Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(2) Ольга Сергеевна Загвоздина,
педагог-психолог второй квалификационной категории
специальной (коррекционной)
общеобразовательной
школы-интерната № 116 V вида
Калининского района г. Новосибирска

Психологическое сопровождение коррекционного процесса в специальной (коррекционной) школе-интернате № 116 V вида

Специальная (коррекционная) школа-интернат № 116 является единственным образовательным учреждением в городе и области, созданным специально для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития. Коррекция осуществляется в процессе обучения и воспитания на всех уроках, внеклассных и других мероприятиях в условиях соблюдения речевого режима и обеспечивает формирование и полноценное развитие речи воспитанников. Значительное место в коррекционно-образовательном процессе занимает психологическое сопровождение.

Основная цель психологического сопровождения – создание максимально комфортных условий пребывания ребёнка в школе, позволяющих в полной мере реализоваться способностям и возможностям ребёнка с ТНР, сформировать успешность, адекватную самооценку и стремление к достижениям. Психологическое сопровождение предполагает максимальную социально-психологическую адаптацию в образовательной среде путём осуществления коррекционных мероприятий, основанных на понимании механизмов возникновения психоречевого дефекта.

Существует ряд психопатологических причин, приводящих к нарушению речевого развития. Поскольку речевая функция имеет тесную взаимосвязь с высшими психическими функциями и входит в их структуру, любое нарушение речи, даже лёгкая дизартрия, может нарушать общее функционирование психики. Исходя из этого, была разработана модель психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в рамках микропедсовета, действующего в каждом классе. Основной целью данной деятельности является рациональное осуществление совместными усилиями специалистов школы-интерната и родителей комплекса воспитательных, профилактических и коррекционных мер, направленных на укрепление и развитие психофизического здоровья ребенка с тяжелыми речевыми расстройствами.

Система психолого-педагогического сопровождения включает диагностико-прогностический и коррекционно-развивающий этапы. На первом этапе осуществляется комплексное изучение детей и составляется психолого-педагогический профиль каждого ребенка. Проводятся следующие исследования:

– Комплексное обследование учащихся, испытывающих трудности в обучении (дезадаптированных учащихся), составляющих группу «риска»;

– Исследование уровня интеллектуального развития, особенностей внимания, мнестической деятельности, гностических функций учащихся начальных  классов;

– Изучение тревожности учащихся в 4-х классах (тест Филлипса);

– Социометрические исследования в классных коллективах;

– Исследование социально-психологической адаптации учащихся 5-х классов;

– Изучение уровня агрессивности среди учащихся 6-х классов;

– Изучение особенностей коммуникации учащихся с речевой патологией;

– Изучение интересов и склонностей учащихся 8-х классов в различных сферах деятельности (анкетирование).

Комплексные и индивидуальные психологические диагностики позволяют:

    • Отследить динамику эффективности учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения;
    • Накопить данные для принятия концептуальных решений по организации образовательного процесса на перспективный период;
    • Выделить основные психологические закономерности учебно-воспитательного процесса школы-интерната, учитывать их при планировании и реализации методического обеспечения в обучении, воспитании и личностном развитии учащихся с речевой патологией;
    • Учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся на этапе адаптации в образовательном учреждении, организовывать индивидуализированное и дифференцированное обучение;
    • Эффективно взаимодействовать в системе отношений участников образовательного процесса: «учитель – ученик – родитель».

Второй этап – проектирование и реализация коррекционно-развивающей работы на основании психолого-педагогической диагностики учащихся, испытывающих трудности в обучении и развитии. Развивающая деятельность ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психического развития учащихся, а психокоррекционная – на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы обусловлен результатами психодиагностики.

В рамках работы по данному направлению решаются следующие задачи:

1) коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности;

2) коррекция эмоционального развития ребёнка в целом;

3) психологическая коррекция поведения учащихся;

4) коррекция личностного развития (в целом и отдельных его аспектов).

Для решения поставленных задач, на основании данных, полученных при проведёнии мониторинга психодиагностических исследований, были разработаны психокоррекционные программы по развитию и управлению эмоционально-волевой, коммуникативной сферой с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей, ведётся работа по их реализации.

– Программа «Индивидуальной коррекции агрессивного поведения детей и подростков с отклонениями в развитии».

– Индивидуальная коррекция тревожности и страхов у детей с нарушениями в развитии.

– Коррекционная работа с девиантными детьми.

– Индивидуальная коррекционная программа работы с тревожными и неуверенными детьми.

С целью повышения эффективности психолого-педагогического воздействия составлена программа опытно-экспериментальной работы «Психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с тяжёлыми нарушениями речи средствами арт-терапии», проводятся занятия с элементами изотерапии, сказкотерапии, игротерапии.

В процессе коррекционной работы ведутся индивидуальные и групповые занятия с детьми и подростками по темам: «Снятие внутреннего напряжения», «Развитие навыков сотрудничества», «Самопрезентация», «Обучение приемам саморегуляции», «Повышение уверенности в себе».

Коррекционно-развивающая работа способствует:

  • развитию способности к эмпатии и толерантности у учащихся;
  • повышению эффективности учебной деятельности учащихся с ТНР;
  • формированию навыков самопознания и самоанализа;
  • формированию и развитию навыков межличностного общения.

Кроме того, проводятся индивидуальные и групповые психологические консультации с педагогами, учащимися и родителями по следующим направлениям:

      • специфика адаптационных периодов;
      • особенности развития;
      • проблемы воспитания и обучения;
      • возрастные особенности;
      • психологическая готовность к школе;
      • как справиться со стрессом;
      • проблемное поведение;
      • решение конфликта;
      • навыки эффективной коммуникации.

В процессе психологической профилактики и просвещения основная деятельность строится через работу факультатива по психологии «Тропинка к своему «Я» (4-8 класс). Психологом образовательного учреждения проводится работа с классными руководителями по совместной подготовке к родительским собраниям (подготовлены рекомендации для родителей, педагогов, воспитателей).

В результате проводимых психологических занятий у учащихся отмечается выраженная положительная динамика. Повышается интеллектуальная выносливость, снижается утомляемость, развиваются мыслительные процессы и внутренняя речь. Кроме того, наблюдается повышение концентрации, переключаемости внимания, увеличивается объём восприятия зрительной информации, улучшается зрительное и слуховое запоминание. Факультативные курсы по изотерапии, сказкотерапии развивают творческое воображение, формируют у детей обобщённые способы создания пространственных образов и оперирования ими, совершенствуют деятельность представления. Занятия с элементами релаксации способствуют снижению гипертонуса мышц, ослаблению повышенной судорожной готовности у учащихся с логоневрозом. Ребята охотно посещают психологические занятия, факультативы, активно участвуют в тренингах, открытых мероприятиях, школьных спектаклях.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 36)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Перемены – шаги в будущее!
(Из опыта работы МБВ(С)ОУ О(С)ОШ № 27 в рамках экспериментальной деятельности)

2. Интеграция технологии биоуправления в образование
3. Модель обучения детей со специальными образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения
4. Модель ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях групп кратковременного пребывания
5. Индивидуальный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми со специальными образовательными потребностями
6. Мы хорошие! Мы просто немножко другие!
7. Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации
8. Сказкотерапия – один из приёмов коррекции речи и поведения учащихся
9. Организация воспитательного пространства в школе-интернате № 116
10. Организация школьного самоуправления
11. Все начинается с любви…
12. Психологическое сопровождение коррекционного процесса в специальной (коррекционной) школе-интернате № 116 V вида
13. Здоровье в наших руках
14. Роль факультативов коррекционной направленности в решении проблем языковой компетенции