Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(14) Людмила Анатольевна Гайдай,

учитель географии высшей квалификационной категории
МАОУ гимназии № 11 «Гармония»
Октябрьского района г. Новосибирска

Эффективность использования инновационных форм работы на уроках географии и во внеурочной деятельности

Душа, в которой отсутствует мудрость, – мертва.

Но если обогатить её учением, она оживёт,

подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь.

Абу-ль-Фарадж, арабский учёный

 

Мечтала в детстве горы покорять,

Разведать, где руда, где золото, где уголь.

И вот с указкой стоя у доски,

Я много лет уж путешествую по миру!

Мне подвластны тундра, юг, тайга и море.

И я нашла ту драгоценную руду,

Я открываю мир волшебный детям,

Переплываю с ними океан,

Им открываю столько новых стран…

Что может быть прекраснее на свете,

Чем сердце, отданное детям.

Модернизация образования, то есть обеспечение его соответствия запросам и возможностям общества, осуществлялась всегда – в той или иной мере. Способность определяется подходом к постановке целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, оценке достигнутых результатов. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, – ускорение темпов развития общества. Каким будет мир в середине ХХI века, трудно себе представить, поэтому школа должна готовить своих учащихся к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, конструктивность, динамизм, адаптивность.

В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности. Наиболее точно сегодня могут быть определены новые требования к выпускникам школ на рынке труда: необходим переход от хорошего специалиста – к хорошему сотруднику. Хороший сотрудник – это не только хороший специалист, но и человек, который может работать в команде, способен к инновациям, самостоятельно принимает решения, проявляя инициативу. С позиций компетентностного подхода основным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей (уровень образованности учащихся) и компетенций (круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом). В данном случае под ключевыми компетентностями понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

Цель своего учительского труда вижу в воспитании целостной личности, в формировании у школьников ключевых компетенций через проектную деятельность, развивая их творческие способности, что позволит добиться положительной динамики качества образования.

Моя цель, как педагога, ориентирована на создание условий для саморазвития личности, повышения уровня образованности:

– расширение круга проблем;

– повышение сложности проблем;

– расширение возможностей выбора, эффективных способов решения проблем.

Каждый человек уникален и индивидуален, поэтому не может быть единых жестких требований к каждому выпускнику. В результате образовательной деятельности цели школьного образования заключаются в следующем:

1. Научить учиться, научить решать проблемы в сфере учебной деятельности; определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, анализировать информацию. Уметь работать с большими информационными массивами.

Сегодня умение работать с информацией становится ключевой задачей, поскольку каждые полгода на Земле информация удваивается. Каждый человек, решающий конкретную задачу, должен уметь отобрать и воспользоваться именно той информацией, которая необходима для решения вопроса. Находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учащимися.

2. Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, то есть решать познавательные проблемы.

3. Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни (экологических, экономических, политических…), то есть решать аналитические проблемы.

4. Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, то есть решать аксиологические проблемы. Духовное и нравственное воспитание сегодня является ключевым, поскольку любую глобальную мировую проблему (равно как и любую проблему местного, то есть локального масштаба) можно решить, опираясь только на базисные нравственные ценности.

5. Научить решать проблемы социального, профессионального направлений.

6. Развивать системное мышление.

Каждый человек уникален и индивидуален, поэтому не может быть единых жестких требований к каждому выпускнику. В моём понимании выпускник – это личность, максимально адаптированная к современным социальным условиям и ориентированная на успех:

Формирование у школьников ключевых компетентностей и компетенций достигается не только за счёт изучения учебных предметов, но и через всю организацию школьной жизни, через её связь с другими значимыми сторонами жизни школьников. Образовательный процесс не только включает в себя учебный процесс, но и дополнительное образование детей, и их социально-творческую деятельность, и практику повседневной школьной жизни. Не используя компетентностный подход, достигнуть нового качества образования вряд ли возможно. Творческий поиск учителя связан с реализацией идей проблемного обучения, педагогики сотрудничества, личностно ориентированного образования. Это позволяет решить проблему мотивации учебной деятельности школьников, создать модель «учения с увлечением».

Приоритетным направлением в моей работе является использование учащимися компьютера, электронных и интерактивных учебных пособий, интернет-ресурсов, интерактивной доски, что позволяет сделать любой урок привлекательным и современным. Активно внедряю в учебный процесс современные проектные и информационные технологии. Они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, что повышает интерес к урокам, активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает системное и логическое мышление. Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, на факультативных занятиях и на занятиях спецкурса, во внеклассной работе по географии, экологии и как классный руководитель, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты и т.д. Компьютер использую на всех этапах урока: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков. При этом для учащихся он выполняет различные функции: учителя (это источник учебной информации, наглядное пособие с возможностями мультимедиа), рабочего инструмента, объекта обучения (индивидуальное информационное пространство; тренажёр; средство диагностики и контроля), игровой среды. Применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Развивает творческие, исследовательские способности, повышает их активность. Способствует приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные, повышает уровень рефлексивных действий с материалом, изучаемым на уроках.

Это и натолкнуло меня на создание своего методического мультимедийного пособия по эффективности использования инновационных форм работы на уроках географии и экологии, развитию творческой и проектной деятельности учащихся.

Создание специальных мультимедиа программ на базе стабильных учебников неизмеримо расширяет возможности обучения курсу географии. Использование мультимедиа-технологии позволяет превратить учебный материал каждого раздела, темы, параграфа учебника в информацию в виде ряда изображений, графиков, рисунков, сопровождаемых дикторским текстом и музыкой. Он не только является средством передачи информации, но и усиливает обучающие и развивающие функции.

Мультимедиа учебник по своему составу многофункционален. В яркой увлекательной форме предоставляет школьнику информационный материал, содержит справочный раздел, есть возможность выхода в Интернет.

В настоящее время наша кафедра работает над созданием второго электронного учебного пособия по естественным наукам. Для создания этого пособия мы выиграли грант «Создание методического мультимедийного пособия по эффективному использованию инновационных форм работы на уроках естествознания и развитию творческой, проектной деятельности учащихся». Проект выполняется учителями кафедры естественных наук МБОУ гимназии № 11 (учителем географии высшей квалификационной категории Гайдай Л.А., учителем биологии высшей квалификационной категории Шмаковым В.М., учителем химии высшей квалификационной категории Гирченко В.А.) совместно с учащимися 6-11 классов. Проект необходим для учащихся, их родителей, педагогов гимназии и других заинтересованных лиц.

В дальнейшем работа над проектом не остановится, а перейдёт в режим постоянной работы, что позволит:

– повысить качество использования компьютерных и информационных технологий в учебном процессе;

– использовать новейшие педагогические технологии, современные формы и модели организации образовательного процесса, необходимые для обучения с использованием интерактивной доски и Интернет;

– эффективно организовать познавательную деятельность учащихся;

– развивать коммуникативные навыки и системное мышление учащихся;

– создать электронный учебник по естествознанию, включающий учебно-методические материалы по химии, биологии, географии, презентации, научно-инновационные проекты, видеоуроки, информационный фонд;

– обобщить свой опыт работы.

Критерием оценки эффективности проекта станет наличие электронного учебника, достижение каждым учеником того уровня образованности и самообразованности, которые соответствуют его личному потенциалу, учитывая следующие принципы:

– принцип индивидуального подхода (внутренняя дифференциация);

– принцип доступности (использование усложняющихся проектных задач);

– принцип системности и систематичности (интеграция предметов);

– принцип эффективности (проектная деятельность с практическим применением);

– принцип открытости (широкий доступ к информации);

– принцип творческого сотрудничества (взаимопонимание и неформальное общение учителя и ученика).

Эффективность данного проекта будет оцениваться по количеству учащихся, вовлеченных в программу, по количеству и качеству созданных ими творческих и проектных работ, использованию педагогами методического пособия, его дидактического и видеоматериала.

Учащиеся чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта. Используя метод проекта, мои учащиеся не только делают компьютерные презентации, но участвуют в конкурсах научно-инновационных проектов в рамках российских и международных программ, в научно-практических конференциях.

Компания ООО «Сименс» с 2006 года осуществляет деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие и реализацию интеллектуально-творческого потенциала одарённых учащихся. Директор филиала ООО «Сименс» в Сибирском Федеральном округе – В.И. Мамонов. Концерн «Сименс АГ» является мировым лидером в области электроники и электротехники, создан 160 лет назад. «Сименс» в Сибирском Федеральном округе официально открыт в апреле 2005 года. «Сименс» поддерживает талантливую молодежь. Международная программа по поддержке молодёжи «Поколение 21» организует конкурсы научно-инновационных работ.

В конкурсе научно-инновационных проектов «Город для людей» моя ученица Андреева Дарья заняла первое место по Сибирскому федеральному округу и третье место по России. Её работа «Поиск эффективного решения проблемы рационального использования городских водных ресурсов» представляет собой успешное, самостоятельное исследование по проблемам водных ресурсов города. Представила социальный проект «Шаг за шагом от неразумного отношения к воде». Проект содержит определённые программы, состоит из четырёх блоков, каждый блок для определённой возрастной группы. Новизна этого проекта состоит в том, чтобы знакомить детей с проблемой, заинтересовывать их, заставлять мыслить и чувствовать необходимость решения данной проблемы, начиная с раннего возраста. Постигая шаг за шагом этот путь, происходит формирование самосознания и убеждённости, что побуждает к желанию действовать. Дети, став взрослыми, будут развивать инициативу по расширению участия населения в улучшении состояния водных ресурсов. Проект представляет план реализации и позволяет выполнить задачи, направленные на повышение качества жизни людей.

Защита проекта в Москве

2007-2008 учебный год – «Энергосберегающие технологии для повышения качества жизни людей». В этом конкурсе принимали участие многие старшеклассники с разнообразными темами по энергосбережению. При подведении итогов по Сибирскому Федеральному округу номинантом (4 место) стала Петухова Татьяна (11 «А» класс). Её проект «Применение биотоплива в сельском хозяйстве на территории учхоза НГАУ «Тулинское» убедительно показывает эффективность использования биогазовых установок двух фирм. Приведено обоснование использования биогазовых установок в опытном хозяйстве НГАУ «Тулинское». Важность работы состоит в том, что в ней поставлена практическая задача утилизации навоза в конкретном хозяйстве, расположенном рядом с крупным мегаполисом. Биогаз может быть использован не только для нужд животноводческого комплекса, но и в теплицах, построенных рядом с животноводческой фермой.

У нас в гостях представитель компании «Сименс» в России В.И. Мамонов

На награждении в «белом зале» кинотеатра имени В. Маяковского

Такая деятельность позволяет поддерживать и развивать таланты учащихся и формировать у подрастающего поколения ценностное отношение к своей родине и более бережное отношение к окружающей среде.

Ученик 11 класса ездил в июне 2008 года на международный экологический саммит в Саппоро – это Корякин Ростислав.

Ростислав делится своими впечатлениями по итогам работы экологического саммита в Японии.

Уникальность эколого-географических знаний обеспечивает общее развитие и расширение кругозора учащихся, формирует жизненно важные качества личности школьника, целостное представление о человеке и окружающем его мире, способствует социальному самоопределению учащихся. Развитию творческих способностей, интеллекта помогают и встречи с интересными людьми.

Всё, чему я стремлюсь научить детей, происходит на уроках географии, занятиях, кружках, элективных курсах, профилях и во внеурочной деятельности, принимая участие в различных конкурсных программах. География имеет большие возможности для развития личности, для формирования общечеловеческих ценностей: она учит мыслить, развивает умение прогнозировать, формирует умение ставить цель и осуществлять её, развивает инициативу, творчество, воспитывает трудолюбие и взаимоуважение.

Открытые письма учителю от учеников:

– Сычёв Александр и другие учащиеся 6-ого класса гимназии № 11: «… разнообразные задания, игры, работа с картой, интерактивной доской, мультимедийным учебником, экскурсии в музеи (например, в минералогический, краеведческий). Всё это мне очень нравится. На каждом уроке мы узнаём много нового и интересного».

– Крисецкая Екатерина, Евтушенко Светлана, Шпенёва Маргарита, Васильева Мария: «Людмила Анатольевна! Ваши уроки проходят незаметно и очень интересно. Один урок не похож на другой: это и работа по научно-познавательным фильмам, и работа в Интернете по созданию слайд-программ, деловые игры, составление и разгадывание кроссвордов по различным терминам и понятиям, синквейны и буриме, предлагаются различные формы работы, что позволяет проявить своё творчество каждому из нас».

Формируя компетенции, мы делаем ребят более адаптивными к взрослой жизни. Это не только профессиональный, но и личностный рост по отдельным составляющим. И нужно уметь выделять эти составляющие, тогда каждому человеку в развитии своей личности гарантирован и профессиональный и личностный рост.

Учение должно быть с увлечением, поэтому личность ученика я ставлю в центр учебного процесса, а учителя – в позицию исследователя. Уметь зажигать звёзды детских сердец, уметь искать, находить и взращивать ребячьи таланты – это главная ценность учительского труда. Я горжусь своими учениками и желаю всем успешных результатов.

Лестница успеха по итогам года (делаю индивидуально для каждого ученика своего класса).

 

В этом учебном году наша гимназия по географии в 6-8 классах работает по УМК издательства «Просвещение» СФЕРЫ. А это широкие возможности для работы учителя особенно в реализации ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ:

– позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевые задачи развития учащихся» и «формирование универсальных способов учебных и познавательных действий»;

– обусловливает изменение общей парадигмы образования, где основными новообразованиями выступают: формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач; целенаправленная организация образовательной деятельности ученика и планомерное формирование, создание индивидуальных образовательных траекторий; признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

 

 

Работы учащихся

 

Литература

1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Научно-практический журнал школьного технолога (завуча) // Школьные технологии. – 2004. – № 5.

2. Материалы из презентации Котляр Ольги Геннадьевны, руководителя Центра «Сферы».

 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 157)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Информационные технологии в образовательном процессе Второй Новосибирской Гимназии
2. Современные проблемы и возможности эффективного использования интернет-ресурсов в образовательной деятельности
3. Информационные технологии и электронные ресурсы в деятельности учителя биологии
4. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка
5. Эффективность использования инновационных форм работы на уроках географии и во внеурочной деятельности
6. Персональный сайт учителя как отражение педагогического поиска и информационной культуры педагога
7. Использование интернет-ресурсов на уроках географии
8. Использование мультимедийных средств на уроках литературы разных типов и видов
9. Презентация проектной деятельности на уроках английского языка в старших классах с использованием программы Power-point
10. Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий в изучении школьных предметов
11. Приёмы индивидуализации образовательного процесса на основе использования новой версии SMART BOARD и в системе «1 ученик - 1 компьютер»
12. Формирование ключевых и предметных компетенций по русскому языку у учащихся 5 классов
13. Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Значения наречий (поясняющих глаголы)»
14. Использование системы тестирования и опроса Senteo на уроках математики
15. Электронный аутентичный учебник - друг и помощник
16. Электронный проект как средство формирования языковой компетентности младших школьников
17. Современные формы взаимодействия семьи и образовательного учреждения
18. «Надежды Левобережья»: итоги проведения межрайонного интеллектуально-творческого марафона младших школьников