Лариса Викторовна Рехтина, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №87 Дзержинского района г. Новосибирска
Татьяна Викторовна Янкова, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ СОШ №87 Дзержинского района г. Новосибирска
Летняя профильная смена
Пилотный проект профильной смены «Умка» для одаренных детей был запущен в МБОУ СОШ №87 в мае 2008 года. Тогда мы, группа учителей, были полны желания активизировать внеурочную деятельность пятиклассников, пообщаться с детьми в неформальной обстановке, сформировать навыки участия в коллективном творческом деле. И нам это удалось!
При анализе результатов смены были выявлены следующие слабые стороны проекта:
– необходимость смены обстановки, так как со школьным зданием ассоциируется учебная деятельность;
– слабые креативные способности ребят, требующие развития.
Смена закончилась, и мы, окрыленные успехом, провели опрос среди родителей и учащихся, состоящий из следующих вопросов:
– Понравилась ли вам идея летней профильной смены?
– Хотели бы вы на следующий год участвовать в подобной смене?
– В каком месте вы бы хотели провести такую смену?
Результаты просто ошеломили: все дружно сказали «да». Да – новой смене! Где ее провести? В самом красивом, удивительном и неповторимом месте. Так возникла идея поездки на Байкал. И наши «умники и умницы» теперь уже 6 класса отправились «исследовать» природу величайшего озера.
Перед собой мы ставили следующие задачи:
– развитие интеллектуальных способностей учащихся;
– развитие творческого потенциала и творческой активности личности;
– изучение многообразия природы уникального природного комплекса Байкала;
– приобщение ребят к разнообразному опыту социальной жизни через организацию экологической экспедиции;
– создание эмоциональной доброжелательной атмосферы, способствующей полноценному общению.
ПЛАН РАБОТЫ
профильной смены «УМКА»-Байкал
27 июля 2009 года – поезд «Новосибирск-Благовещенск»:
– интеллектуальная игра «История седого Байкала» – Янкова Т.В.;
– «Туристическое снаряжение: личное и групповое» – Рехтина Л.В.
28 июля 2009 года – г. Байкальск:
– встреча с Байкалом;
– изучение почвенного горизонта побережья озера Байкал (отбор проб грунта).
29 июля 2009 года – озеро Байкал:
– История КБЖД (Янкова Т.В.);
– уникальность архитектурных и фортификационных сооружений КБЖД.
30 июля 2009 года – Пеший поход на хребет Хамар-Дабан:
– полевая практика (навыки исследования флоры и фауны) (Рехтина Л.В.);
– изучение техники бивачных работ.
31 июля 2009 года – Теплые озера:
– полевая практика (навыки изучения флоры и фауны) (Рехтина Л.В.);
– ориентирование на местности.
1 июля 2009 года – г. Слюдянка:
– посещение частного музея минералов А.А. Жигалова;
– мыс Шаманский – история и этнография заселения озера Байкал (Янкова Т.В.).
Вот так прошла наша летняя профильная смена «Умка – Байкал». Что она нам дала? Во-первых, незабываемый отдых среди необыкновенной байкальской красоты, возможность проверить себя и свои силы на деле, соприкоснуться с богатейшей историей и этнографией нашей родной Сибири, познакомиться с очень интересными людьми (а нам действительно повезло – люди там удивительные) и, наконец, почувствовать себя настоящими исследователями родной природы, почувствовать, какая ответственность ложится на плечи молодых: им сохранять богатства нашей великой Родины. И одно из величайших богатств – озеро Байкал.
Учащейся 8 «В» класса Николаевой Юлей была создана мультимедийная презентация «Мой Байкал», которую демонстрировали на педагогическом совете, на родительских собраниях (видеоклип сопровождается сочинением – оно написано Юлей для участия в городском конкурсе «Как прекрасен этот мир»).
Подготовлена серия фотографий на 3 городской детский экологический фотоконкурс «Живой взгляд»; исследовательская работа «Байкал – водный ресурс мирового значения» на экологическую конференцию юниоров «Мир вокруг нас».
Закончилось лето, но эксперимент по работе с одаренными детьми продолжается – ребята решили «исследовать» Алтай, а на осенних каникулах мы едем по Золотому кольцу России.