Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Дети с ограниченными возможностями здоровья: актуальные вопросы образования, воспитания, адаптации»
Выпуск №25 Октябрь 2009 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(8) Олеся Игоревна Смирнова,
методист отдела развития семейных форм устройства
МБУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг»
г. Новосибирска

Вторичное социальное сиротство: проблема, причины, предупреждение

Число детей, воспитывающихся в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Новосибирске на начало 2009 года составляло 689 человек. Особую тревогу вызывает тот факт, что около 90% этих детей – социальные сироты.

Кто он – «социальный сирота»? Это ребенок, имеющий биологических родителей, которые по каким-либо причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем. Высокий процент появления таких ребятишек обусловлен, прежде всего, низким социально-экономическим и морально-нравственным состоянием общества.

К причинам роста численности социальных сирот относятся:

– падение жизненного и культурного уровня;

– отсутствие гражданской зрелости и ответственности общества;

– деградация институтов материнства и отцовства (предпочтение отдается сожительству, внебрачной рождаемости, происходит смена семейных ценностных установок);

– отсутствие своевременной помощи семье со стороны государства в кризисных ситуациях.

В настоящее время государственная политика направлена на передачу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Так, динамика социальных отношений характеризуется увеличением числа граждан, желающих создать приемную семью. По сравнению с 2007 годом к концу 2008-го подобных семей в городе стало на 28,3% больше. В 2008 году их количество в Новосибирске выросло на 21,5% – к маю 2009 года было создано 126 таких семей.

Казалось бы – цифры радужные. Но… В прошлом году начала наблюдаться тенденция отказа приемных родителей от детей. Возврат детишек обратно в государственные учреждения составил 2,9%, что в два раза больше по сравнению с 2007 годом. Такое социальное явление называется вторичным сиротством. То есть, когда новые родители не справляются с воспитанием приемного ребенка, его вновь возвращают в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законодательством также предусматривается расторжение договора о передаче детей на воспитание в семью досрочно по инициативе родителей или органов опеки и попечительства. По желанию приемных родителей прекращение действия договора возможно по следующим уважительным причинам: из-за их болезни, изменения имущественного или семейного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком, конфликтных отношений между ними. В случае возникновения в подобной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка, возвращения его кровным родителям или усыновления договор расторгается по инициативе отдела опеки и попечительства.

Досрочное расторжение договора о передаче ребенка на воспитание в семью вследствие ее неспособности выполнять все надлежащие функции по воспитанию ребенка объясняется тем, что приемные родители не знакомы с трудностями, связанными с воспитанием ребенка-сироты, или оставшегося без попечения родителей. Они не имеют достаточного уровня психолого-педагогической, социальной подготовленности и личностной компетенции. Отмеченные факторы риска связаны с ошибочным представлением о трудностях, с которыми столкнутся «новые» родители; недостаточной информированностью о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, направляемого на воспитание в семью. Результатом этого становится или желание ребенка вернуться в детский дом, заново переживая трудности социализации, или необходимость изъятия ребенка из приемной семьи.

Вторичное сиротство проявляется и по-другому. Известно, что дети, принятые на воспитание в семью, в случае расторжения договора приемными родителями переживают повторную психическую травму, которая влечет за собой их морально-нравственную деградацию. И когда они вырастают, им сложно создать полноценную семью, нередки случаи, когда они отказываются от воспитания собственных детей.

С целью предупреждения фактов вторичного сиротства необходимо проводить следующие мероприятия:

1) обучать кандидатов в приемные родители, подготавливать их к профессиональной работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

2) отбирать таких кандидатов в приемные родители для ребенка, которые обладают определенными ресурсами, умеют принять его прошлое и понять особые потребности;

3) оказывать социально-педагогическую поддержку и психолого-педагогическую помощь приемным семьям;

4) организовывать и проводить занятия с воспитанниками муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам психологии семьи и брака.

Конечно, это только маленькая толика того, чтобы хоть как-то помочь становлению новой семьи, в которой появился новый ребенок. Причем, ребенок особый. Ведь он – сирота. Маленький человек, которого необходимо защитить от моральных травм и разочарований.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Лиана Пепеляева: «Сиротство – это не проблема, это социальное заболевание»
2. Вручение ключей
3. «Мы – аисты, приносящие вести»
4. Гори, гори, наша звезда!
5. Делитесь опытом своим, трудитесь сердцем неустанно!
6. «Люди нашего города» – помощь в социализации детей-сирот
7. Молодежь и современные религиозные течения
8. Как вырастить ребенка счастливым
9. Старший, средний, младший, или Как влияют братья и сестры на формирование личности в многодетных семьях
10. Вторичное социальное сиротство: проблема, причины, предупреждение
11. Трудно ли быть родителями?
12. Скоро в школу: вечные вопросы
13. В семье – первоклассник
14. Обучение сегодня. Взгляд со стороны
15. Почему подростки убегают из дома
16. Взаимодействие семьи и школы
17. Теневая сторона киберпространства
18. Современная молодежь глазами демографов, социологов и политиков
19. Государственная молодежная политика
20. Семья моей мечты