Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(4) Тамара Григорьевна Шигаева,
руководитель музея истории
МБОУ гимназии № 10 Железнодорожного района
г. Новосибирска

Путешествие в историю от школьного порога

(экскурсия в музеи истории школ № 22, № 29, № 54)

Данная экскурсия рассчитана на учащихся 5-9 классов, прежде всего – на активистов музея.

Цель экскурсии: приобщить детей к изучению историко-культурного наследия, в частности, истории образования в Новосибирске, вызвать интерес к дальнейшей поисково-исследовательской работе.

Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с музеями истории школ Новосибирска, с интересными фактами, связывающими историю гимназии № 10 с этими школами.
  2. Собрать материалы о бывших директорах и учителях гимназии № 10 С.П. Никулине, В.Ф. Марковой, Ф.С. Циоме и других, работавших позже в этих школах. Оформить в музее альбом.

Маршрут экскурсии. (Автобусная экскурсия на новом школьном автобусе, который подарили к 95-летию гимназии № 10 выпускники школы братья Петр и Владимир Степановы):

  1. Музей истории гимназии № 10 (МИГ10).
  2. Первое здание школы № 10 (Андреевской) на улице Сибирской (ныне – школы высшего спортивного мастерства).
  3. Музей лицея № 22 «Надежда Сибири» (ул. Советская, 63).
  4. Музей истории школы № 29 (ул. Октябрьская, 89а).
  5. Музей истории школы № 54 (ул. Крылова, 18).
  6. Гимназия № 10 (ул. Революции, 31).

Содержание экскурсии. Экскурсию начинаем в музее истории своей гимназии № 10. Вспомним об основных этапах и фактах этой истории, скажем о цели и маршруте настоящей экскурсии, поставим задачи, которые надо решить в ходе и в результате знакомства с другими музеями. В каждой школе познакомимся с её историей (выясним все факты возможной связи с историей гимназии № 10); в музее – с историей его создания, экспозицией, наиболее интересными экспонатами; сделаем фотосъемки, копии интересующих документов.

По результатам экскурсии проведем обсуждение (что понравилось, что узнали нового, что можно использовать в работе музея, какие дальнейшие поисковые задания выполнить).

Сценарный план экскурсии

Ребята! Сегодня мы проводим не совсем обычную экскурсию. Не случайно в нашей группе, в основном, те гимназисты, которые принимают участие в работе школьного музея. Большинство из вас участвовали в викторине «Знаешь ли ты историю своей школы?», а некоторые и сами ведут поисково-исследовательскую работу. Поэтому сегодня мы проводим экскурсию не по нашему музею, а познакомимся с музеями других школ, с их историей. Мы побываем в музеях трех школ Железнодорожного и Центрального районов – в лицее № 22, в школе № 29, в школе № 54. Этот маршрут мы выбрали не случайно, так как в истории развития этих школ есть страницы, связывающие их с историей гимназии № 10. Наша задача познакомиться с экспозицией музеев, с наиболее интересными экспонатами, выявить факты и документы, объединяющие историю наших школ. Надо сделать фотосъемки, копии заинтересовавших нас документов. По итогам экскурсии проведем обсуждение – что понравилось, что можно использовать в работе музея.

Начнем мы экскурсию с нашего музея истории гимназии № 10 (МИГ-10), вспомним историю его создания, основные разделы экспозиции. Это поможет нам после экскурсии в другие музеи провести анализ увиденного и услышанного, сравнить работу музеев, наметить дальнейшие поисковые задания.

Музей истории гимназии № 10 открылся в мае 2005 года. Здесь мы стараемся тщательно собирать все материалы по истории нашей школы и все, что связывает ее с историей нашего города. Гимназия № 10 – одно из старейших учебных заведений города Новосибирска. Год ее рождения – 1912. После пожара 1909 года в Новониколаевске по проекту архитектора А.Д. Крячкова было построено 12 школьных зданий. Самое большое и, пожалуй, самое красивое из них – Андреевская школа. Она была построена десятой и под этим номером прошла свой почти столетний путь: школа рабочей молодежи, средняя общеобразовательная школа, с 1966 года – с углубленным изучением английского языка, с 1991 – авторская школа, с 1996 года – гимназия. «Десятка» – это слово стало нарицательным для многих, как синоним высокого качества образования и престижа. Она заслужила признание среди жителей не только Новосибирска, но и далеко за его пределами.

Давайте мы еще раз посмотрим основные разделы экспозиции нашего музея (МИГ-10), чтобы вспомнить этапы развития гимназии. Постоянная экспозиция музея (МИГ-10) включает 24 стенда («Так начиналась школа», «Огневые – сороковые», «Годы подъема и становления», «50-60-е годы», «Традиции. Новации. 70-80-е годы», «Школа начинается с директора», «Легенды школы», «Учителя-ветераны», «Ученики приносят славу школе» и др.); 11 витрин – «Сквозь время», «Опаленные войной», «Попасть в десятку», «Есть такие кафедры», «Слава спортивная». Организуются тематические выставки к юбилеям государственных и краеведческих событий, к юбилейным датам учителей и выдающихся выпускников, новых экспонатов, проводятся Дни кафедр. Оформляются альбомы и тематические папки: иллюстрированная летопись школы, Книги Почета учителей и выпускников, альбомы-презентации по кафедрам, тематические и персональные альбомы. Ведется постоянная поисковая работа, проводятся вечера встреч, экскурсии, музейные уроки.

А сейчас садимся в школьный автобус. Сам по себе он тоже является экспонатом истории нашей гимназии, так как подарен к 95-летнему юбилею школы сыновьями нашего учителя-ветерана М.П. Степановой, выпускниками школы Петром и Владимиром Степановыми, ныне руководителями строительной компании «Труд».

По дороге в лицей № 22 мы остановимся у первого здания нашей школы, построенного по проекту А.Д. Крячкова в 1912 году. Вот это здание по адресу: улица Сибирская, 54. Выложенное из красного кирпича, с разделкой швов и архитектурными украшениями, с водонапорной башней, оно даже сейчас, в окружении многоэтажных домов, выглядит нарядно и оригинально. Таблица на нем гласит: «Памятник архитектуры. Городское училище («Андреевская» школа) 1912. Охраняется государством». Сейчас здесь работает школа высшего спортивного мастерства.

В Железнодорожном районе есть еще одна школа, которая имеет уже более чем вековую историю, и с которой гимназия (школа) № 10 имеет давние дружеские связи и творческое соперничество. Это – лицей № 22 «Надежда Сибири». Мы подъезжаем к современному зданию этой школы по улице Советской, 63.

Прародительницей школы № 22 является женская прогимназия (учебное заведение, соответствующее 4-м классам гимназии), которая была открыта в 1903 году в здании на пересечении нынешней улицы Советской и Вокзальной магистрали. С 1916 года – это 2-я женская гимназия. После Октябрьской революции школа не один раз меняла свое название и статус: 1920 – Трудовая школа второй ступени № 4; 1926 год – общеобразовательная школа № 22. В 1966 году школа переезжает в новое здание и объединяется с 91-й школой. Последние два десятилетия – гимназия им. А.П. Ершова, школа с лицейскими классами, с 2002 года – лицей № 22 «Надежда Сибири». Школа имеет богатую историю. Среди выпускников – известные люди города и страны. Например, губернатор Новосибирской области Владимир Александрович Толоконский. Его семья – это настоящая династия учеников школы № 22. В 1945 году ее окончила Нина Владимировна Толоконская (Писарева). В 1960 году в первый класс она привела своего сына Виктора. Его одноклассницей была Наташа Попова, в будущем – жена Виктора Александровича. Школу окончили их дети Елена и Алеша, сейчас учатся внуки – Саша и Витя.

Гордостью школы являются и многие другие выпускники: Н.К. Белобородов – генерал-лейтенант авиации, Т.А. Колосова – профессор кафедры языкознания НГУ, А.Г. Метелин, декан факультета академии водного транспорта и много других.

Музей истории школы № 22 открыт в 2003 году. Основные стенды в экспозиции посвящены истории школы по историческим периодам: «1903-1930», «1976-1980», «1991-1995», «1996-2003». К сожалению, нет стенда, посвященного истории школы периода Великой Отечественной войны, учителям и выпускникам – участникам войны. Эта тема планируется как ведущая в поисково-исследовательской работе. Пока некоторая часть экспонатов по теме расположена на витрине «Чтобы помнили» и собрана в альбоме. В музее оформлены 43 альбома фотографий и документов («Летопись школы», «Литературная гостиная», «Мы – из лицея» и др.).

В истории гимназии № 10 и лицея № 22, двух старейших учебных заведений Железнодорожного района Новосибирска, есть много общих страниц. Часть учеников 22-ой школы в 1939 году перешли учиться в школу № 10, когда она въехала в новое здание на улице Горького. И, наоборот, в годы войны, когда в этом здании разместился госпиталь, 22-я школа приняла учеников десятой. Вместе помогали в строительстве театра оперы и балета, закладывали Первомайский сквер. Вот как об этом вспоминает выпускница 1941 года школы № 10 Шевчук И.А. в поэме, посвященной 50-летию школы:

С каким наслажденьем в театре красивом

Все слушают оперы, смотрят балет.

Мы целое лето там глину месили,

И камни таскали, стелили паркет…

Тенистых аллей Первомайского сквера

Послушайте шепот – узнаете песню.

В ней наши слова: «Мы знаем, мы верим,

Пустырь будет сквером». И сквер стал чудесным!

Выпускник мужской школы № 10 1953 года (в те годы обучение было раздельным) Абрамов Юрий, врач и спортсмен, в своей книге «Я родом из Сибири» вспоминает, что их главными болельщиками на соревнованиях и участниками вечеров в «десятке» были девочки из 22-ой школы. Для некоторых эти встречи стали судьбой. Так, одноклассник Абрамова Э. Бергман, спортсмен, чемпион России, женился на выпускнице 22-ой школы Пашиной Нине. Позже Бергман Нина Викторовна почти 20 лет проработает в школе № 10 учителем русского языка и литературы. Можно вспомнить и фамилии учителей, которые в разное время работали в обеих школах. Например, Тарасова А.Д., учитель географии, Соловьева Мира Александровна, (русский язык и литература), Жигалина Вера Федоровна (английский язык).

Сегодня мы дарим музею лицея документ, который наглядно показывает связь истории наших школ и может стать источником дальнейшей совместной поисково-исследовательской деятельности. Это – газета «Советская Сибирь» от 6 января 1974 года. Здесь опубликована статья В. Васильева «Парень из нашего города», посвященная подвигу летчика Геннадия Сергеевича Серебренникова (бывшего ученика школы № 22) и поисковой работе о нем, которую вели пионеры школы № 10.

Г.В. Серебренников погиб 13 июля 1944 года. Пионеры города Идрица Псковской области сообщили, что нашли могилу героя и просили разыскать родственников Геннадия Серебренникова, с целью увековечения памяти воина. Активную поисковую работу провели ученики 5 «А» класса школы № 10 под руководством классного руководителя Якутенко Валентины Ивановны и с помощью директора «десятки» Варшицкого Ефима Наумовича. Поиск был очень сложным. Дом, где жила семья Геннадия, был снесен. Старых домовых книг не сохранилось. Адресное бюро города данных о Серебренниковых не имело. Вместе с работниками горисполкома, в нерабочее время выбирали из списков жителей новых домов адреса бывших жильцов дома, где жили Серебренниковы. Многомесячный поиск увенчался успехом, нашли родную сестру Геннадия – Алевтину Сергеевну. В статье приведен ее рассказ об этом красивом, талантливом и мужественном юноше. Он увлекался авиамоделизмом, был участником Всесоюзного слета авиастроителей в 1934 году (ему было только 14 лет). Журнал «Огонек» поместил большую фотографию Гены на своей обложке. Отец, умерший в 1935 году, еще видел этот снимок сына. Воевать Геннадий начал в середине 1943 года. За год боев был награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной Войны 1 степени, орденом Красного Знамени. Его фотографию напечатали в газете «На страже Родины» в № 245, а в письме к его маме комсорг части Стрепешилов писал: «Ваш сын Геннадий показывает себя истинным героем нашей Родины. Он не знает страха в борьбе с коварным и ненавистным врагом. Спасибо Вам, Олимпиада Матвеевна, что Вы воспитали такого славного сокола. Ваш сын имеет большое уважение и авторитет в нашей части. На его счету десять сбитых немецких самолетов. Можете гордиться своим сыном».

К сожалению, ни у нас, ни в музее лицея № 22 других материалов об этом человеке нет. Поисково-исследовательскую работу о Геннадии Серебренникове, конечно, надо продолжить, тем более в преддверии 65-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Пожелаем успехов в работе музею лицея № 22!

Сейчас мы едем в музей истории школы № 29 Центрального района. Она расположена по адресу: улица Октябрьская, 89а, недалеко от театра «Глобус». С историей этой школы гимназию № 10 также связывает имя замечательного человека, учителя истории Федора Степановича Циомы, чья жизнь – пример подвига не только в период войны, но и в каждодневном преодолении ее последствий.

Школа № 29 также одна из старейших школ города Новосибирска. В 2008 году она отметила 80-летний юбилей. В 1928 году в бывшем доме купца Захарова, на пересечении улиц М. Горького и Серебренниковской появилась вывеска «Начальная школа № 29». В 1932 году к старому зданию сделали пристройку, школа стала средней. В начале войны здесь разместили школу радисток. Сменив несколько помещений, осенью 1943 года школа № 29 переезжает в нынешнее здание. В связи с решением о раздельном обучении, она становится женской. А мальчики пошли учиться в 12-ую школу. Совместное обучение, как и во всех школах страны, началось в 1954 году. Среди выпускников школы много известных людей: Левашов Валентин Сергеевич, руководитель русского народного хора им. Пятницкого; Пивоварова Жанна Филипповна, профессор НГПУ; актеры Алферова Ирина и Стебунов Иван и др. Школа известна в городе своими спортивными достижениями и творческими коллективами. Здесь были организованы специализированные спортивные классы, экспериментальный театральный класс и студия. В 1996 году школе был присвоен статус «Школа Здорового Образа Жизни», был открыт профильный класс «Спасатель». С 2006 года на ее базе работает экспериментальная площадка «Школа – центр семейного физкультурно-оздоровительного и спортивного движения «Спорт для всех».

Музей истории школы № 29 был открыт 23 февраля 1977 года. Основные разделы экспозиции: «История школы» (по периодам), «Школа в годы Великой Отечественной войны», «Школа-судьба…», «Ветераны педагогического труда», «Спортивная жизнь школы». Есть мраморная мемориальная доска, где высечены имена выпускников, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Отдельная витрина посвящена творчеству А.В. Никулькова, выпускника школы, известного новосибирского писателя. Среди экспонатов есть подлинные документы по истории школы и города. Например, статья «Наши сестрички» из «Учительской газеты» от 30 июля 1942 года (о шефской помощи госпиталю), пригласительный билет на открытие Новосибирского театра оперы и балета 12 мая 1945 года, списки учителей до 1950 года по материалам государственного архива и др.

В истории школы № 29 и нашей «десятки» также есть общие страницы. Это, прежде всего, внушительный список учителей, которые в разное время работали в обеих школах: Кабалкина Татьяна Абрамовна (математика), Кучинская Людмила Степановна (литература), Пусеп Лидия Александровна (математика), Тараканова Татьяна Ивановна (математика), Циома Галина Евдокимовна (история).

В этом ряду особое место занимает имя Федора Степановича Циомы, необыкновенного Учителя и Человека. В 18 лет Федор ушел на фронт. Год провоевал он. Год ужасов, мук, подвигов. В июне 1942 года на Волховском фронте, выводя солдат из окружения, Федор Циома был тяжело ранен в голову. В результате этого ранения он ослеп, его прекрасные голубые глаза навсегда потеряли свет. Больная мать в деревне и сестры, потерявшие мужей на войне, не могли ему помочь. Накатывалось отчаяние, не хотелось жить. Однажды он вспомнил, как провожая на вокзале их, студентов пединститута, на фронт, преподаватель Васса Федоровна Маркова сказала: «Будет плохо – ищите меня. Запомните это». Он попросил, чтобы его перевели в госпиталь в Новосибирск, встретился с В.Ф. Марковой. Эта женщина стала для Федора приемной матерью, настояла, чтобы он продолжил учебу, каждый день провожала в институт, помогала. С 1947 года В.Ф. Маркова начинает работать директором мужской школы № 10. После блестящего окончания педагогического института в эту школу пришел работать учителем истории Федор Степанович Циома. По воспоминаниям выпускника 10-й школы 1950 года Порошина Владимира Викторовича, это были необыкновенно интересные уроки. Молодой учитель обладал великолепной памятью, эрудицией, был всегда аккуратен и элегантен.

В августе 1949 года приказом Новосибирского городского отдела народного образования Циома Ф.С. был переведен в школу № 29 учителем истории 8-10 классов. К его боевым наградам (за подвиг на фронте он был награжден орденом Боевого Красного знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, медалями) присоединяются награды за труд. В 1954 году он получает знак «Отличник народного просвещения»; в 1966 году – орден Трудового Красного знамени; в 1970 году ему присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР». И выпускники, и учителя, участники семинаров, отмечали, что его уроки истории были образцом новейших методик. Исторический материал тесно связывался с жизнью и литературой. Он раньше всех прочитывал новинки литературы, произведения Быкова, Астафьева, Распутина и др. Железная логика изложения, убедительные примеры, прекрасная речь, убежденность самого учителя увлекала ребят. Его личность была примером мужества и каждодневного подвига.

Под руководством Ф.С. Циомы в школе велась поисково-исследовательская работа по краеведению. В 1959 году была проведена большая работа по сбору материала о старых партизанах периода гражданской войны, проживающих в Новосибирской области. По итогам поисковой работы была проведена конференция, оформлен альбом, который после реставрации хранится в школьном музее.

Таким образом, Федор Степанович Циома получил путевку в жизнь и в профессию в школе № 10 и состоялся как замечательный учитель в школе № 29. Эта тема может стать общей для поисково-исследовательской работы наших музеев. И первые шаги к этому – обмен копиями документов. В музее гимназии № 10 разработана тематическая экскурсия об этом человеке, есть воспоминания учеников, очерк о нем журналистки Л.П. Евладовой (выпускницы «десятки») «Продолжение атаки» (опубликован в сборнике «До Красного Камешка много верст»). В музее школы № 29 – фотографии Ф.С. Циомы более поздних лет, его воспоминания, альбомы, сочинение о нем учащейся Пляскиной Наташи.

Желаем музею истории школы № 29 успехов в работе и надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Сегодня мы познакомимся еще с одним музеем. Это музей истории школы № 54 Центрального района. Школа № 54 расположена на улице Крылова, 18. Её биография насчитывает уже более семидесяти лет и это, пожалуй, одна из немногих школ, которая не меняла свой адрес на протяжении всего периода существования. История школы № 54 состоит, по существу, из истории двух школ, так как в 1978 году она была объединена со школой № 50.

Школа № 54 была организована в 1935 году. Она носила название трудовой политехнической школы им. И.В. Мичурина. При школе был большой приусадебный участок, работал кружок «Юные натуралисты». Девять учащихся школы получили бронзовую медаль ВДНХ. Традиционными были туристические походы по области. Возглавлял их учитель географии, человек незаурядных способностей и удивительной судьбы. Он погиб на фронте в период Великой Отечественной войны. Во время походов ученики изучали природу родного края, искали полезные ископаемые. В газете «Советская Сибирь» в 1949 году писали о том, что запасы молибдена в Маслянинском районе были открыты учениками школы № 54. Во время раздельного обучения школа № 54 была мужской.

Школа № 50 была открыта также в 1935 году. Ее здание находилось на пересечении улиц Советской и Державина. В период раздельного обучения школа была женской. В городе она была на хорошем счету, отличалась высоким уровнем методики преподавания, дружным профессиональным коллективом. Кандидат педагогических наук Ц.Л.Рукина в своей книге «Мои пятьдесят сентябрей» (Новосибирск, 2004) вспоминает о школе № 50, где она проработала семь лет: «В этой школе работали мастера высокого класса: Гоголева, Охромченко, Студенцова, Шаповалова, Розенблит. И потому не случайно выпускники разных лет постоянно устраивают встречи со школой, учителями и благодарны своей 50-й… Из нашей школы вышло много неординарных личностей: врачей, ученых, журналистов, директоров школ, учителей и даже артистов. Приезжали в школу и Инна Макарова, замечательно сыгравшая в фильме «Молодая гвардия», и замечательная журналистка, выпускница исторического факультета Московского университета Рита Попова-Зеленская…».

После объединения в 1978 году общей школе был оставлен № 54. В настоящее время эта школа с углубленным изучением предметов социально-гуманитарного профиля.

Музеи истории школы существовали в обеих школах (и в пятидесятой, и в пятьдесят четвертой), но многие экспонаты были потеряны при объединении, а в 80-90-е годы музей был практически разорен. Его восстановление началось в 2000 году. В настоящее время оформлены стенды: «Страницы истории школы», «Поколение, опаленное войной», «Воины-интернационалисты», «Школа день за днем», «Пост №1». Альбомы: «Выпускники – участники Великой Отечественной войны», «Из истории школы» и др. Идет сбор документов, воспоминаний ветеранов.

К сожалению, практически нет документов по истории школы № 50. И здесь помощь может оказать сотрудничество с нашим музеем гимназии № 10. Среди учителей и друзей нашего музея есть выпускники этой школы. Например, педагог-ветеран «десятки» Г.В. Сыроквашина, выпускница школы № 50 1957 года, до сих пор встречается с одноклассниками, собирает материал о школе. В разное время работали в обеих наших школах учителя: Ц.Л. Рукина (история), И.Б. Громова (литература), А.М. Розенблит (физика), С.П. Никулин (история).

Сергей Павлович Никулин (1905-1975) был директором школы № 10 с 1937 по 1946 год (за исключением нескольких военных лет). Свою педагогическую деятельность он начал в 18 лет, когда, будучи рабочим Барнаульского железнодорожного депо, стал вожатым первого пионерского отряда. Новосибирский педагогический институт он окончил, уже работая директором школы № 10. Много сил Сергей Павлович отдал строительству нового здания школы на улице Горького, где в 1939 году создается новая «десятка» на базе объединения со школой № 40 и частично с двадцать второй. За несколько лет С.П. Никулин сумел создать единый ученический коллектив. В то сложное время он заложил лучшие традиции школы: демократичность отношений (в выпускных десятых классах было введено самоуправление без классных руководителей), высокий образовательный уровень (многие выпускники окончили школу с отличием, были призерами школьных олимпиад, занимались в технических кружках), спортивные достижения, особенно в конькобежном спорте.

На фронт Сергей Павлович ушел в первые дни войны. Награжден орденом Красной Звезды, многими медалями. Вернувшись с фронта, вновь занимается организацией школы, так как в годы войны в ней размещался госпиталь, и учеников распределили по другим школам. Занимается ремонтом, оборудованием классов. В школе была строгая дисциплина, развито школьное самоуправление. Выпускники вспоминают, что в этом человеке сочетались высокая требовательность, полная самоотдача в работе и удивительная доброта.

В музее гимназии № 10 оформлен альбом к 100-летию С.П. Никулина, где собраны фотографии, статьи, воспоминания дочери и выпускников школы, отрывки из его дневника, грамоты. Но все эти документы относятся к периоду его работы в 10-й школе. А известно, что позже он много лет работал в школе № 50 . Таким образом, это еще одна тема для дальнейшей совместной поисково-исследовательской работы со школой № 54, тем более здесь еще трудятся учителя-ветераны, работавшие раньше в школе № 50.

Итак, подводя итоги нашей экскурсии, мы можем отметить, что она для нас была интересна и полезна. Мы узнали историю нескольких школ, убедились, как во многом она связана с историей нашей гимназии № 10, познакомились с опытом работы школьных музеев, обменялись некоторыми документами, наметили темы для совместных поисково-исследовательских работ. Теперь наша задача эти планы активно воплощать в жизнь.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 30)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела