Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(5) Константин Юрьевич Савгачев,
педагог-организатор ДДТ им. В.Дубинина
г. Новосибирска

Необходимость создания новой системы патриотического воспитания

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал эволюционировать в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, безразличие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные возможности для разработки и проработки различных концепций по патриотическому воспитанию детей и подростков с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций. Патриотическое воспитание детей нацелено на формирование и развитие социально значимых ценностей, толерантности, гражданственности и патриотизма в процессе образования, воспитания и обучения в учреждениях дополнительного образования как ресурсных лабораториях для современной школы.

Наш Дом детского творчества им. В.Дубинина – динамично развивающееся учреждение. В контексте современного воспитания и образования мы четко понимаем, что проблемы патриотического воспитания стоят сейчас на одном из ведущих мест, приобретая масштабы государственной трагедии. Поэтому мы пытаемся найти новые механизмы и способы реализации для более успешной работы в данном направлении, не теряя при этом своей индивидуальности и сути системы дополнительного образования детей. Продуктом деятельности поиска инновационных форм в деле патриотического воспитания детей и молодежи стала концепция, которая объединила собой большой эмпирический опыт, накопленный домом творчества за 65-летнюю деятельность.

В основе данной концепции лежат принципы, ориентирующие воспитание на развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.

Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях.

Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что детей воспитывают сообразно их полу и возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения.

Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет детям расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом формирует навыки социальной адаптации, самореализации, толерантности и возрастающего чувства патриотизма.

Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь ребенку и подростку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.

Сегодня мы можем говорить о том, что богатый практический опыт учреждения в патриотическом и гражданском воспитании детей позволяет нам строить и основываться в своих педагогических инновационных концепциях на него. Но не исключая положительного социального опыта других различных социальных институтов общества. Наше учреждение является ровесником дня Великой Победы в ВОВ, ведь оно было открыто в 1945 году. Это накладывает определенный отпечаток и немалую долю ответственности на нас. За все эти прошедшие 65 лет со дня основания Дома творчества мы проработали механизмы и некий алгоритм процесса воспитания и образования детей в их социализации и патриотическом воспитании. Более того, эти механизмы под действием времени «мутировали» в традиционные и стали неотъемлемым компонентом всей воспитательно-образовательной среды Дома творчества. Это Историческая неделя, посвященная дню присвоения нашему Дому имени пионера-героя Володи Дубинина, концерты и праздничные акции, посвященные празднованию Дня Победы, богатые традиции поисково-исследовательской деятельности. Но со временем некие механизмы под натиском времени начинают давать «сбой» или «западать». Поэтому на данном этапе развития и становления нашего общества и государства мы ставим для себя приоритетные задачи «соответствия» компонентам патриотического воспитания, предъявляемые нам в государственном заказе. Данная модель представлена в виде концепции, но без лишнего лукавства вернее будет назвать ее неким «пилотным проектом», так как на данном этапе ее реализации мы не можем судить об объективности ее конечного результата, эти данные в таком случае будут обладать большей степенью валидности и не отвечать реальной ситуации. Но все те предпосылки нашего огромного пласта опыта, профессионализма и динамичной инновационной деятельности нашего образовательного учреждения позволяют нам сделать выводы о том, что данная теоретическая модель может стать «скелетом» для дальнейшей выработки полноценной воспитательно-образовательной модели в патриотическом воспитании детей и молодежи.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 160)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела