Последние годы характеризуются повышенным интересом к преподаванию информатики в начальной школе, потому что современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным, как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию.
Современный урок – понятие многогранное. Это и логика изложения, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
Каковы же функции ИКТ в обучении?
Во-первых, ИКТ помогает сделать занятия индивидуальными даже в условиях одновременного массового обучения, позволяя школьнику выбрать подходящий для себя темп обучения. Во-вторых, ИКТ дает учителю возможность оперативно корректировать действия ученика, организовать самоконтроль учащихся. В-третьих, компьютер автоматизирует работу учителя во время урока и, что немаловажно, после урока, когда требуется подвести итоги, выявить пробелы в знаниях учеников и спланировать урок на завтра.
В-четвертых, использование компьютерных программ положительно влияет на развитие ребенка: развиваются такие важные операции мышления, как обобщение и классификация, рано начинает развиваться знаковая функция сознания, появляется интерес. В-пятых, среди дидактических возможностей компьютера можно выделить:
– фрагментарное использование компьютера в зависимости от цели этапа урока;
– осуществление индивидуализации обучения, ориентация на конкретного ученика;
– получение информации о работе каждого ученика на отдельных этапах;
– сочетание индивидуальной работы с работой всего класса;
– сочетание обучения с игрой;
– управление самостоятельной деятельностью школьников на различных этапах обучения.
Предела развитию интеллекта нет, и человек постоянно на протяжении всей своей истории, изобретает средства «быть умнее» и передает их новым поколениям. Таковы новые информационные технологии (ИКТ). Ребенок может владеть ими уже в младшем школьном (и даже дошкольном) возрасте. Но для успеха этого приобщения нужно, чтобы компьютерные средства стали средствами его деятельности.
Цель внедрения ИКТ в школьное образование – формирование мотивационной, интеллектуальной и операционной готовности к использованию ИКТ в своей деятельности.
При дидактически целесообразном и методически продуманном применении компьютера на уроке я реализую основные принципы развивающего и личностно-ориентированного обучения, поддерживаю познавательную мотивацию своих учеников. Помогают мне в этом электронные учебные материалы. Они позволяют формировать предметную компетентность учащихся, одновременно являясь средством развития информационной культуры личности, а также в более наглядной форме представляют содержание данных предметов, что и позволяет детям легко и быстро овладеть этим материалом.
Для определения роли компьютерной тренировки была проведена контрольная работа в двух группах, одна из которых использовала компьютерные программы по конкретной теме, другая – нет.
При изучении темы «Глагол» использовалась программа «Семейный наставник», которая предлагала такие задания:
– определить грамматические признаки глагола;
– найти глагол в предложении;
– обозначить глаголы в настоящем, прошедшем, будущем временах.
После трех дней индивидуальных занятий был дан диктант на проверку изученных орфограмм с грамматическими заданиями:
– подчеркнуть в тексте глаголы;
– указать время глагола;
– в первом предложении определить части речи;
– выделить грамматическую основу в последнем предложении.
При сравнении двух контрольных работ я сделала вывод, что итоги во второй группе выше, чем в первой. Результаты показали, что эффективность обучения русскому языку значительно повышается при использовании компьютера и способствует формированию компьютерной грамотности, информационной компетентности.
Одним из приемов формирования информационной компетентности является самостоятельный поиск. При отслеживании результатов информационной компетентности на уроках и во внеурочное время выяснилось, что:
– для самостоятельного поиска ответов на вопросы дети используют научные справочники (словари, энциклопедии), тексты художественной литературы, иллюстрированный материал;
– 12 человек из класса самостоятельно пользуются Интернетом;
– создают свои справочники.
Особенно интересен программный материал с использованием интерактивной доски. Она вошла в повседневную школьную жизнь. Спектр ее применения на уроках в достаточной степени широк. Прежде всего, это великолепное дополнение к тем технологиям, которые уже давно применяются в образовательном процессе. Она дает огромные возможности для работы с классом:
– выполняются графические диктанты;
– дается возможность многократно использовать подготовленный материал;
– используются иллюстрации;
– существенно экономится время на различных этапах урока;
– большой интерактивный экран, яркие насыщенные цвета, перемещение объектов привлекают внимание учеников, способствуют лучшему усвоению ими нового материала.
Таким образом, учащиеся вовлекаются в учебный процесс, повышается их мотивация. Результаты такой работы показали, что уроки с компьютерной поддержкой помогают ребятам овладевать знаниями не только на моих уроках, но и на уроках риторики, английского языка, ИЗО.
Использование ИКТ на школьных уроках – дело новое, поэтому накопление программно-методических материалов для образовательного процесса, их совершенствование, разработка новых электронных пособий актуально на сегодняшний день. А сохранность и распространение методических материалов отводится учебному кабинету.
Мой кабинет начальных классов прекрасно вписывается в программу информатизации. Участвуя в конкурсе «Учебный кабинет – 2008», он занял I место в районе и II место в городе. В нем располагается большое разнообразие электронных учебных пособий, таблиц, репродукций, задач и т.д. Кроме того, он оснащен современными техническими средствами: компьютером, мультимедийным проектором, телевизором, DVD, интерактивной доской и т.д. – все это является неотъемлемой частью эффективности учебного процесса. Следовательно, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет повысить качество образования, эффективность урока, рационально организовать учебный процесс и т.д.
|
Эффективность применения ИКТ на уроках является не только условием совершенствования образовательного процесса и повышением качества образования, но и вызывает живой интерес у детей; активизирует их практическую деятельность; способствует формированию компьютерной грамотности; развивает творческое воображение; формирует способности предвидеть результаты деятельности детей и учителя; позволяет учителю прогнозировать развитие личности ребенка. За счет экономии времени ученики успевают сделать больше, и качество работ возрастает.
|
Литература:
1. Волкова С.И., Столяров Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики / Начальная школа № 7, 1993. – с. 53-60.
2. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2005
3. Корчагин Р.П. О роли компьютеров в изучении родного языка. – М.: Учебный Научно-Методический центр НИТ, 1991.
4. Молокова А.В., Молоков Ю.Г., Шаровская С.Ф. Электронные учебные пособия по русскому языку для начальной школы / Методические рекомендации под редакцией И.М. Бобко. – Новосибирск, 2004.
5. Российская Педагогическая энциклопедия, в 2х т. – М., 1993. – т.1
6. Смирнова А.В. Компьютер приходит на урок / Начальная школа. – № 3, 1994, с. 23-26.