Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Ведущая рубрики
Все статьи автора(7) Наталья Николаевна Букарева,

руководитель отдела музеев

МБОУ ДОД Городского центра физической культуры и спорта

«Виктория» г. Новосибирска


Татьяна Викторовна Бодня,
руководитель структурного подразделения
ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска

Методические рекомендации по организации работы по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних

Сегодня перед обществом стоит актуальная и социально значимая задача: поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики.

В стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, и в сферы организованной преступности втягивается все большее количество несовершеннолетних, преступность «молодеет» и принимает устойчивый рецидивный характер. А это лишает общество перспектив установления в будущем социального благополучия.

Одну из ведущих ролей в решении этой проблемы можно отвести образованию. Хотя, конечно, решить ее можно только комплексно и в системе с привлечением всех сил общества. Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, общественных организаций, творческих союзов на основе программных методов и единой государственной политики.

Необходимо изучить причины, источники, которые обуславливают правонарушения, и разработать комплексную систему ранней профилактики правонарушений подростков. Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, социум, общественные организации, психолого-педагогическую службу и педагогов дополнительного образования для организации досуговой деятельности.

Сложившаяся в городе Новосибирске система профилактики правонарушений и безнадзорности среди подростков предлагает следующие направления деятельности (рис. 1):

Широкое поле деятельности для педагогов представляет работа с семьей как полной, так и не полной. Огромные потенциальные и стимулирующие возможности семейного воспитания используются еще ограниченно. Большее внимание следует уделить разработке и реализации комплекса мер, направленных на повышение социально-правового статуса семьи, психолого-педагогической компетентности родителей, формирование у них сознательного ответственного отношения к выполнению обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению своих детей, посредством организации:

– университетов педагогических знаний, в рамках которых идет оказание родителям психолого-педагогической и социально-правовой помощи, обеспечение родителей информацией об органах и учреждениях города, оказывающих психологическую, медицинскую, социальную, правовую помощь несовершеннолетним;

– конференций для родителей: «Преступление и наказание», «Мы и закон», «Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних»;

– практикумов и тренингов «Как избежать «семейных ловушек», «Конфликт и выход из него», «Вредные советы»;

– родительских лекториев «Малолетний преступник – чья вина?», «Мама! Я так тебя люблю!», «Родители – пример здорового образа жизни», «Посеешь характер – пожнешь судьбу»;

– тематических родительских собраний «Причины развития трудновоспитуемости младших школьников», «Как организовать свободное время ребенка», «Гендерные особенности подросткового возраста», «Куда пойти учиться»;

– работы с родительскими комитетами: проведение классных и общешкольных праздников «Новогодние чудеса», «День подарков просто так», «Праздники-сюрпризы», «Семейный Клуб Веселых и Находчивых»;

– совместные 1-2 дневные походы, семейный отдых на турбазах и муниципальных ДООЛ;

– спортивные семейные праздники «Одна семья – одна команда», «Папа, мама, я – спортивная семья»; «Школьная Сибириада: спорт, искусство, интеллект».

На сегодняшний день в образовательных учреждениях редко используются такие формы работы с семьей, как проведение:

– дня открытых уроков;

– родительского всеобуча: «Адаптация ребенка к условиям школы в 1-ом и 5-ом классах», «Санитарно-гигиенические требования в школе», «Организация питания в школьной столовой»;

– дня открытых дверей директора школы;

– клубов семейного общения: проведение «Дня именинника»; вернисажа детских рисунков «Реликвии моей семьи»; фотовыставки «Семейное фото»; выставки работ декоративно-прикладного искусства «Моя бабушка-рукодельница»; литературных гостиных; музыкальных вечеров;

– семейного консультирования (в том числе для семей, имеющих проблемы с воспитанием детей).

Важно научить родителей более ответственно относиться к исполнению своих обязанностей по воспитанию детей в семье. Для лиц и семей, уклоняющихся от воспитания своих детей, более широко применять меры общественного и правового воздействия.

Интересный опыт работы с родителями сложился в МБОУ СОШ № 52 (директор Мазин К.А.) по проведению всеобуча и конференций для родителей. В данном образовательном учреждении родительские конференции рассчитаны на несколько категорий слушателей и включают несколько циклов:

– родители детей, уже совершивших правонарушение,

– родители детей с отклонениями в поведении, состоящие на так называемом «внутришкольном учете»,

– родители из «неблагополучных семей»: злоупотребляющие спиртными напитками, неработающие, не выполняющие обязанности по воспитанию и содержанию детей, допускающие случаи жестокого обращения с ребенком.

Более того, педагоги школы подразделяют родителей и по совершенным детьми правонарушениям: употребляющие токсические вещества и спиртосодержащие напитки, совершившие хулиганские действия, пропускающие занятия в школе и бродяжничающие, нарушающие правила дорожного движения. В ряде мероприятий участвуют одновременно все категории правонарушителей.

Другой цикл разработан для родителей всех детей школы без исключения. Педагоги школы считают целесообразным проведение данных мероприятий совместно с детьми.

К подготовке и проведению конференций администрация школы привлекает сотрудников правоохранительных органов – милиции, прокуратуры, адвокатуры, органов исполнения наказания, врачей-педиатров, наркологов, детских гинекологов, психиатров, сотрудников различных центров – психологов, психотерапевтов, социальных педагогов; специалистов отдела опеки и попечительства, социальной поддержки населения, духовенство (приложение 1).

Для усиления эффективности мер предупреждения правонарушений среди учащихся нужно обратить внимание на работу с социумом. Скоординировать совместную работу с:

– районным подразделением по делам несовершеннолетних: работа со школьным инспектором по делам несовершеннолетних, составление единой базы данных;

– районной комиссией по делам несовершеннолетних: совместные рейды в неблагополучные семьи;

– районными органами опеки и попечительства;

– с представителями общественных пунктов охраны порядка;

– с городским Центром занятости: летняя занятость подростков, работа по профориентации;

– с ТОСами: привлечение несовершеннолетних к общественно-полезному труду по месту жительства;

– с социальными Центрами: совместная деятельность по написанию проектов, программ.

Положительный опыт работы по совместной деятельности с социумом сложился в МБОУ СОШ № 12 (приложение 2).

Под организацией правовой деятельности можно предположить систему работы по правовому обучению учащихся, где учебный материал по основам государства и права эффективно дополняется целенаправленной внеклассной работой с различными контингентами учащихся, поддерживаются систематические связи с работниками правоохранительных органов. Наиболее эффективными формами работы можно считать:

1) встречи с юристами;

2) встречи с представителями районных военкоматов;

3) проведение:

– недели правовых знаний;

– тематических бесед: «Избирательные права граждан России», «Голосуй или проиграешь»;

– классных часов: «Уголовная ответственность несовершеннолетних», «Административная ответственность несовершеннолетних», «Как не совершить ошибку», «Я в этом мире»;

– дискуссий: «Демократия каждый день», «Правда и ложь в нашей жизни», «Как противостоять давлению среды», «Легко ли быть молодым»;

– ситуативных практикумов: «Поступок, проступок, правонарушение»;

– круглых столов: «Формирование гражданственности и правовой культуры учащихся», «Мера ответственности за преступление»;

– тренингов: «Избирательное право»;

– деловых игр: «Мы учимся выбирать», «День самоуправления», проведение показательных судов;

– конкурсов плакатов «Мы за мир», «Нам жить – нам выбирать»;

– конкурсов рисунков «Мой мир – моя планета», «Сделай правильный выбор», «Вредным привычкам – нет!»;

– обучающих семинаров «Будущее в руках молодежи»;

3) творческие задания: «Если бы я был Президентом РФ»;

4) социальное проектирование «Я – гражданин России».

Социально-психологическая деятельность предполагает организацию работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, с детьми и подростками, педагогическими коллективами и социумом.

Основными задачами данной деятельности можно считать: защиту и эффективную реабилитацию детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, психолого-педагогическую поддержку семей, находящихся в социально опасном положении. Круг специалистов, работающих в этом направлении, очень широк, но основная часть индивидуальной адресной работы ложится на плечи школьного психолога, социального педагога и классного руководителя. Именно они могут понять ребенка и помочь ему в сложной жизненной ситуации. Комплекс мероприятий, помогающих в решении поставленных задач:

– обучающие семинары для педагогов: «Уровни профилактики социального сиротства», «Социально-психолого-педагогическое консультирование», «Диагностика неблагополучия ребенка в семье»;

– круглые столы: «Простые ответы на трудные вопросы»;

– конференции: «Первичная диагностика семейного неблагополучия», «Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту»;

– тренинги для всех возрастных групп несовершеннолетних;

– пресс-конференции с приглашением интересных людей города Новосибирска разных профессий: «Кем быть – каким быть», «Краски жизни в нас самих»;

– деловые игры, ситуационные игры, игры-путешествия, диспуты: «Путешествие в страну зеленого змея», «Реклама – двигатель здоровья», «Как справиться с напряжением», «Парламент», «Знатоки», «Как сказать нет» (приложение 3);

– малые и большие педсоветы, совещания: «Социальная диагностика проблем и ресурсов неблагополучной семьи»;

– тренинги для педагогических коллективов: «Как избежать конфликта»;

– работа с реабилитационными Центрами; адресная помощь детям, находящемся в социально-опасном положении, занятия с группами детей из неблагополучных семей, создание совместных проектов;

– психолого-педагогическое сопровождение семей: посещения, диагностика, анкетирование, создание социальной карты семьи;

– психолого-педагогические консилиумы: «Личность и ее формирование в детском возрасте».

Организация досуговой деятельности – важное направление работы в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних, поскольку именно досуговая деятельность, исходя из своего многообразия, решает проблему занятости детей во внеурочное время.

Компетентная организация досуговой деятельности предоставляет возможность обучающимся заниматься в творческих объединениях, секциях, клубах, студиях, находящихся в школах, или, в соответствии со своими желаниями и возможностями, посещать занятия в центрах дополнительного образования. Таким образом, досуговая деятельность может рассматриваться как составная часть образовательного процесса.

Система досуговой деятельности в городе Новосибирске представлена городскими программами: «Одаренные дети», «Интеллект», «Лидер», «Перекресток воспитания», «Техническое творчество», «Патриот», «Экология», «Мир прекрасного», «Физкультура и спорт», «Туризм и краеведение», «Досуг», «Tabula raza».

Профилактическая работа, которая ведется в образовательных учреждениях города Новосибирска, представляет собой единство учебно-воспитательного процесса на основе гуманистического подхода к ребенку и преследует конкретную цель: сформировать у учащихся общечеловеческие и нравственные ценности, такие как семья, труд, знание, человек, общение и здоровье. Для этого необходимо упорядочить влияние окружающей социальной сферы, сформировать их собственный разносторонний опыт, компенсировать недостатки в полноценном развитии личности ребенка и преодолеть или ослабить отрицательные явления и влияния.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 84)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Информатизация образования: изменят ли компьютеры систему обучения?
2. Использование компьютерного практикума в учебной деятельности будущего педагога
3. Портфолио как средство обучения на уроках физической культуры
4. Из опыта первичной профилактики наркомании в массовых школах
5. Методические рекомендации по организации работы по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних
6. Школьная жизнь и семейное счастье: противоположности или неотъемлемые части друг друга?
7. Компетентностный подход участников воспитательно-образовательного процесса
8. Формирование коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья
9. Сценарий, посвящённый Дню Матери
10. Классный час «Хлеб всему голова»
11. Сценарий новогоднего утренника для учащихся начальных классов (по мотивам сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)
12. Мастер-класс «Академия Новогодних Наук» классного руководителя и учащихся 9 «Б» класса МБОУ СОШ 129
13. Конкурсно-игровая программа для подростков младшего и среднего возраста «Крещенские забавы»
14. Мгновенье длиною в жизнь
15. Городская программа «Конкурс книгочеев»
16. В гостях у Оперного… Несколько шагов…