В будущее мы входим,
оглядываясь на прошлое
П. Валери
В настоящее время в образовательных учреждениях Новосибирска работают 154 музея (в том числе 1 музейный уголок). Из них военно-исторических музеев – 41; исторических – 81; этнографических – 13 (среди них 7 музеев дошкольных образовательных учреждений); комплексных краеведческих – 17; экологический – 1.
Паспортизировано 138 музеев, в текущем году на паспортизацию подали документы 107 музеев образовательных учреждений Новосибирска. Не паспортизировано – 15 музеев.
Роль и функции школьных музеев значительны в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи. Целью деятельности школьного музея является привитие навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей, формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.
Стержнем любого музея является история. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Феномен школьного музея состоит том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных практических направлений музейной деятельности. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.
Основные массовые городские мероприятия, проведенные отделом патриотического воспитания Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» в 2008-2009 учебном году:
– педагогический Совет для руководителей школьных музеев;
– Форум Семейных династий;
– конкурсы: «Листая улицы, как страницы», «Маршруты по школьным музеям», «Школьные музеи города Новосибирска»;
– 2 научно-практических конференции: для руководителей музеев образовательных учреждений и для учащихся «НОУ «Сибирь»;
– городской Фестиваль музеев;
– профильная смена «Я гражданин России» в загородном лагере «Тимуровец».
– продолжение успешной работы школы «Юный экскурсовод».
Издательская работа отдела
В 2008-2009 учебном году отделом патриотического воспитания были изданы: информационно-методический журнал буклетов «Этот удивительный мир», информационный журнал о семейных династиях «Я хочу рассказать вам…», сборник материалов IV городской научно-практической конференции руководителей музеев образовательных учреждений «Организация целостной образовательной среды ученика как результат взаимодействия семьи и школы», календарь городских массовых дел по программе «Патриот».
Регулярно ведется рубрика «Музейная педагогика» в газете работников образования Новосибирской области «Педагогическое эхо». Отдел сотрудничает с журналом «Воспитание и дополнительное образование в Новосибирске», электронной газетой «Интерактивное образование».
По участию школьных музеев образовательных учреждений города в массовых мероприятиях мы определяем интегральный показатель активности. Интегральный показатель активности района включает участие в работе педсовета, форуме семейных династий, конкурсах, конференции руководителей школьных музеев, научно-практической конференции школьников НОУ «Сибирь», фестивале музеев.
Хочу отметить рост активности работы школьных музеев. Это заслуга специалистов районных отделов образования.
№ |
Район |
2006-2007
(%) |
2007-2008
(%) |
2008-2009
(%) |
1 |
Дзержинский |
17,3 |
29,9 |
59,3 |
2 |
Железнодорожный |
28 |
42,9 |
58,3 |
3 |
Заельцовский |
0 |
31,2 |
28,9 |
4 |
Калининский |
11,1 |
50 |
38,3 |
5 |
Кировский |
15 |
56,2 |
55,7 |
6 |
Ленинский |
24 |
41,8 |
33,8 |
7 |
Октябрьский |
10 |
42,8 |
33,8 |
8 |
Первомайский |
9,9 |
57,8 |
32,8 |
9 |
Советский |
14,2 |
37,8 |
32,4 |
10 |
Центральный |
43 |
71,4 |
41,5 |
Средний по городу |
17,5 |
46,18 |
48 |
Хочется отметить музей школы № 57 и его руководителя Голованову Елену Николаевну. Она в 2008/2009 учебном году приняла участие во всех восьми городских массовых мероприятиях отдела патриотического воспитания и везде заняла призовые места.
Руководители музеев образовательных учреждений, которые приняли участие в 6-7 мероприятиях: Дзержинский район: МБОУ СОШ № 18 – Музей Боевой Славы, 71, 111, 169, 197, гимназия № 15; Железнодорожный район: МБОУ СОШ № 3, гимназия № 10; Кировский район: МБОУ СОШ № 41, 47, 134, гимназия № 7; Ленинский район: МБОУ СОШ № 15 – Музей Боевой Славы, 56, 69, 94; Октябрьский район: МБОУ СОШ № 202; Советский район: МБОУ СОШ № 162 – Музей истории школы; Центральный район: МБОУ СОШ № 29, гимназия № 13.
Руководители музеев образовательных учреждений, которые участвовали в 1-2 мероприятиях: Дзержинский район: детский дом № 9; Заельцовский район: МБОУ СОШ № 58, 77, 100, 120, 131, 172, 180, лицей № 200, Кадетский корпус, Центр детского творчества; Калининский район: МБОУ СОШ № 23, 46; Кировский район: МБОУ СОШ № 108, 128, 182 – Музей Боевой Славы, 196, Лицей информационных технологий, школа-интернат № 152; Ленинский район: МБОУ СОШ № 48 – Музей истории школы, 92, 133, 160, 175, 187, Информационно-экономический лицей; Октябрьский район: МБОУ СОШ № 1, 2, 32, 76, 97, 206, гимназия № 11, Новосибирский городской педагогический лицей; Первомайский район: МБОУ СОШ № 140, 142, 154, технический лицей № 128; Советский район: МБОУ СОШ № 80, 102, 162 – Музей минерологи, 190, гимназия № 5, Центр детского творчества – оба музея; Центральный район: МБОУ СОШ № 4, 12, 54, гимназия № 1.
Среди музеев образовательных учреждений города есть и такие, которые не приняли участие ни в одном массовом городском мероприятии: Калининский район – МБОУ СОШ № 26; Кировский район – МБОУ СОШ № 182 – Музей истории образования Кировского района; Ленинский район: МБОУ СОШ № 72, ДДТ им. Дубинина; Первомайский район – МБОУ СОШ № 146.
В связи с этим хочется выделить районы, в которых школьные музеи наиболее активны: Дзержинский, Железнодорожный, Кировский. Районы, в которых музейная работа значительно ниже среднего уровня по городу: Заельцовский, Советский, Первомайский.
5 лет образовательные учреждения принимают участие в научно-практической конференции школьников «НОУ «Сибирь» в секции «Музеология». В 2008/2009 учебном году на секцию «Музееведение» была представлена 21 работа от 17 образовательных учреждений города.
В целом можно отметить, что качество работ было на порядок выше прошлого учебного года. Учениками и педагогами были проведены глубокие исследования, даны описания и проанализированы различные источники, грамотно и логично выстроены доклады, сделан анализ проделанной работы, представлены выводы. Многие из ребят работали с первоисточниками в архивах различных уровней. Многие работы основаны на исследовании материалов своих школьных музеев.
Регулярно участвуют в работе секции учащиеся: МБОУ СОШ № 15, 70, 132, 94 Ленинского района; МБОУ СОШ № 29 Центрального района, гимназии № 7 Кировского района. Первый год в НОУ участвовали учащиеся МБОУ СОШ № 18, 57, 169, 197 Дзержинского района; МБОУ СОШ № 56, гимназии № 14 Ленинского района; МБОУ СОШ № 134 Кировского района; МБОУ СОШ № 61 Советского района; гимназии № 13 Центрального района.
Высокую оценку жюри в 2008/2009 учебном году получили учащиеся МБОУ СОШ № 61, высшей наградой учащихся является отнесение их к Золотой лиге, гимназии № 13, МБОУ СОШ № 94, 57 стали лауреатами конференции.

В 2006/2007 учебном году приняли участие в конференции 5 образовательных учреждений и представили 7 работ; в 2007/2008 учебном году – 13 образовательных учреждений и 17 работ; в 2008/2009 учебном году – 17 образовательных учреждений и 21 работа. Образовательные учреждения: гимназия № 7 Кировского района, МБОУ СОШ №№ 94, 132 Ленинского района представляют по 2-3 работы.
Многие ребята, участники городского этапа конференции НОУ «Сибирь», прошли обучение в школе «Юный экскурсовод» на базе отдела патриотического воспитания ДТД УМ «Юниор».
В 2008/2009 учебном году для музеев образовательных учреждений города Новосибирска предлагалось 3 конкурса: «Листая улицы, как страницы», «Маршруты по школьным музеям», конкурс по созданию эмблемы «Школьные музеи города Новосибирска». В общей сложности, на конкурсы было подано 120 работ из 82 образовательных учреждений.
Можно отметить увеличение работ высокого качества по сравнению с прошлым годом. В работах прослеживалась логика построения экскурсии, грамотно написаны вступительная, основная и заключительная части экскурсии, подведены итоги. Многие работы отличались творческой индивидуальностью, нестандартным подходом, оригинальностью замысла.
Работы, которые особенно были отмечены жюри:
– в конкурсе «Листая улицы, как страницы»: Крячко Людмилы Дмитриевны (МБОУСОШ № 16), Васильевой Ольги Константиновны (МБОУ СОШ № 1), Куликовой Валентины Михайловны (МБОУ СОШ № 15), Антроповой Галины Анатольевны (МБОУ СОШ № 71), Перкова Виталия Андреевича (МБОУ СОШ № 121);
– в конкурсе «Маршруты по школьным музеям»: Мельниковой Ирины Юрьевны (МБОУ СОШ № 158), Головановой Елены Николаевны (МБОУ СОШ № 57), Шигаевой Тамары Григорьевны (МБОУ гимназия № 10), Костиной Ольги Константиновны (МБОУ СОШ № 94);
– в конкурсе «Школьные музеи города Новосибирска»: Болматовой Светланы Павловны (МБОУ СОШ № 147).

Однако не все участники прилагали к работам Пояснительные записки, не были прописаны цели и задачи экскурсий, продолжительность экскурсий, не указан возраст участников. В некоторых работах не была раскрыта тема.
Паспортизация музеев образовательных учреждений
На конец 2008/2009 учебного года было паспортизировано 107 музеев. В апреле 2009 года впервые проходила паспортизация музеев образовательных учреждений по новым документам. Пакет документов был утвержден Приказом Главного управления образования мэрии города Новосибирска от 28.10.2008 года № 1129-од и для ознакомления передан в районные управления (отделы) образования. В апреле 2009 года 92 музея ОУ подали документы для очередной паспортизации. Активными были все районы города. Особенно оказались активными Кировский и Первомайский районы, где вместе со школьными были паспортизированы музеи детских садов.
18 мая 2009 года на базе Октябрьского района прошел традиционный городской Фестиваль музеев. Организация у всех районов была на высоком уровне: каждый район организованно и вовремя приехал в свою школу, на церемонии награждения присутствовали все награждаемые. На празднике также присутствовали специалисты управлений (отделов) образования всех районов города, кроме Калининского, представители Главного управления образования, СМИ.

Награждены ценными подарками и Грамотами Главного управления образования мэрии 109 человек, в состав которых входили не только руководители школьных музеев, но и педагоги-предметники, заместители директоров по УВР и ВР, обучающиеся. Сертификат на проведение Фестиваля в 2010 году был передан Центральному району.
Профильная смена «Я гражданин России»
Профильная смена для 100 обучающихся была организована в загородном лагере «Тимуровец». На эти цели Главное управление образования мэрии выделило 500,0 тыс. руб. Опыт проведения профильной смены совместно с активами школьных музеев и патриотических клубов дает положительные результаты. Отличные условия проживания, питания и высокопрофессиональная работа наших педагогов приносят удовлетворение и детям, и их родителям.

Финансирование музеев в этом году по известным причинам неудовлетворительное, а городские массовые мероприятия профинансированы в размере 123, 0 тыс. руб.
Подытоживая вышесказанное можно отметить:
– продолжается рост количества музеев, в настоящее время в основном за счет появления музеев в дошкольных учреждениях: Кировский район – сад № 172, 436, 425, Первомайский район – сад № 11, 27, 55, 477. В основном, это этнографические музеи;
– печатная продукция отдела востребована;
– появились школы, в которых по 2 музея (это решение коллективов);
– музеи становятся насыщеннее компьютерной техникой, появилась потребность в своих сайтах.
Формы работы, акции, посвященные 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., рекомендованные для образовательных учреждений:
1. Конкретные школьные дела для ветеранов, в том числе ветеранов-учителей, детей войны.
2. Экспозиции.
3. Оформление страничек в Интернете.
4. Конкурсы экскурсоводов.
5. Школьные музеи родителям:
– экскурсии,
– акция «О чем рассказал солдатский платок»,
– акция «Фронтовое письмо».
6. Сочинения, сборник сочинений.
7. Экскурсии в музей боевой славы Дома офицеров.
8. Письма-треугольники ветеранам.
9. Выставки книг.
10. Митинги.
11. Аудио-, видеозаписи рассказов ветеранов.
12. Уроки мужества.
13. Фотоконкурсы.
14. Театрализованные экскурсии.
15. Педсоветы, конференции.
16. Исследовательская работа с использованием экспонатов В.О.В.
План массовых мероприятий
отдела патриотического воспитания ДТД УМ «Юниор»
со школьниками Новосибирска, посвященных 65-ой годовщине со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. над фашистской Германией на 2009-2010 учебный год
№ |
Мероприятия |
Сроки, место проведения |
Ответственные |
1. |
Педагогический совет о комплексе мероприятий по подготовке к празднованию 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и подведение итогов работы школьных музеев за прошедший учебный год. |
17.09.09 |
Букарева Н.Н. (ДТД УМ «Юниор», т.262-45-87). |
2. |
Провести в школьных музеях, подростковых клубах мероприятия, посвященные дням воинской славы России в ознаменование 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов |
В течение года, школьные музеи |
Руководители музеев |
3. |
Соревнование «Молодецкие игры» между патриотическими клубами образовательных учреждений, посвященное 65-ой годовщине со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. над фашистской Германией |
27.09.2009 (тир ДТД УМ «Юниор») |
Ерофеев А.И. (ДТД УМ «Юниор», т.262-45-87). |
4. |
Открытое лично-командное соревнование между патриотическими клубами образовательных учреждений по огневому многоборью, посвященное Дню военного разведчика |
5-6.11.2009 (тир ДТД УМ «Юниор») |
Ерофеев А.И. (ДТД УМ «Юниор», т.262-45-87). |
5. |
Научно-практическая конференция для руководителей музеев образовательных учреждений «Роль школьных музеев при подготовке к 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» |
11.02.10 |
Букарева Н.Н. (ДТД УМ «Юниор», т.262-45-87). |
6. |
Городской смотр-конкурс строя и песни «Аты-баты...2010», посвященный Дню защитника Отечества, между командами муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
26.02.10, д/д № 6 |
Ерофеев А.И. (ДТД УМ «Юниор», т.262-45-87). |
7. |
Городской смотр-конкурс строя и песни «Аты-баты...2010», посвященный Дню защитника Отечества, между победителями районных соревнований муниципальных образовательных учреждений средних общеобразовательных школ |
25.02.10 (на базе НГАУ). |
Ерофеев А.И. (ДТД УМ «Юниор», т.262-45-87). |
8. |
Открытые лично-командные соревнования среди патриотических клубов образовательных учреждений по огневому многоборью, посвященные 65-ой годовщине со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов |
25-26.03.10 (тир ДТД УМ «Юниор») |
Ерофеев А.И. (ДТД УМ «Юниор», т.262-45-87). |
9. |
Городской Фестиваль музеев образовательных учреждений на базе Центрального района. |
18.05.2010 |
Ерофеев А.И., Букарева Н.Н. (ДТД УМ «Юниор», т.262-45-87). |