Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Наталья Николаевна Медникова,
воспитатель логопедической группы
МБДОУ № 388 «Малышка»
Калининского района г. Новосибирска

«Просто ли играть?»

Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности…

Детство дано для того, чтобы мы играли.

Н. Гросс

В современном мире дети всё меньше и меньше играют, хотя предъявляются к ним всё более высокие требования. Причиной является, прежде всего, недооценка родителями воспитательной, образовательной и развивающей ценности игры. Большинство родителей относят игру к приятному, но не самому необходимому и важному для ребёнка времяпровождению. Вторая немаловажная причина – это ухудшение состояния жизни, социальные потрясения, ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения, неблагоприятная экологическая обстановка.

Задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка. Она не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира и негативно влияет на все стороны психического развития. В последнее время отмечается тенденция увеличения количества детей с нарушением речи и задержкой психического развития, общее недоразвитие речи второго и третьего уровня, дизартрия, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития речи, то эти серьёзные проблемы можно успешно решить.

В жизни нет готовых рецептов и формул. Проблемы, большие и маленькие, встречаются на каждом шагу. И зачастую все наши знания, уложенные в стройные ряды формул и правил, оказываются бессильными или попросту ненужными. А вот мыслить самостоятельно, творчески ребёнок учится именно в игре. Во время игровой деятельности у ребёнка развиваются духовные, физические качества, его внимание, память, творческое воображение. Формируются нравственные качества, самосознание, умение строить свои отношения с окружающими. В игре ребёнок проживает жизнь, пропуская через себя эмоции, чувства, реальную действительность, учится в речи выражать своё отношение к жизни.

В дошкольном возрасте потребность в игре достигает расцвета. Разнообразны сюжеты детских игр и те стороны действительности, которые дети отражают в них. В.А. Сухомлинский говорил: «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Именно игра оказывает огромное влияние на формирование психики ребёнка.

Преимущество игры заключается в том, что она является шкалой морали в действии, лишённой абстрактных представлений, которые трудно воспринимаются ребёнком. Моральные нормы, усваиваемые ребёнком во время игры, оказывают влияние на его поведение, отношение к близким людям. И от взрослого в значительной степени зависит, каким будет нравственный обмен его детей.

Мне бы хотелось рассказать о некоторых направлениях в играх, которые мы используем в своей работе с детьми логопедической группы для гармоничного развития ребёнка. При организации игры мы учитываем следующие правила:

– игра должна приносить радость;

– оживлять игру внесением нового содержания, предмета или правила;

– не сдерживать активность детей;

– не навязывать детям игровой материал;

– хвалить за успехи;

– строить свои отношения на доверии.

Один из самых ответственных моментов в организации детских игр – это начало игры, то есть выбор водящего или ведущего, распределение ролей. Для этого мы используем несколько приёмов:

– свободное распределение;

– непосредственное назначение на роль взрослым;

– совместное обсуждение кандидатуры;

– выбор при помощи считалки или жеребьёвки.

Игры бывают подвижные, дидактические и творческие.

Подвижные игры – прекрасное средство физического воспитания детей. Играя, дети учатся подчиняться правилам, воспитывается чувство коллективизма. Мы не забываем, что у наших детей проблемы с речью и обязательно берём игры с проговариванием слов, стихов, чистоговорок. Учим детей согласовывать движения со словами.

Дидактические игры. У каждой такой игры своя воспитательная и образовательная задача. У детей формируются представления о предметах окружающего мира, развивается наблюдательность, внимание, память, мышление, автоматизируются звуки. Развивается логическое мышление. Такие игры нужны для умственного и речевого развития детей.

Творческие игры. В них дети изображают жизнь взрослых людей, отношение к труду и друг другу. Развивают творчество детей, фантазию, активизируют речь, обогащают словарь, учат дружно играть в коллективе. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребёнка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их поступкам постепенно приводят к формированию личности самого ребёнка. И от взрослого в значительной степени зависит, каким будет ребёнок. В зависимости от поставленных целей в игре меняются и способы её организации. В младших и средних группах главную роль я беру на себя. В старшей группе я уже участвую как партнёр, а в подготовительной группе главные роли исполняют сами дети.

С детьми своей группы мы проводим:

1. Игры, развивающие тонкие движения рук: мелкая и крупная мозаика, пирамидки, камешки, пуговицы и т.д.; конструкторы, наборы пористых губок, резиновых колец, мячиков для тренировки кистей рук. Цветные клубочки ниток для перематывания, наборы верёвочек, шнурков, бантиков, косичек. У нас есть дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камушков, крупы, семян, песка; наборы счётных палочек, мягкая проволока для создания фигурок и узоров.

2. Пальчиковые игры.

3. Игры на развитие тактильной памяти.

4. Игры на ориентировку в пространстве и времени («Четыре стихии», «Найди пару», «Говорящая стрелка» и т.д.).

5. На развитие логических способностей.

6. Игры – противоположности.

7. Игры с музыкальным сопровождением.

8. Подвижные игры, игры-эстафеты, соревнования.

9.Дидактические игры.

10. Творческие игры.

«Столовая»

«Путешествие в Африку»

Дети очень любят играть во все эти игры, но надо помнить, что дети с ОНР требуют индивидуального подхода к каждому из них. Играя с ребёнком, мы должны быть такими же детьми, но и помнить, что малыш должен играть с удовольствием. Важнейшее условие игры – улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность воспитателя. Надо стараться помочь ребёнку открыть резерв собственных возможностей, вселить уверенность в своих силах.

Только в игровой деятельности формируются все психические процессы, морально-волевые качества, реализуется потребность воздействия на окружающий его мир. Игра готовит ребёнка к жизни в сложном мире. Мы стараемся как можно лучше научить ребёнка играть, развивать его умственные и физические способности, коммуникативные навыки, которые так необходимы будут ему в школе, а затем и во взрослой жизни. Наша цель – помочь ребёнку не растеряться в окружающей действительности, адаптироваться в этом мире.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 10)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела