«Экология природы» – всё чаще в последнее время мы слышим эти слова. Но уже в полный голос можем говорить об экологии души, экологии языка. На современном этапе развития общества на первый план выдвигается задача духовной экологии человека, а особенно подрастающего поколения. В этих условиях особую роль играет культурный потенциал среды, в которой формируются коммуникативные умения на основе навыков (произносительных, грамматических, лексических), приобретаемых на уроках русского языка и литературы. Учащиеся осваивают социокультурное значение слова, учатся грамотно излагать свои мысли.
Усвоение школьниками тех или иных знаний учебной деятельности начинается с творческого преобразования усваиваемого ими материала. Учебный кабинет как творческая мастерская учителя, как образовательное пространство, в котором учащиеся берегут традиции своей культуры, позволяет реализовать тот потенциал педагога, который представит его как человека, охраняющего своё жилище, свой храм. Творить в таком храме одно удовольствие.
В условиях свободы выбора учитель осуществляет руководство своим предметным кабинетом по законам педагогического менеджмента, содержание и технологии которого определяются – как в любом менеджменте – от целей и ресурсов. Успешность в первую очередь зависит от того, насколько чётко учитель представляет себе цели своей деятельности. Чем для него является кабинет: местом трансляции обязательных ЗУНов или пространством педагогического общения? В конечном счёте, все возможные вопросы, исследующие эту проблему, можно свести к одному: для кого учитель создаёт и развивает предметный кабинет?
Этот вопрос не так банален, как кажется с первого взгляда. Иногда учитель очень грамотно, правильными словами объясняет, что означает субъективность ученика, но продолжает быть верным традициям фронтальной работы, и в процессе внутришкольного контроля, представляя свой кабинет, демонстрирует чаще всего, насколько удобно в нём преподавать. В то же время вопрос – насколько удобно и комфортно в этом кабинете учиться – вызывает порой у учителя раздражение, так как многие, организуя пространство и планируя развитие кабинета, исходят только из логики предмета, забывая разрабатывать или систематизировать ресурсы предметного кабинета.
В процессе своей педагогической работы я поняла, что учебный успех каждого ученика нужно понимать не только как увеличение присвоенной им учебной информации, но, прежде всего, как постоянный рост его учебных возможностей, а кабинет является дидактическим средством, обеспечивающим успешную деятельность каждого ученика.
Работая с детьми, всегда стараюсь увидеть интересы ребёнка. Ведь интересы – всегда признак стоящей за ним способности, они показывают уровень развития, которого ребёнок достиг. А чтобы их распознать, надо не забывать себя в детстве, надо уметь смотреть на мир глазами ребёнка. Только тогда можно будет точнее определить, к чему ребёнок готов, с каким материалом он будет наиболее продуктивно и с большей готовностью работать. Единственная возможность научить человека жить в существующих условиях, это, во-первых, создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями, во- вторых, позволить ему опробовать те виды деятельности, которые делают цивилизацию тем, что она есть.
Цель преподавательской деятельности – создание условий для воспитания творческой личности, для привития интереса к языку, литературе, культуре русского народа, а также подготовка современного школьника к жизни в условиях рыночной экономики, диалога культур и народов, межнационального общения.
Раскрытие творческого потенциала личности ученика осуществляется в кабинете в процессе урочной и внеклассной работы. Содержание работы кабинета:
– научно-исследовательская деятельность учащихся (работа с одарёнными детьми);
– развитие у учащихся литературно-художественных способностей (литературный альманах);
– пробуждение творческого поиска учащихся (проектная деятельность – театр изнутри);
– развитие простейших сочинительских и сценических умений (разработка сценариев);
– экологическое образование: (разработка факультативов «Экология речи», «Экология языка»; участие в конкурсе «Зеленая волна»).
Любимое занятие школьников – самостоятельное сочинение. Подростки с большой радостью откликаются на предложение придумать сказку, написать рассказ под впечатлением сюжета изучаемого или прочитанного дома литературного произведения.
Опыт преподавательской работы с учащимися 5-11 классов по развитию их творчества убеждает в том, что эффективность её во многом определяют позиция учителя, отбор методов обучения, стимулирующих детское мышление, речь, фантазию. В ходе осуществления творческой деятельности человек проявляет способности к постановке цели творчества – созданию новых субъективных образов желаемого результата, новых идеальных моделей – психических образов, получаемых в результате отражения человеком внешнего мира.
Цель, которую я преследую – сделать творчество стилем деятельности учащихся, формировать читателя, способного к полноценному восприятию литературного произведения и подготовленного к самостоятельному общению. Так родилась идея создания литературной гостиной. Начальным этапом работы в моей практике стало формирование у подростков непроизвольного интереса к творчеству, преодоление страха перед собственной неумелостью.
Для того чтобы обогатить учащихся новыми художественными впечатлениями, стимулировать развитие художественных способностей я использую эмоциональное и эстетическое воздействие театра. Различные виды творчества образуют своеобразный синтез впечатлений, усиливающий общее эстетическое и духовное восприятие замысла автора.
Литературный текст пьесы, живописное оформление спектакля, музыка и танец – таков художественный сплав, который предлагает ребёнку театр, именно здесь дети находят особенно сильный источник вдохновения.
Так родилась идея эстетической концепции кабинета № 4 – литературной гостиной. «Театр начинается с вешалки…» – так и наш кабинет, по мнению детей, начинается с вешалки. Функциональный задник может служить выставочным пространством кабинета, а может быть декоративным его элементом.
Театральный занавес – это особый элемент, который используют учащиеся в проектной деятельности. Постановку какого-либо произведения (М. Булгаков «Белая гвардия») начинаем с прочтения, как в театре есть актёры, читающие свои роли, есть роль режиссёра, звукооператора, костюмера, директора-распорядителя. Занавес создаёт необходимую атмосферу духа театра, наличие двух фантазий – литературной и театральной – создаёт необходимое противопоставление образов, пробуждает детское воображение.


Проект принадлежит трём движущим силам, преобразующим кабинет: ученикам – «театр начинается с вешалки»; родителям – занавес и его многофункциональность; педагогу, умеющему правильно направить две предыдущие силы и показать детям, что невозможного нет.
Очень важно, когда тебя понимают, принимают твои замыслы и помогают воплощать их в жизнь. Результат – 1 место в районном конкурсе «Учебный кабинет», 2 место в городском конкурсе «Учебный кабинет» в номинации «Кабинет литературы».
Учебный кабинет является и классной комнатой 9 класса «В». Вместе с детьми мы храним традиции класса, стараемся наше образовательное пространство сделать родным домом, в котором зачастую мы проводим большую часть дня. Информативное пространство – наш классный уголок, именно он позволяет нам вспомнить наиболее яркие события четверти, года.
Как учитель русского языка и литературы, как классный руководитель, я уверена, если мы оберегаем свой дом, свой классный дом, если храним традиции, облагораживаем среду, в которой находимся – то будет мир в нашей душе, в нашей школьной семье.