Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Светлана Фёдоровна Харченко,
заведующая первой квалификационной категории
МБДОУ ЦРР-детский сад № 395
Дзержинского района г. Новосибирска

Все статьи автора(2) Галина Михайловна Вартапетова,
начальник научно-методического отдела
коррекционно-развивающего обучения НИПКиПРО,
кандидат педагогических наук

Ирина Владимировна Извекова,
старший воспитатель
первой квалификационной категории
МБДОУ ЦРР-детский сад № 395
Дзержинского района г. Новосибирска

Любовь Ивановна Кирякина,
учитель-логопед первой квалификационной
категории
МБДОУ ЦРР-детский сад № 395
Дзержинского района г. Новосибирска

Индивидуальный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми со специальными образовательными потребностями

Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться российское образование XXI века, важное место занимает принцип индивидуализации. В широком смысле индивидуализация образования предполагает переориентацию его на личность, неповторимую индивидуальность учащегося; свободу выбора форм обучения и образовательных учреждений.

Разумеется, нельзя учесть все без исключения особенности, свойственные конкретному лицу, и с этой точки зрения индивидуализация современного образования не может быть абсолютной. В первую очередь, считают исследователи, во внимание нужно принимать те особенности, которые наиболее существенно влияют на поведение, общение и деятельность участников образовательного процесса. Так, Б.Г. Ананьев в характеристике человека как индивида выделяет 2 класса первичных индивидных свойств: возрастно-половые и индивидуально-типические. Их взаимодействие определяет такие производные эффекты основных параметров индивида, как динамика психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербально-логических и др.) и структура органических потребностей.

Индивидуальная образовательная программа позволяет каждому ребенку в рамках единого педагогического процесса проявить и реализовать свой личный потенциал. Этот подход согласуется, например, с мнением Е.А. Аркина о том, что индивидуализация дошкольного воспитания должна заключаться в «умении применять общие законы развития и воспитания ребенка, добытые наукой и практикой, в конкретных условиях данного случая».

Условия реализации принципа индивидуализации дошкольного образования:

1. Органическое включение в целостный дошкольный образовательный процесс диагностической составляющей, которая позволила бы взрослым – педагогам и родителям – осознано и четко определять индивидуальные цели воспитания каждого ребенка. Диагностическая основа педагогической деятельности позволит конкретизировать их в соотнесении с такими характеристиками, как состояние здоровья, конституция, тип двигательной активности, особенности психической деятельности, доминирующий познавательный стиль, склонности, интересы и др. Педагогу необходимо уметь адекватно оценивать условия и характер семейного воспитания, так как семьи довольно неоднородны, уметь адекватно оценить стиль собственной педагогической деятельности и деятельности коллег.

2. Второе условие – это разносторонний (интегрально-личностный) характер воспитательных влияний среды на ребенка в целях стимуляции его саморазвития. Основными характеристиками такой среды должны стать, с одной стороны, ее адаптивность к особенностям и потребностям развития всех и каждого из детей, а с другой – ее собственная адаптирующая направленность, т.е. помощь в установлении гармонических отношений с окружающим миром, проявлении индивидуальных способностей.

МБДОУ ЦРР – детский сад № 395 посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и тяжелыми нарушениями речи. Педагогами учреждения разработана и апробирована модель организации коррекционно-образовательной работы, которая предусматривает поэтапную организацию:

1 этап. Диагностический.

Цель: выявление актуального уровня развития моторной сферы и психических функций. Проводится совместно с врачом ЛФК, воспитателями, инструктором ЛФК.

2 этап. Коррекционно-развивающего обучения.

Цель: формирование психофизиологической и социальной зрелости ребенка.

3 этап. Подведение итогов и наблюдение за выпускниками в процессе школьного обучения.

Цель: Отслеживание успешности адаптации детей к школе.

На диагностическом этапе врач ЛФК при осмотре детей (3 раза в год) отслеживает изменения в состоянии опорно-двигательного аппарата, устанавливает диагноз. В начале года инструктор ЛФК на каждого ребенка заводит индивидуальную карту развития, в которую заносит результаты обследования, антропометрические данные, результаты осмотра ортопеда, данные функционального исследования, рекомендации врача ЛФК, результаты плантограммы (Приложение 1). Результаты обследования показали, что уровень развития физических качеств у детей составляет: высокий – 22 %, средний – 73%, низкий – 5%.

С учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья ребенка, перенесенных инфекционных заболеваний, особенностей эмоционального настроя дети в группах подразделяются на подгруппы, намечаются пути их оздоровления.

Логопедическое обследование включает методы, направленные на выявление уровня развития всех сторон речи. Оно проводится приемами, рекомендуемыми для детей дошкольного возраста (Г.В. Чиркина). По результатам обследования устанавливается логопедическое заключение, раскрывающее структуру и механизм нарушения речи. На основании этого учителем-логопедом определяется содержание коррекционного обучения. По данным последних лет логопедическая помощь требуется всем детям с нарушением опорно-двигательного аппарата. Изучение медицинской документации показало, что практически все дети имеют в анамнезе органические нарушения центральной нервной системы, у всех детей отмечались различные расстройства опорно-двигательного аппарата, нарушения речи проявлялись в форме общего недоразвития речи, обусловленного стертой дизартрией, третьего уровня речевого развития. У незначительного числа детей имело место фонетико-фонематическое недоразвитие речи, также обусловленное дизартрией.

Помимо логопедического обследования учителя-логопеды совместно с воспитателями проводят нейропсихологическое обследование детей [1].

Нейропсихологические методы диагностики позволяют на основе принципа системности определить формы организации и содержание коррекционного воздействия в специализированных группах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и речи. Обследование детей проводится с использованием методики нейропсихологической диагностики детей дошкольного возраста (Л.С. Цветкова, А.В. Семенович). Оценка выполнения проб проводится в баллах с последующим вычислением «процента успешности» выполнения. Данные исследования речи и сенсомоторных функций анализируются с позиций структурного подхода.

Индивидуальные показатели результатов обследования детей имели значительные различия, вместе с тем можно выделить общие для всех детей тенденции. Анализ результатов обследования детей показал, что наиболее несформированными факторами у этих детей являются: зрительно-пространственные, зрительная и слухо-речевая память, динамический праксис, что коррелирует с трудностями освоения рисунка, являющегося одной из предпосылок письменной речи.

Значительное число детей не могут сразу запомнить последовательность движений, при воспроизведении путают последовательность движений, пропускают одно движение. Некоторые дети при выполнении задания путают пальцы, испытывают затруднения при переходе с одного ряда движений на другой. У части детей при выполнении движений отмечается повышение тонуса мышц руки, что еще больше затрудняет переключение с одного движения на другое. При выполнении заданий пробы Хэда большая часть детей выполняла пространственно ориентированные пробы зеркально. Допущены и другие многочисленные нарушения пространственного гнозиса и праксиса. Значительные затруднения вызвало у детей воспроизведение по памяти как изображений букв, так и изображений геометрических фигур, хотя последнее задание выполнялось значительно более качественно. При воспроизведении ритмических структур допускались уподобления, что, на наш взгляд, связано с недостаточностью динамического праксиса в целом. Произвольное внимание быстро истощается, имеются значительные трудности в распределении внимания.

Воспитатели и музыкальный руководитель также проводят педагогическое обследование, позволяющее соотнести уровень развития у детей знаний, умений и навыков с программой соответствующей группы (Приложение 2).

Результаты диагностического исследования, проводимого педагогами и специалистами, становится основой для разработки индивидуального подхода в коррекционно-образовательном процессе. Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности «естественного вплетения» принципа индивидуализации в целостный педагогический процесс. Он должен проходить сквозь него «красной нитью» на организационном и содержательном уровне, а не осуществляться только в специально отведенные часы или в особых формах деятельности. В связи с этим в ходе практической деятельности потребовалась определенная стандартизация форм рекомендаций, так как все данные, полученные в ходе обследования ребенка, объединяются в индивидуальную карту развития (Приложение 3).

Особое внимание уделяется коррекции нарушений и развитию речи детей. Индивидуальный подход в образовательно-коррекционной работе обеспечивается интегрированной деятельностью специалистов, работающих с детьми в детском саду. Так, например, медицинский персонал, совместно с родителями, осуществляют ЛФК, физио- и фитотерапию. Учитель-логопед проводит релаксацию, дыхательную, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, массаж, ставит и автоматизирует звуки, развивает фонематический слух и т.д.

Воспитатели совместно с логопедом закрепляют полученные знания, доводят звуки до автоматизма, расширяют словарь детей по лексическим темам, помогают им практическим путем овладеть навыками словообразования и словоизменения, грамматическими категориями, согласованием в роде, числе и падеже, что является профилактикой возможных нарушений письменной речи: дисграфии (нарушение письма), дислексии (нарушение чтения).

Музыкальный руководитель проводит логоритмические занятия, индивидуально-подгрупповую работу по постановке диафрагмально-речевого дыхания, голоса, работает над просодической стороной речи (тембром, темпом, силой, высотой, интонацией), развивает общую и мелкую моторику, отрабатывает координацию движений, согласованность с речью, подбирает музыкальные произведения для артикуляционной гимнастики, пропагандирует и вводит музыкотерапию в повседневную жизнь. Дети засыпают под плеск волн, шелест листьев, пение птиц, шум дождя.

Формирование готовности детей к школьному обучению проводится с использованием коррекционно-развивающих программ, составленных для каждой группы детей на основе результатов нейропсихологической диагностики. В основу данных программ были положены методы нейропсихологической коррекции.

В ходе обсуждения с педагогами детского сада были отобраны игры, упражнения и задания, которые можно использовать с наибольшим эффектом в различных видах деятельности, игры и упражнения собраны в специальные сборники, их применение осуществляется в соответствии с перспективным планом в различных видах деятельности детей. Учителя-логопеды разработали методические рекомендации для воспитателей, позволяющие им применять методы психомоторной коррекции в ходе занятий и совместной деятельности. К рекомендациям прилагается сборник игр и упражнений.

Обучение и воспитание по программам дошкольного образования в МБДОУ № 395 реализуется на основе программы «Школа 2100». Вместе с тем, с учетом психофизиологических особенностей детей при необходимости воспитатели вносят определенные коррективы как в содержание, так и в формы организации детей, используют методические приемы, наиболее подходящие для детей. На каждом занятии решаются коррекционно-развивающие задачи.

Педагогический коллектив и администрация ДОУ поддерживает тесные связи с родителями детей через договорные отношения, при этом родители оказывают помощь в укреплении материальной базы учреждения и питании детей. Для родителей проводятся консультации специалистов по актуальным темам развития и воспитания ребенка, родительские собрания, совместные праздники и развлечения, выставки совместных работ. Также проводится анкетирование родителей для создания перспектив развития ДОУ.

Учреждением поддерживается тесная взаимосвязь со школой: педагоги школы посещают ДОУ, в свою очередь воспитатели отслеживают успеваемость детей. 1 сентября состоялась встреча выпускников детского сада. В этот день ДОУ посетило более 50 выпускников, вместе с ними пришли их родители. На встрече был показан фильм о детском саде, где выпускники увидели себя и всех взрослых, которые были вместе с ними на протяжении многих лет. В праздничном концерте участвовали как выпускники, так и дети, посещающие детский сад.

Таким образом, в ходе работы городской экспериментальной площадки успешно проходит разработка модели индивидуального подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми со специальными образовательными потребностями.

 

Литература

1. Вартапетова Г.М., Гребенникова И.Н., Прохорова А.В., Кирякина Л.И. Новые подходы к коррекционной работе с детьми с нарушением речи, опорно-двигательного аппарата в процессе подготовки к школе. Методические рекомендации для психологов, логопедов, воспитателей. – Новосибирск: изд-во НИПКиПРО, 2005.

 

Приложение 1. Антропометрические данные, данные функционального исследования, осмотр ортопеда

Приложение 2. Диагностика изучения индивидуального уровня освоения курса «Раз – ступенька, два – ступенька» по математике образовательной программы «Школа – 2100»

Приложение 3. Рекомендации по организации индивидуального подхода в развитии

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Перемены – шаги в будущее!
(Из опыта работы МБВ(С)ОУ О(С)ОШ № 27 в рамках экспериментальной деятельности)

2. Интеграция технологии биоуправления в образование
3. Модель обучения детей со специальными образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения
4. Модель ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях групп кратковременного пребывания
5. Индивидуальный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми со специальными образовательными потребностями
6. Мы хорошие! Мы просто немножко другие!
7. Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации
8. Сказкотерапия – один из приёмов коррекции речи и поведения учащихся
9. Организация воспитательного пространства в школе-интернате № 116
10. Организация школьного самоуправления
11. Все начинается с любви…
12. Психологическое сопровождение коррекционного процесса в специальной (коррекционной) школе-интернате № 116 V вида
13. Здоровье в наших руках
14. Роль факультативов коррекционной направленности в решении проблем языковой компетенции