;

    г) не выполняет общественно-полезных дел, пренебрежительно относится к результатам деятельности класса. Ярко выраженная эгоистическая направленность.

  5. Общение:
  6. а) переживает за коллектив, много друзей. По социометрии – хорошее положение в коллективе, удовлетворён общением в классе, любит свой коллектив;

    б) есть 1-2 близких друга в классе, следовательно, удовлетворён своим положением в классе. В коллективе ориентируется только на эту близкую группировку. Общие интересы с близкими друзьями;

    в) «эпизодическая дружба», конфликтует в классе, ему кажется, что к нему плохо относятся. Ждёт, чтобы ему помогали больше, хорошо относились, сам себя ведёт так, за что осуждает других. Неадекватная самооценка;

    г) не признаёт коллектив, не считает себя его членом, не считается с общественным мнением коллектива. Упрямство, грубость, эгоизм по отношению к товарищам. Друзей в классе нет, следовательно, референтная группа на стороне.

  7. Поведение:
  8. а) в конфликтных ситуациях на стороне правого, реже если один. Замечания принимает, считается с мнением других. Требует соблюдения норм поведения от себя и других;

    б) в конфликтных ситуациях на стороне правого, когда его поддерживает большинство. Ориентируется на общественное мнение, дисциплинирован, когда чувствует за собой контроль;

    в) в конфликтных ситуациях – принцип «круговой поруки», на замечания реагирует грубостью, упрям. Может быть недисциплинирован на уроке, дезорганизатор;

    г) недисциплинированность, в конфликтах – на стороне сильного. Курит, ворует, груб.

  9. Интересы:
  10. а) разносторонние;

    б) разбросанные или в какой-то одной области. Читает много, дополнительная литература по интересующим вопросам. Общение с ребятами, близкими по интересам;

    в) интересы аморфные, в основном предпочитает смотреть, слушать, читают мало. Не любят деятельность, где нужна смекалка;

    г) интересы не развитые, отрицательное отношение к чтению, к занятию в кружках. Телевизор, кино, только развлекательные программы. Но! Завышенные материальные потребности.

На следующем этапе, используя данную методику, выявляю сферы, где у подростка не всё благополучно. В первую очередь обращаю внимание на тех учащихся, у которых социометрический статус от 1,0 до 1,9 балла. Выявляю «трудность», которая вполне может служить причиной изолированности ученика. С этой целью строю график, где отражаю положение дел подростка по четырём сферам. 

Очевидно, что не все школьники учатся легко, многие не умеют организовать учебную деятельность. Как помочь подростку в учёбе? Что ни характер, то свои проблемы. Так считает каждый из нас, когда речь идёт о межличностных отношениях. И словно бы забывается, что свойства характера имеют самое прямое отношение к результативности в учёбе.

Подростковый возраст является периодом становления характера. В это время формируется большинство характерологических типов. Для каждого типа психологи выделяют достоинства и недостатки. Интересна в этом отношении методика практического психолога Е.А. Гайдукевич, согласно которой можно выделить такие характерологические типы как: параноики, эпилептоидные дети, гипертимы, истероидные, шизоидные, психостеноиды, сензитивы, гипотимы, астеники и другие. Каждому типу даётся характеристика и рекомендации работы с ними.

Данная методика позволяет выявить учащихся с признаками, указывающими на риск формирования психопатии, депрессий и социальной дезадаптации.

Основными недостатками развития интеллектуальной сферы учащихся можно считать несформированность у них приёмов учебной деятельности, навыков интеллектуальной работы. Многие из них не обладают такими достаточно развитыми качествами, как умение владеть собой, ответственность, трудолюбие.

Определив, к какому практическому типу относятся дети моего класса, имеющие низкий социометрический статус, я взяла из данной методики рекомендации, как помочь им в учёбе.

Успех в обучении зависит от того, насколько ребёнок способен к обучению, ведь не секрет, что в классах дети с самыми различными способностями: одним учёба даётся легко, другим трудно. Об этом свидетельствует общий уровень знаний, речь ребёнка, скорость выполнения простых задач, самостоятельность действий. Психологи считают, что тестовые исследования позволяют оценить некоторые индивидуальные особенности мыслительных процессов, выявить способность к учению. С этой целью я использую тесты: «Логичность», «Исключение понятий» и «Толкование пословиц».

В заключение хочу сказать, что диагностика (изучение детей) – это тот фундамент, на котором строится последующая учебная деятельность с учётом индивидуальных особенностей детей, межличностных отношений и их интересов.

Работа по изучению детей трудоёмка, но без неё формирование учебной деятельности происходит вслепую.

Презентация. Формирование учебной деятельности школьников в обучении географии.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 82)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела