Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Нина Владимировна Архипова,
учитель математики
МБОУ «Гимназия № 13» Центрального района
г. Новосибирска

Классный час «Хлеб всему голова»

С удовольствием поделюсь с вами, уважаемые коллеги, материалом к классному часу.

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб – посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб – это жизнь. Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб-соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Как же научить уважать хлеб? О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы дети наши не росли невеждами, чтобы для них, как и для нас, отцов и матерей, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививать эту любовь и в семье, и в детском саду, и в школе. Нравственное отношение к хлебу – отношение бережное. А у нас нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельство безнравственного поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.

Поэтому в своих классах проводим праздник, посвященный хлебу.

Подготовка начинается заранее (за две недели). Дети получают задание: собирать пословицы о хлебе, читать книги, принести их на урок; выпускать плакаты или газеты.

На уроке: выставка книг и выпущенных детьми газет и плакатов.

Учитель: Отечество полнится многим. Это города, заводы, гидростанции. Рощицы тоже. Луна. И птичка на ветке, и жук в цветке. И вообще, все, что можно видеть. И слышать тоже – музыка наших гениев, песни народа.

Отечество – это еще и такое, чего не видим, не слышим, но что есть у каждого из нас – это память о прошлом. Что увидели бы мы, если бы пришли в земли далеких предков? Огромное большинство русских, украинцев, белорусов увидели бы поле и на нем своих прапрадедов и прапрабабушек. Любимое отечество начиналось с поля.

(Словарь. На доске: рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя.)

Растения, зерна которых годятся в пищу, называются хлеба. Это рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя. Но пшеница, рожь и ячмень называют еще жито. Их общее название сходно со словом жить не случайно. Они основные наши кормильцы. Есть еще слово, которое тоже близко к слову жить. Это слово – жилье. Не зря в народе говорят: «Был бы кусок хлеба, да крыша над головой, и жить можно».

Ученик: Мои знакомые, когда обедают, ставят на стол деревянное блюдо с хлебом. Блюдо старое. Говорят, что ему сто лет. По краю блюда печатными буквами вырезана надпись: «Ржаной хлебушко – калачу дедушка». Берешь с блюда хлеб и надпись читаешь. Она вроде сказки в одну строчку. В сказке рассказывается о добром ржаном дедушке и его румяных внуках-калачах. Дед и внуки набирают силу сначала в поле, потом в горячей печи. Став сильными, сами они наделяют силой всех нас.

1 чтец

Славится он первым на Земле,

Славится он первым на столе.

Ветер его холит, холят степи.

Пред гостями он лежит парной,

Ситный, белый, черный и ржаной –

Круто жизнь замешана на хлебе.

К хлебу все имеет отношенье –

Русский хлеб причастен ко всему:

К дружбе наций, к спутников движенью,

К Миру, к правде, к счастью твоему.

Учитель: Был обычай – сгрести со стола хлебные крошки и съесть. Когда старые люди учат тому обычаю, молодые улыбаются (если не во весь рот, то в душе непременно). Соблюдая старый обычай, люди как бы обращаются к хлебу на «Вы», выказывают хлебу свое почтение. Пренебрежение к хлебу, когда большие и малые частицы его кидают в мусорное ведро. Народный обычай подобен крепкой веревочке, он свит из многих волокон. Вот и обычай собирать крошки рожден не только уважением к хлебу, но и тщательным сбережением его. Он, хлебушек, не всегда так вольно, как сейчас, лежал на столе. В XVIII веке, известном неблагоприятной погодой, были скудными и голодными 68 лет. О голоде 1787 года русский историк, князь М.М. Щербатов писал: «Едят солому, мякину, листья, сено, лебеду, но и сего уже не достает…» Погода XIX века была милосерднее, только 40 с лишним голодных лет. Век XX начался голодным 1901 годом. Страшная засуха погубила посевы в 1921-1922 годах. Ежедневная сытость в наше время не должна отводить наши глаза от неурожаев. Засухи и затяжные дожди были и есть. Так какой же смысл смеяться над старым обычаем.

2 чтец

Стихотворение И. Сенченко «Хлеб святой»

Перед этой пашнею

Шапку скинь сынок:

Видишь, пробивается

Хлебный стебелек.

Сколько в это зернышко

Вложено труда

Знают только солнышко,

Ветер и вода.

Перед ним на цыпочках

Тракторист шагал,

В сеялки и бороны

Трактор запрягал.

Перед ним, малюсеньким,

Крошечным зерном

Долго думу трудную

Думал агроном.

3 чтец

Хлеб не швыряйте, он святой –

Бывало, скажет дед седой

Нам, детворе проворной.

Затем, что труд и крепкий пот

И жита дух медовый

Всему живому жизнь дает.

Много стихов, в которых люди воспевают хвалу хлебу и людям, вырастившим хлеб. (Дети читают понравившиеся им стихи).

А сколько пословиц, поговорок о хлебе сложил русский народ.

– Хлеб да вода здоровая еда.

– Без хлеба нет обеда.

– Хлеба ни куска, так и в горле тоска.

– Чужой хлеб в горле петухом поет.

– Хлеб на стол, и стол – престол, а хлеба ни куска и стол – доска.

Дальше дети называют пословицы и поговорки, которые они нашли в книгах, узнали от взрослых.

Не знаю, какова моя судьба.

Но с детства зная,

Что такое колос,

Я буду жить, пока стоят хлеба,

Я буду петь, пока имею голос.

В заключение можно устроить чаепитие: «С почтением к хлебу».

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 15)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Информатизация образования: изменят ли компьютеры систему обучения?
2. Использование компьютерного практикума в учебной деятельности будущего педагога
3. Портфолио как средство обучения на уроках физической культуры
4. Из опыта первичной профилактики наркомании в массовых школах
5. Методические рекомендации по организации работы по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних
6. Школьная жизнь и семейное счастье: противоположности или неотъемлемые части друг друга?
7. Компетентностный подход участников воспитательно-образовательного процесса
8. Формирование коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья
9. Сценарий, посвящённый Дню Матери
10. Классный час «Хлеб всему голова»
11. Сценарий новогоднего утренника для учащихся начальных классов (по мотивам сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)
12. Мастер-класс «Академия Новогодних Наук» классного руководителя и учащихся 9 «Б» класса МБОУ СОШ 129
13. Конкурсно-игровая программа для подростков младшего и среднего возраста «Крещенские забавы»
14. Мгновенье длиною в жизнь
15. Городская программа «Конкурс книгочеев»
16. В гостях у Оперного… Несколько шагов…