Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Ольга Николаевна Ткачева,
аспирант межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики,
заведующая учебным кабинетом школьной педагогики
Кемеровского государственного университета

Использование компьютерного практикума в учебной деятельности будущего педагога

При подготовке выпускника вуза предусматривается разрешение противоречия между потребностью общества в специалисте, который отличался бы высокой потребностью удовлетворить свой познавательный интерес, умением решать творческие задачи, острой чувствительностью к новым возможностям, ответственностью за каждое принятое решение, и условиями подготовки будущего специалиста. Это находит свое проявление в том факте, что найдется множество примеров из разных сфер профессионально-трудовой деятельности, когда работник не обладает достаточным минимумом умения самостоятельного познания и, что особенно тревожит, не испытывает потребности в этом, не стремится к этому, и, как следствие, не проявляет активности в своей профессиональной деятельности. Нельзя сказать, что воспитательно-образовательный процесс вуза не способствует формированию этого умения. Ведь само учение студента предполагает, прежде всего, систематическую самоуправляемую работу, «двигателем» которой является именно стремление к познанию. С другой стороны, интерес к познанию у студентов присутствует, но в общей массе имеет избирательный, неустойчивый характер.

Успешность учебной работы студента находится в прямой зависимости не только от его внутренних условий (инициативность, потребность в новых знаниях, возможностях), но и от того, какие формы и средства организации учебной деятельности студентов избраны преподавателем для стимулирования этих самых внутренних условий.

Перед нами оформились следующие задачи: добиться восприятия учебной деятельности студентами не только как необходимости, диктуемой внешними обстоятельствами, но и как внутренней потребности; разработать и направить ряд учебных мероприятий на повышение уровня познавательного интереса студентов, на активизацию их мыслительной деятельности.

 

Сегодня в процессе преподавания многих дисциплин, наряду с традиционными, применяются такие методы, как кейс-обучение, метод проектов и др. Мы предлагаем использование в профессиональной подготовке будущего специалиста компьютерного практикума – метода обучения, нового по содержательному наполнению, способствующему развитию познавательного интереса студентов, позволяющему активизировать их мышление.

Анализируя научную литературу и обобщая ее, мы пришли к выводу о том, что понятие «компьютерный практикум» в педагогической интерпретации не определено. По нашему определению, компьютерный практикум – это разработанная и реализованная средством компьютера практическая работа, в основу которой положен навигативный принцип, предполагающий знакомство обучающегося с теоретическим материалом, размышление на предложенные по изучаемому материалу вопросы, проработку заданий, моделирующих практическую ситуацию, тестовый контроль усвоения знаний, обращение при необходимости к электронному словарю и списку соответствующих теме других источников информации. Полезность использования компьютерного практикума в учебной деятельности будущих специалистов подтвердила современная педагогическая практика. Отметим, что организация процесса обучения в компьютерной среде – это, с одной стороны, процесс получения, интериоризации настоящими студентами новой информации и освоения ими современных способов учебной деятельности, с другой стороны – дополнительная возможность преподавателя стимулировать инициативность студентов в учебной работе, развивать их познавательный интерес и умственную деятельность.

Дидактические возможности персонального компьютера в рамках привычной организации учебной деятельности студентов используются до сих пор довольно ограниченно – обычно это достаточно простые по структуре, приближенные к монотонному листингу обучающие программы, тестовые и контролирующие программы для фронтального контроля знаний и, в лучшем случае, электронные учебники. Упомянутый нами компьютерный практикум предполагает наличие творческих элементов в контролирующем блоке в дополнение к традиционным заданиям, интегрирующих в себе учебную информацию в виде соответствующим образом обработанных текстовых материалов.

Мы считаем, что компьютерному практикуму не отводится роль замены уже привычных форм обучения будущих специалистов: лекций, семинаров, самостоятельной работы; использование отдельных его структурных дидактических единиц гармонично сочетается с другими видами учебной деятельности настоящих студентов. К примеру, представление отдельных блоков учебного материала и простейших заданий в виде презентаций на лекции не только придает динамику этой форме обучения, но и способствует определенной степени закрепления знаний студенческой аудитории. Если на лекции востребован демонстрационный материал, то на семинарском занятии – задания исследовательского характера, способствующие анализу и систематизации сведений по какой-либо профессионально значимой проблеме, которые могут быть выполнены студентами в интерактивном режиме (в режиме диалога пользователя и компьютера).

Вместе с тем, возможна компьютеризированная проверка уровня усвоения знаний обучаемого средством контролирующего блока, в основу создания которого, как правило, положен принцип обратной связи, то есть при необходимости во время выполнения упражнений и заданий на контроль знаний обеспечен доступ к методическим рекомендациям по их выполнению, а главное – к соответствующим теоретическим сведениям. Использование же компьютерного практикума в самостоятельной учебной работе студентов не исключает работу с методическими наработками и традиционными источниками информации, а наоборот, становится дополнительной гранью этой формы учебной деятельности. Вместе с тем, при работе с компьютерным практикумом обучаемому предоставляется возможность самостоятельно планировать и осуществлять процесс своего обучения через дидактическую систему самостоятельной работы: при желании он может сам заниматься в удобное для себя время и, что немаловажно, – сам регламентировать время своей работы. То есть самостоятельная работа студента посредством использования компьютерного практикума становится качественно другой относительно традиционной формы: обучаемый сам анализирует, координирует и управляет своей самостоятельной учебной деятельностью, тем самым получая навык планирования своей деятельности, несомненно важный в будущей профессиональной деятельности.

Основную идею применения компьютерных практикумов в учебной работе студентов мы видим:

– в дополнительной возможности моделирования практических профессионально значимых ситуаций;

– в сочетании общепринятых традиций с освоением новых форм активизации мыслительной деятельности будущих специалистов как фактора формирования профессионально значимых качеств.

Мы разработали структуру предлагаемого компьютерного практикума, составляющими которой стали:

1. Информационно-обучающая компонента: содержит изложение научного материала в виде обучающего раздела, контролирующий блок, дидактическую поддержку (комментарии для самопроверки, глоссарий, рекомендуемый дополнительный материал для ознакомления), дискуссионные вопросы для размышления и обсуждения в учебной группе. В информационных блоках содержится соответствующий теме теоретический материал, служащий базой для блока самоконтроля. Особенностью содержательной части блоков самоконтроля является ориентация не на механический поиск ответов в соответствующих информационных блоках, а на активизацию собственной мыслительной деятельности обучаемого путем ответов на открытые вопросы, которые требуют в подавляющем их большинстве индивидуального размышления, либо, как вариант, группового обсуждения.

2. Модульность. В основу компьютерного практикума заложен модульный принцип представления учебного материала (тема структурирована в виде автономных, т.е. относительно самостоятельных для изучения, разделов). Исходя из поставленных задач, настоящий студент имеет возможность осваивать научную информацию по ее дидактическим единицам, доступным как через отдельный модуль, так и через их совокупность.

3. Характер взаимодействия студента и преподавателя. Студент имеет возможность поддерживать диалог с преподавателем и аудиторией в любой момент учебного времени (в зависимости от поставленных задач). Преподаватель соблюдает дидактические требования, в соответствии с которыми:

– четко определяет цель работы с компьютерным практикумом;

– уточняет логику раскрытия учебной информации;

– согласовывает со студентами последовательность этапов выполнения работы;

– анализирует и обсуждает узловые вопросы изучаемого материала;

– дает рекомендации по организации студентом своего самообразования средством компьютерного практикума.

Функция преподавателя заключается в координации самостоятельной познавательной деятельности студента. Своими грамотными умениями и квалифицированными действиями преподаватель-координатор помогает студенту устранить трудности в познании и применении своих знаний, способствует организации интерактивного взаимодействия обучаемых и обратной связи между студентом и преподавателем, между студентом и всей учебной группой.

Компьютерный практикум может быть представлен тремя аспектами: педагогическим, информационным и коммуникативным.

Педагогический аспект характеризуется организацией учебной работы на компьютере через самоопределение обучаемым хода процесса обучения (сам выбирает модуль для изучения, сам устанавливает продолжительность работы с ним, имеет возможность внести предложения по дополнению и коррекции электронного материала с последующим их учетом разработчиками практикума как программного продукта, сам контролирует свои знания и т.д.).

При этом педагогический аспект компьютерного практикума представлен:

– информацией о целях рассматриваемого в практикуме раздела и его месте во всем курсе;

– краткой характеристикой содержания его модулей, порядком и рекомендациями по их изучению;

– обзором дополнительных материалов и формы контроля, порядком организации взаимодействия с преподавателем;

– блоком самоконтроля, служащим для проверки уровня усвоения настоящим студентом полученной посредством компьютерного практикума учебной информации и возможностью взаимодействия с преподавателем с целью консультирования и отчетности.

Информационный аспект являет собой дидактическую систему знаний и умений изучать будущим специалистом предлагаемую проблему, которая представлена поддерживающими ее электронными материалами. Система гиперссылок, выполняющая в компьютерном практикуме навигативную функцию, предоставляет студенту возможность легко производить самоуправление процессом изучения любой структурной единицы практикума, а также и самоконтролем.

Коммуникационный аспектвыражается в разрешении контактов обучающегося с преподавателем и другими студентами в процессе учения, а в частности, в процессе проработки той или иной профессионально-ориентированной ситуации, представленной средством компьютерного практикума.

Компьютерный практикум как целостная дидактическая система основывается на интеграции следующих элементов:

цели, которая заключается в изучении предлагаемого раздела, выработки умений и навыков по применению будущими специалистами своих знаний и в совершенствовании их самостоятельной работы на базе информационной технологии;

содержания, интегрирующего основные теоретические сведения по определенным аспектам представляемой дисциплины, задания исследовательского характера, вопросы для самоконтроля, глоссарий, ссылки на дополнительные материалы;

форм использования в учебном процессе: от использования отдельных структурных дидактических единиц практикума до работы с их совокупностью, от применения практикума в индивидуальном порядке до использования в групповом обсуждении проблемы;

дидактических возможностей компьютера как средства представления учебного материала с механизмом для его самостоятельного освоения студентом и самоконтроля;

– непосредственно самой работы с компьютерным практикумом, определяемой и методикой проведения учебного занятия, предусматривающей интерактивный режим работы студентов, и особенностями организации их познавательной деятельности, и новой ролью преподавателя, координирующего действия будущего специалиста при изучении предлагаемого материала;

результата работы с компьютерным практикумом, предполагающего освоение настоящими студентами материала предлагаемой дисциплины (имеется в виду не только знаниевая база, но и умение ориентироваться в ситуациях, определенных будущей профессиональной деятельностью), активизации познавательной деятельности будущих специалистов средством предложенного электронного материала, а также формирования их сознательного отношения к разным способам учебной деятельности.

На наш взгляд, использование предложенных компьютерных практикумов в подготовке будущих специалистов позволяет укрепить связь между теорией и практикой в процессе изучения, в частности, специализированных дисциплин, способствуя тем самым развитию стремления студентов к решению профессионально-ориентированных задач, требующих определения собственной позиции относительно будущей профессионально-трудовой деятельности, и, как следствие, развитию мыслительной деятельности будущих специалистов.

Литература:

1. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) /В.П.Беспалько. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.

2. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров /под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2003.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Информатизация образования: изменят ли компьютеры систему обучения?
2. Использование компьютерного практикума в учебной деятельности будущего педагога
3. Портфолио как средство обучения на уроках физической культуры
4. Из опыта первичной профилактики наркомании в массовых школах
5. Методические рекомендации по организации работы по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних
6. Школьная жизнь и семейное счастье: противоположности или неотъемлемые части друг друга?
7. Компетентностный подход участников воспитательно-образовательного процесса
8. Формирование коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья
9. Сценарий, посвящённый Дню Матери
10. Классный час «Хлеб всему голова»
11. Сценарий новогоднего утренника для учащихся начальных классов (по мотивам сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)
12. Мастер-класс «Академия Новогодних Наук» классного руководителя и учащихся 9 «Б» класса МБОУ СОШ 129
13. Конкурсно-игровая программа для подростков младшего и среднего возраста «Крещенские забавы»
14. Мгновенье длиною в жизнь
15. Городская программа «Конкурс книгочеев»
16. В гостях у Оперного… Несколько шагов…