Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Галина Самуиловна Маневич,
учитель немецкого языка
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 100
Заельцовского района г. Новосибирска

Фонетические игры, предназначенные для формирования навыков фонематического слуха

Мне, как учителю немецкого языка, всегда труднее давалось и даётся умение научить ребёнка внимательно слушать иностранную речь и вербально реагировать на неё. Особенно на начальном этапе обучения (2-5 классы) часто сталкиваешься с тем, что дети не всегда слышат и правильно произносят звуки, интонируют предложение. У них слабо развито устойчивое внимание и фонематический слух.

С целью научить детей слушать и общаться на немецком языке я в течение нескольких лет собирала упражнения, способствующие развитию умений и навыков аудирования. Хочу предложить их Вашему вниманию.

1.       Слышу – не слышу.

Цель: формирование навыков фонематического слуха.

Ход игры: обучаемые делятся на команды. Преподаватель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть долгий гласный ... или ..., обучаемые поднимают левую руку. Если в названном слове есть также согласные звуки ... или ..., все поднимают обе руки. Учитель записывает ошибки играющих на доске. Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.

2.       Долгие и краткие гласные.

Цель: формирование навыков фонематического слуха.

Ход игры: учитель называет слова. Обучаемые поднимают руку, если звук произносится долго. Если гласный произносится кратко, руку поднимать нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.

3.       Правильно – неправильно.

Цель: формирование правильного, чуткого к искажениям фонематического слуха.

Ход игры: учитель называет отдельные слова или слова в предложениях, фразах. Обучаемые поднимают руку при чтении выделенного им звука в звукосочетаниях. Затем он просит каждого обучаемого в обеих командах прочитать определенные звукосочетания, слова, фразы и предложения. При правильном чтении звука обучаемые поднимают руку с зеленой карточкой (флажком), при неправильном – руку с красной карточкой (флажком). Выигрывает команда, которая после подсчета очков наиболее правильно оценит наличие или отсутствие ошибок.

4.       Какое слово звучит?

Цель: формирование навыка установления звукобуквенных соответствий.

Ход игры: обучаемым предлагается набор из 10-20 слов. Учитель начинает читать слова с определенной скоростью в произвольной последовательности. Обучаемые должны сделать следующее.

Вариант 1. Найти в списке слова, произнесенные преподавателем, и поставить рядом с каждым из них порядковый номер по мере их произнесения учителем.

Вариант 2. Отметить в списке только те слова, которые были произнесены учителем.

Вариант 3. Записать на слух слова, которых нет в списке, и попытаться найти их в словаре, и, если они неизвестны обучаемым, выписать их значения, установить, имелись ли орфографические ошибки при их записи.

Выигрывает тот, кто наиболее качественно выполнил задание.

5.       Кто быстрее?

Цель: формирование и совершенствование навыков установления звукобуквенных соответствий и значений слов на слух.

Ход игры: обучаемым раздаются карточки, в которых в первой колонке приводятся слова на немецком языке, во второй – перевод слов на русский язык. Слова на немецком языке пронумерованы по порядку следования. Каждый обучаемый должен, как только учитель произносит то или иное слово, поставить его номер рядом с соответствующим переводом на русский язык (или соединить соответствия непрерывной чертой). Выигрывает тот, кто быстрее и качественнее установит соответствия между иноязычным словом и переводом.

Установка: «Выполни правильно команду!»

а)      покажи движения: Ich hebe die rechte Hand.

ich lege das Buch auf die Schulbank. Ich nehme einen Bleistift.

б)      игра «Кукла может все» – "Unsere Puppe kann alles".

Я приношу куклу и прошу, чтобы она делала то, что я скажу. Вызванный ученик берет куклу и выполняет распоряжения учителя.

Die Puppe sitzt auf dem Stuhl.

Die Puppe liegt im Bett.

Die Puppe sitzt neben dem kleinen Kaktus auf dem Fensterbrett.

Die Puppe reicht die Hand.

Die Puppe tanzt.

Die Puppe weint.

Die Puppe schließt die Augen.

c) "Das Komandospiel".

"Sten auf, geh an die Tür, mach die Tür auf, mach die Tür zu, geh an dienen Platz, setzt dich!".

"Sten auf, geh vor die Klasse, nimm den Lappen, wische die Tafel ab, nimm die Kreide, schreibe das heutige Datum, lege die Kreide hin, geh an deinen Platz, setz dich!" usw.

Игра в дни недели, месяцы.

Учитель дает семи учащимся название дней недели, двенадцати месяцев "Du bekommst den Namen "Montag", Du bekommst den Namen "Dienstag" и т. д. Затем учитель просит встать ученика, к которому обращен вопрос: "Wer ist der erste Tag der Woche?" Встает "Montag". "Wer ist der zweite Tag der Woche?" Затем дается команда: "Alle Tage der Woche, steht auf!" (Должны построиться в алфавитном порядке.) То же самое предлагается 12 ученикам, которые получили названия месяцев. Затем учитель говорит: "Montag ist vorbei, heute ist schon Dienstag". "Montag" должен уйти из ряда.

Игра «Подари цветочек».

Один ученик держит в руках букет разноцветных цветов. Другим ученикам дается задание попросить у него цветы разной окраски (для повторения красок). Он молча раздает цветы, если правильно, значит, он понимает на слух.

Установка: прослушайте описание и отгадайте:

а)      фамилию одноклассника:

Er ist 12 Jahre alf. Er besucht die Klasse 5a. Seine Bank steht am Fenster. Das ist die dritte Bank in der rechten Bankreihe.

Er hat schwarzes Haar und blaue Augen. Wer ist das?

б)      назовите знакомый предмет:

Er ist weiß wie Schnee. Du nimmst es oft in die Hand.

Dann sind deine Hände nicht sauber. Immer liegt es an der Tafel. Sage, was ist das?

в)      отгадайте профессию человека:

Er liest viel. Er weißt viel. Jeden Tag geht er zur Arbeit. Er erzählt den Kindern viel Neues und Interessantes. Dann fragt er ab und gibt neue Wörter. Sage, wer ist das?

г)       отгадай животное:

"Mein Tier kann springen, scwimmen. Er ist grün, kann im Wasser und im Gras leben" (der Frosch).

Каждый ученик выбирает себе животное и описывает его, чтобы другие отгадали. Учитель помогает описывать, задавая косвенные вопросы;

д) отгадайте времена года:

  1. Wann sind die Äpfel reif?
  2. Wann werden die Blätter gelb?
  3. Wann fliegen die Flöcken?

Учитель или ученик задает классу вопросы, которые помогают это сделать.

Игра «Кто наберет больше очков?»

Учитель раздает всем учащимся различные картинки, на которых изображено то, что уже знакомо учащимся из пройденных тем, и говорит: «Посмотрите внимательно на ваши картинки. Я буду произносить разные предложения. Если они подходят к вашей картинке, вы должны поднять руку. За каждое правильное понимание – очко (в виде разноцветных звездочек, ромбиков)». Например:

Das Mädchen liest ein Buch.

Die Mutter geht in den Laden.

Победитель тот, кто больше наберет очков. Можно использовать сигнальные карточки.

Игра аналогична, но картинки не раздаются, а лежат на столе учителя. Задание: кто быстрее наберет серию картинок, связанных по содержанию, правильно понимая предложения, называемые учителем:

Bild 1. Der Junge schreibt einen Brief.

Bild 2. Der Junge steckt den Brief in den Briefkasten.

Bild 3. Der Brief wird zum Zug gebracht.

Bild 4. Der Briefträger bringt den Brief in die Wohnung.

Bild 5. Die Mutter liest den Brief.

Государственный стандарт по иностранному языку с учетом характера текста, поставленных коммуникативных задач предполагает и такие задания для выявления понимания прослушанного, которые носят характер тестов. Например, подобрать к данным вопросам относительно основного содержания текста правильные ответы из приведенных в задании или выбрать из данных оценочных суждений то, которое соответствует вашему мнению и т.д. Учитывая эти требования, я часто пользуюсь следующими видами упражнений.

1. Прослушайте текст и выберите правильный ответ на вопрос.

- Wieviel Zimmer hat die Familie?

  1. die Familie hat ein Zimmer;
  2. die Familie hat zwei Zimmer;
  3. die Familie hat drei Zimmer.

- Wer macht das Zimmer sauber?

  1. die Mutter macht das Zimmer sauber;
  2. der Vater macht das Zimmer sauber;
  3. Herbert macht das Zimmer sauber.

Das Zimmer meines Freundes

Mein Freund heißt Herbert Neumann. Seine Familie ist nicht groft. Das sind Vater, Mutter und Herbert. Die Familie hat drei Zimmer. Herbert hat ein Zimmer. Das Zimmer ist nicht besonders gross, aber es ist schön. Alles ist immer in Ordnung. Alles ist sauber. Ich frage Herbert: "Wer macht dein Zimmer sauber?" Er antwortet: "Ich mache mein Zimmer und die anderen Zimmer sauber. Ich helfe meiner Mutter immer. Und du, Paul?" "Ich helfe meiner Mutter auch immer".

2. Задание: найдите предложения, содержание которых противоречит прослушанному тексту.

  1. Im Winter ist es gewöhnlich kalt.
  2. Die drei Wintermonate heißen: der Dezember, der Januar, der Februar.
  3. Im Winter schneit es nicht.
  4. Die Kinder haben den Winter nicht gern.
  5. Der Sport macht gesund.

f)   Oft gehen die Kinder in den Wald, um dort Schneeballschlachten zu machen.

g)   Der Winterwald ist sehr schön.

h) Im Winterwald ist es gewöhnlich still.

i) Die Kinder spielen gern im Hof.

j) Das Neujahr ist ein schöner Feiertag.

Der Winter ist da

Es ist kalt. Überall liegt Schnee. Die Straßen, die Häuser, die Höfe, die Wälder – alles ist weiß. Die Menschen tragen warme Wintermützen und Wintermäntel. Der Winter ist da. Der Winter hat 3 Monate. Sie heißen: der Dezember, der Januar, der Februar. Das Wetter ist im Winter besonders kalt. Oft schneit es. Die Kinder lieben den Winter. Im Winter lernen sie viel in der Schule. Sie können sich aber auch gut erholen. Im Winter treiben die Kinder viel Sport. Der Sport macht gesund. Die Kinder laufen Schi und Schlittschuh. Sie spielen Eishockey. Sie rodeln und machen auf dem Hof Schneeballschlachten. Oft sind die Kinder im Wald, urn dort Schi zu laufen. Im Winterwald ist es schön und interessant. Überall liegt Schnee. Auch die Bäume stehen weiß da. Es ist still. Die Vögel singen nicht. Die Kinder laufen gern eim Wald Schi. Hier können sie sich gut erholen. Im Winter haben die Kinder einen schönen Feiertag. Das ist das Neujahr. Am ersten Januar bekommen alle Kinder schöne Geschenke. Das macht sie glücklich (c, d, f).

He секрет, что в старших классах значительно снижается интерес к предмету «иностранный язык», а именно в этот период возрастает роль интересного, значимого материала для будущей деятельности учащихся. Поэтому на этом этапе необходимо предусмотреть рациональные приемы управления аудированием. Неизменный интерес учащихся и стимул к их творчеству вызывают завершающие задания на внесение своих обоснованных фантазийных изменений и добавлений. («Представьте, что стало с героем через 10-20 лет», «Дайте свой вариант концовки аудиорассказа и аргументируйте его» и другие). Понимание заложенной в тексте информации может быть достигнуто за счет двух групп умений: умений узнавать и осмысливать языковый материал и умений понимать содержание предъявленной информации. Поэтому при обучении аудированию в старших классах я пользуюсь следующей пошаговой программой управления деятельностью аудирования.

IДотекстовый этап

Шаг I. Обсудить с учащимися заглавие сообщения (автор, эпоха, заглавие, где возможно).

Шаг II. Дать ассимилятивную проблемную установку: устная инструкция учителя (диктора), содержащая подсказывающую информацию о смысловом содержании аудируемого сообщения (тема сообщения, проблема, требующая решения).

Шаг III. Провести (на основе заглавия и установки) смысловое и языковое предугадывание. Снятие основных языковых трудностей.

II. Текстовый этап

Шаг IV. Рассказать аудиосообщение или предъявить его в записи, где: а) основные смысловые вехи повторяются дважды; б) соблюдены относительный темп речи (т.е. несколько увеличены паузы после тех синтагм, где содержатся основные ключевые слова).

III. Послетекстовый этап

Шаг V. Найти ответ проблемы (задачи, загадки), поставленный в ассимилятивной проблемной установке. Сформулировать главную мысль сообщения.

Шаг VI. Дать краткое содержание сообщения (в подтверждение главной мысли).

Шаг VII. Выразить свое отношение к аудиосообщению (новизна информации, связь с ранее известной, выводы, умозаключение).

В качестве примера работы над аудированием с пошаговым управлением можно привести текст "Die Sage von Wilhelm Tell".

I шаг дотекстовый

Обсуждение заглавия. В. Телль – национальный герой швейцарского народа в освободительной борьбе против Австрии в 14 столетии. Ф. Шиллер и его драма "Wilhelm Tell", легенды, связанные с его именем. Снятие языковых трудностей. Обсуждение незнакомых слов:

der Landfogt – ландфогт, наместник;

schießen (о, о) – стрелять; der Pfeil – стрела;

das Gefängnis – тюрьма; die Stange – столб.

Установка: прослушать текст и ответить на вопрос, заданный наместником В. Теллю: "Wozu hast du den 2. Pfeil genommen?" Затем, прослушав текст до конца, сравнить свое предположение.

II. Текстовый этап

Прослушивание текста, речь учителя.

Die Sage von Wilhelm Tell

Einmal kam Wilhelm Tell nach Altdorf. An der Hand führte er seinen kleinen Sohn.

Als sie über den Hauptplatz gingen, sahen sie dort eine lange Stange. An dieser Stange hing der Hut des Landfogtes Geftler. Dieser böse Landfogt wollte, daß alle vor ihm Angst hatten. Die Menschen, die an dieser Stange vorbeigingen, mußten seinen Hut grußen. Wer das nicht machen wollte, wurde bestraft.

Wilhelm Tell aber ging an der Stange vorbei, ohne den Hut zu grußen. Das sahen die Soldaten Geftlers. Man führte Tell zum Landfogt.

Tells Tapferkeit und Freiheitsliebe waren allen bekannt und Geftler hatte Angst vor diesem Mann. Deshalb freute er sich iiber die Möglichkeit, Tell seine Macht zu zeigen. Er sagte: "Ich weiß, Tell, du kannst sehr gut schießen. Nun will ich dir ein Ziel geben, wo du deine Kunst am besten zeigen kannst. Du sollst einen Apfel vom Kopfe deines Sohnes abschießen".

Sie gingen zum Hauptplatz von Altdorf. Tell nahm zwei Pfeile heraus, legte den Apfel auf den Kopf seines Sohnes, zielte und schoß. "Der Apfel ist gefallen! Der Apfel ist gefallen!" – riefen die Menschen auf dem Platz. Alle waren stollz auf Tell und freuten sich über seine Kunst.

Jetzt konnte er weiter gehen. Da fragte ihn plötzlich der Landfogt: "Und wozu hast du dir den zweiten Pfeil genommen?"

Как вы думаете, что ответил Телль на этот вопрос. Прослушайте до конца и сравните свое предположение.

III. Послетекстовый этап

Учащиеся прослушивают концовку текста и сравнивают свое предположение. "Er war für dich. Wenn ich mit dem ersten Pfeil meinen Sohn tötete, würde ich auch dich töten. Für solche Worte sollte Tell ins Gefängnis. Aber unterwegs tötete er den bösen Landfogt".

Анализ контрольных работ на аудирование, проводимых ежегодно, дает мне возможность сравнить результаты и сделать вывод, что проводимая систематически работа по развитию умений и навыков аудирования дает некоторые положительные результаты. Ребята приучены к тому, что в конце четверти (года) их ждет контрольная работа на аудирование. Они готовятся к ней. В основном они понимают содержание прослушанного, т.е. справляются с заданием на уровне фрагментарного (поверхностного) и глобального (общего) понимания.

Данная подборка упражнений, на мой взгляд, может помочь формированию детального (полного) уровня понимания прослушанного.

Библиография

1. Бим И.Л. Немецкий язык. Базовый курс: Концепция, программа. – М.:Новая школа, 2007.

2. Златогорская Р.Л. В помощь будущему учителю немецкого языка. – М.:Просвещение, 1978.

3. Мусницкая Е.В., Елухина Н.В. Какими должны быть тексты для чтения и аудирования//ИЯШ. – 1978. – №3.

4. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск: Высш.шк., 1999.

5. Пруссаков Н.Н. Трудности при обучении аудированию иноязычно звучащего текста.// ИЯШ. – 1981. – №3.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 15)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела