Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Ведущая рубрики
Все статьи автора(6) Ева Глушек,
ведущая рубрики «Актуальное интервью»

Актуальное интервью с директором школы «Перспектива» Тамарой Воронецкой

«Я не дифференцирую детей по заболеваниям. Любой ребёнок – это ребёнок. Мне кажется, все должны к этому прийти», – говорит директор школы «Перспектива» Тамара Воронецкая. Такой подход большей части общества решил бы многие проблемы детей с ограниченными возможностями. Я побеседовала с человеком, которого отличает не только мировоззрение, но и желание изменить ситуацию к лучшему. Говорили, разумеется, о работе.

– Тамара Викторовна, расскажите о вашем образовательном учреждении.

– Наше образовательное учреждение – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Перспектива» (школа надомного обучения) – создано в феврале 2003 года для обучения лиц, которым по состоянию здоровья рекомендовано индивидуальное обучение на дому. Всего в учреждении обучается 94 ребенка. Принимаются дети, проживающие в любом районе города Новосибирска. 28 ребят имеют инвалидность по медицинским показаниям.

Категория детей, которым показано индивидуальное обучение на дому, до создания нашего учреждения обслуживалась только общеобразовательными школами. Учитель, к которому был прикреплен ребенок с показаниями индивидуального обучения на дому, должен был ходить к ребенку домой, и не всегда качество обучения выигрывало от этого: учитель загружен, организовать учебный процесс в домашних условиях непросто. Невозможно провести какие-то лабораторные занятия, ребенок изолирован от класса. Это, безусловно, вызывало определенные сложности.

Школа надомного обучения на данный момент не является самостоятельным типом общеобразовательного учреждения, что, безусловно, осложняет организацию учебно-воспитательного процесса, хотя, на наш взгляд, является адаптивным интеграционным образовательным учреждением, создающим оптимальные условия для образования, оздоровления и социализации больных детей. Данные обстоятельства в полной мере подтверждают инновационный характер нашего образовательного учреждения.

– Аналоги такого образовательного учреждения существуют?

– В России такие школы есть, на момент нашего открытия в 2003 году в стране их было 22. В Новосибирской области такая школа одна. Мы с удовольствием делимся опытом. По примеру нашего образовательного учреждения открылась школа в Горно-Алтайске. Специализированный класс создали в Татарске – они тоже наши последователи.

– А какие преимущества в обучении получают дети с ограниченными возможностями, поступая в «Перспективу»?

– Дети находятся в коллективе. Более полно представлена программа общеобразовательной школы, учитывается уровень подготовки и состояние психофизического здоровья, занятия проводятся в школе (в классе от 4 до 10 учащихся) и на дому, возможен выбор вариантов занятий по предложенным формам:

– классно-урочной;

– комбинированной (часть уроков проводится индивидуально, а часть вместе с классом);

– индивидуальной (ребенок, который не в состоянии в классе усваивать программу, занимается один на один с учителем, но здесь, в школе, а с другими детьми общается на внеклассных мероприятиях);

– есть и четвертый вариант, когда ребенок не может ходить в школу, и мы посещаем его на дому.

Если говорить об образовательном учреждении в целом, это очная, семейная форма, экстернат. Сейчас мы вводим дистанционную форму обучения, в этом году идет процесс апробации.

Наша задача научить ребенка жить в маленьком коллективе. Он на виду, мы можем подсказать ему, как исправить те или иные ошибки. Но я думаю, что основная задача нашей школы – быть переходным мостиком между индивидуальным обучением и социализацией в обществе. То есть мы должны подготовить детей к тому, что с окончанием школы завершается и индивидуальное обучение, особенно если выпускник решил продолжить образование. Поэтому нам нужно социализировать ребенка, научить его жить в коллективе, подготовить к дальнейшему обучению в колледже или университете.

– Тамара Викторовна, насколько определено будущее ваших выпускников? Есть какая-то статистика, сколько из них продолжают обучение в вузах?

– Поступают 50 процентов выпускников. Выпуски у нас небольшие, в этом году школу заканчивало восемь человек, четверо поступили в высшие учебные заведения. Мы контролируем, как они продолжают обучение – первые зачетные недели сдали неплохо, серьезных проблем нет.

У нас есть договор с институтом социальной реабилитации. Он работает единым комплексом с Новосибирским государственным техническим университетом. Наши выпускники могут быть зачислены на факультет информационных технологий и гуманитарный, где занимаются в малых группах. Что касается поступления в университет, то при зачислении детей-инвалидов есть льготы, а выпускники с ограниченными возможностями здоровья, имеющие показания индивидуального обучения на дому, идут по конкурсу на общих основаниях. В том числе и по этой причине сейчас мы готовим наших учеников к сдаче единых государственных экзаменов. Пробно ЕГЭ наши учащиеся сдавали, но пока итоговая аттестация проходит в традиционной форме. Тем не менее, мы предупреждаем родителей – если у ребенка нет справки об инвалидности, при поступлении в вуз необходимы документы о сдаче ЕГЭ.

– Вы идёте в ногу со временем. А если говорить о таком популярном сейчас понятии как «инклюзивное образование»? Что оно из себя представляет и как представлено в нашем городе?

– Интегративное обучение – это приведение потребностей детей с психическими или физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, неприспособленной для них. Я полагаю, что в нашей школе интеграция присутствует – учреждение никак не переоборудовано, приспособлений особых нет, но в разработке учебных рабочих программ мы учитываем все особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное же образование – это, на мой взгляд, реформирование школ и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения. То есть требуются финансовые вливания (оборудование пандусов и специальных парт для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.д.).

Безусловно, строительство новых школ должно быть ориентировано на инклюзивное образование. В этом году ко мне обращались двое родителей, чьи дети не могут передвигаться самостоятельно. В начальной школе, пока занятия проходили на первом этаже, сложностей не возникало. С началом кабинетной системы возникает необходимость перемещений с этажа на этаж. И в этот момент перед родителями встаёт серьёзная проблема, тем более что к пятому классу ребёнок уже достаточно большой и маме трудно водить его по этажам. Конечно, необходимо адаптировать учреждения под потребности таких детей.

В части обучения я могу сказать, что мы инклюзивное образовательное учреждение. Потому что у нас образовательный маршрут разработан индивидуально, для каждой категории детей есть своя образовательная программа.

А что касается детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, маленькое помещение школы в принципе невозможно переоборудовать. Для этой категории мы и разрабатываем дистанционное обучение. Занятия будут проходить в дистанционной форме, а для внеклассных мероприятий мы сможем стабильно предоставлять какую-то аудиторию.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашем опыте дистанционного обучения.

– Поскольку вопрос этот очень важный и серьезный, мы задумались над ним давно. Идея возникла четыре года назад, мы шли пошагово. Сначала посмотрели, что у нас есть из технических средств. Оказалось маловато. После участия в национальном проекте, как победители, мы получили миллион рублей и решили этот пробел восполнить. Параллельно обучали преподавателей работе в этой системе. Здесь нам очень помог Городской центр информатизации «Эгида». Для нас разработали программы на весь учебный год для старшеклассников по биологии, русскому языку, математике, физике.

В этом учебном году мы уже начали пробовать, как работает эта система. Учителям дали установку подобрать детей и проанализировать эффективность данной модели обучения – дети ходят на уроки плюс осваивают программу дистанционно. Либо дистанционно обучается заболевший ребенок. В конце учебного года мы подведём итоги: если система оправдает себя, есть задумки предложить эту форму обучения всем инвалидам, которые хотят получить полное образование.

– Но, несмотря на прогресс информационных технологий, каждый из нас, прежде всего, нуждается в общении. Как Вы думаете, с точки зрения организации системы образования, для детей с ограниченными возможностями лучше создавать специальные образовательные учреждения или посещать традиционные школы?

– На эту тему рассуждали много. Я думаю, что необходимы и специализированные учреждения, и интеграция в общеобразовательные школы. Где должен учиться ребенок – выбор родителей, а мы должны предоставить им этот выбор. Такая система работает и за рубежом. Специализированные образовательные учреждения не отменяются нигде. Тем более что наше общество пока не готово к совместному обучению здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходима серьёзная работа с родителями, учащимися, учителями, которая и проводится на данном этапе во многих образовательных учреждениях, в том числе и силами общественных ассоциаций.

Тем не менее, какой бы ребенок ни был – это ребенок. Я не дифференцирую детей по признаку: больной – здоровый. Мы должны просто не нарушать права ребенка и предоставлять всем равные возможности в образовании.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 99)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)