Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Людмила Петровна Анищенко,
учитель-дефектолог
высшей квалификационной категории
специальной (коррекционной) школы № 31 VIII вида
г. Новосибирска

Мы хорошие! Мы просто немножко другие!

Наше образовательное учреждение работает в рамках Программы развития. Стратегическая цель Программы – расширение образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация данной цели – это открытие классов для обучения детей с умеренной степенью умственной отсталости.

Cвою главную задачу школа видит в том, чтобы помочь этой категории детей научиться жить самостоятельно в обществе, насколько это возможно для каждого из них. С начала 1900 года такие дети считались неперспективными и нередко к ним применяли понятие как «необучаемые». Уровень их интеллектуального развития значительно отличался от общепринятых норм, соответствующих определенному возрасту, что обрекало их на раннюю социальную инвалидность. Они находились в семьях или учреждениях Министерства социальной защиты населения и не получали образовательные услуги, нарушались их конституционные права на образование. В настоящее время коренным образом меняется отношение к таким детям.

В федеральную целевую программу развития образования на 2006-2010 гг. внесен специальный Федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья, который является базовым инструментом реализации их конституционных прав на образование, системой норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются такие дети.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», а также «Положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида», детям, с множественными проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, в нашей школе предоставляется возможность получить полноценное развитие, обучаясь в соответствии с их психофизическими возможностями.

Одним из важнейших принципов работы школы является ориентация на каждого отдельного ученика. Образование, которое мы планируем дать этим детям, поможет им найти себя в жизни, формировать их, как социально равноправную Личность, способную самостоятельно (в меру своих возможностей), жить в обществе людей, пользоваться основными Конституционными правами.

Многие специалисты-дефектологи, занимающиеся изучением этой категории лиц, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками в клинической картине (вследствие органического поражения ЦНС), а также комплексными нарушениями физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств (М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Э.И. Шиф). Дети с умеренной умственной отсталостью, как правило, имеют сочетанные дефекты, что создает определенные трудности при обучении. Они не умеют управлять своим поведением, мотивы, побуждающие к обучению, отсутствуют, имеются грубые нарушения речи (безречевые). Трудно прогнозировать, сколько понадобится времени каждому отдельно взятому ребенку на овладение каким-либо навыком. Практика работы с данной категорией детей показывает, что чем раньше начата коррекционно-развивающая работа, тем она эффективнее. Для каждой категории детей требуется дифференциация образования, разработка вариантов индивидуальных образовательных маршрутов, соответствующих их возможностям и потребностям.

При организации учебного процесса надо учитывать особенности детей и помнить, что они требуют постоянной помощи и поддержки, поэтому наше кредо в работе: НЕ РЯДОМ, НЕ НАД, А ВМЕСТЕ.

Это предъявляет к педагогам особые требования:

– соблюдать, представлять, защищать интересы ребенка;

– работать единой командой, не разделяя области педагогики;

– работать в тесном сотрудничестве с родителями.

Методика обучения строится на основе ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ концепции Я, где главным условием развития является активная деятельность самого ученика. Работа учителя – стимулировать САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ учеников:

– в выборе своей деятельности;

– в исполнительской деятельности (на предметном, знаковом, речевом и умственном уровне). Учитывая звенья деятельности, таким образом, учитель учитывает индивидуальные особенности учащихся. Это обеспечивает гибкость программы, позволяет адаптировать ее к уровню развития каждого ребенка, а не подгонять ребенка под программу.

Процесс обучения осуществляется поэтапно:

– совместные мотивационно-ориентировочные действия ученика и педагога;

– совместное создание ориентиров (предметные, знаковые, вербальные) для самостоятельного  выполнения;

– исполнительные действия ученика с помощью педагога по выбранным ориентирам;

– исполнительные действия ученика без помощи педагога по выбранным ориентирам на предметном, знаковом, вербальном, умственном уровне.

В классе объединены дети разных возможностей и способностей и при таком подходе задействован каждый. Мы предлагаем начинать специальное обучение с выявления уровня психического здоровья на основе углубленной педагогической диагностики. Ее можно рассматривать как деятельность по изучению образовательного процесса, в ходе которого происходит установление предпосылок к обучению, так как задача обучения глубоко умственно отсталых учащихся сводится не к формированию знаний, умений и навыков, а к развитию возможностей  учащихся с их помощью.

Мы используем различные виды диагностик: первичную, текущую и итоговую. В начале, середине и в конце учебного года в педагогическом отчете отмечаем:

– произошли ли изменения в определенных ранее сферах по сравнению с исходным состоянием;

– как протекали изменения;

– к чему они в результате привели.

В коррекционных дневниках обучающихся ведутся записи о продвижении детей в различных аспектах обучения; достижений в тех или иных видах деятельности, которая будет определять уровень развития ребенка, где отражается качественное содержание доступных ему действий, а не число удачных попыток. Реально присутствующий опыт деятельности на уровне:

– совместных действий с педагогом,

– деятельность по подражанию,

– деятельность по последовательной инструкции,

– самостоятельная деятельность.

Эти уровни войдут в мониторинг развития учеников, оценку их функционирования.

Объем знаний данной категории детей не оценивается отметкой, как это общепринято с педагогических позиций. Предполагаемая описательная оценка – это педагогический отчет функционирования ребенка в среде, а также уровня сформированности его навыков.

Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка осуществляется в совместной работе психиатра, психолога, логопеда. Используя диагностические методики, узкие специалисты обследуют детей, дают оценку актуального и потенциального уровня развития, с рекомендациями учителю и родителям. Участие специалистов в подборе, реализации дифференцированных индивидуальных программ психологической и социально-педагогической помощи обеспечивает им условия для максимальной адаптации к учебной, трудовой, игровой и социальной деятельности. Форма и степень участия специалиста определяется в каждом отдельном случае, исходя из особенностей нарушений и личности ребенка. На заседании школьного ПМП-консилиума специалистами определяется индивидуальная образовательная  программа для каждого ребенка или группы обучающихся, а основная задача учителя – это грамотный подбор содержания программы.

Основное значение при моделировании образовательного пространства имеют учебные дисциплины, их смысловая нагрузка и как они соотносятся между собой и чем логически завершаются. В нашем случае мы больше склоняемся к предметно-ориентированным занятиям по формированию математических представлений, по чтению, письму, развитию речи, физкультуре, трудовому обучению, музыке. Содержание предметных областей, как и традиционных школьных предметов, построено на научной основе. Имея похожие названия, предметные области все же отличаются, т.к. процесс обучения построен таким образом, что все дисциплины взаимосвязаны. Содержание учебных предметов как бы растворено во всех занятиях, усваивается во всех видах деятельности.

Предполагаемый результат обучения (для учителя) – это оценка сформированности умений в выполнении их:

– совместно с педагогом;

– по подражанию;

– по образцу.

Условно мы определили это как уровни. Мы считаем, что после проведенной диагностики можно определить уровень сформированности навыков для конкретного ребенка и начать обучение в освоении индивидуальной программы. Каждый ребенок на своем уровне будет овладевать программным материалом сообразно своим возможностям. Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит освоить.

Мы пробуем говорить и об интеграции этих детей в коллектив сверстников (детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности), есть проблемы, мы в поиске. Как у людей творческих, у нас еще много вопросов, на которые ищем ответы, хотя находки нас тоже радуют.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Перемены – шаги в будущее!
(Из опыта работы МБВ(С)ОУ О(С)ОШ № 27 в рамках экспериментальной деятельности)

2. Интеграция технологии биоуправления в образование
3. Модель обучения детей со специальными образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения
4. Модель ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях групп кратковременного пребывания
5. Индивидуальный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми со специальными образовательными потребностями
6. Мы хорошие! Мы просто немножко другие!
7. Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации
8. Сказкотерапия – один из приёмов коррекции речи и поведения учащихся
9. Организация воспитательного пространства в школе-интернате № 116
10. Организация школьного самоуправления
11. Все начинается с любви…
12. Психологическое сопровождение коррекционного процесса в специальной (коррекционной) школе-интернате № 116 V вида
13. Здоровье в наших руках
14. Роль факультативов коррекционной направленности в решении проблем языковой компетенции