Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Ольга Игоревна Угрина,
воспитатель логопедической группы
МБДОУ № 388 «Малышка»
Калининского района г. Новосибирска

Учимся быть здоровыми!

Я не боюсь еще и еще раз повторить:

забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя.

В.А. Сухомлинский

Здоровье – это многогранное понятие, включающее в себя физический, психический инравственный компонент. Это система нравственных ценностей и совокупность личных качеств человека, обеспечивающих ему полноценное существование и выполнение своих биологических и социальных функций. Формирование здорового образа жизни актуально с самого начала развития ребенка. В процессе воспитательной работы необходимо помочь ребенку превратить здоровый образ жизни из общественного эталона в осознанную потребность. Цель – формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Данная цель реализуется посредством следующих задач:

1. Дать детям общее представление о здоровье как о ценности, расширить представления детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботится о нем.

2. Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно-гигиенических навыков.

3. Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.

4. Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения – мотивов укрепления здоровья.

На основе осознания личной ответственности за свое здоровье дети смогут:

– усвоить правила здорового образа жизни;

– раскрыть внутренние резервы своего организма;

– воспринимать здоровый образ жизни как норму и стиль жизни.

В круговороте повседневной жизни мы часто забываем о том, что семья – главная школа воспитания. А мы, педагоги, лишь помогаем родителям в воспитании их детей. В начале работы мы провели анкетирование, которое помогло выявить следующую картину: большинство родителей жалуются на неусидчивость, невнимательность своих детей, отмечая у них резкие колебания настроения, капризность, а порой и агрессивность. Это бывает связано с нарушением режима дня – дети поздно ложатся спать, подолгу сидят возле телевизора и компьютера, отсутствуют прогулки в выходные дни и т.д. В результате, совместно с родителями мы решили изменить такое положение вещей.

Работу с родителями строю в форме сотрудничества. Провожу тематические собрания, индивидуальные беседы. На одном из собраний знакомлю их с памяткой по сохранению здоровья детей:

– Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь собственное здоровье.

– Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к своему здоровью.

– Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.

– Если ребенок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку, и он этого хочет – не препятствуйте ему.

– Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия.

– Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх, забавах.

– Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.

– Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое-то упражнение не так.

– Не ждите, что здоровье само придет к вам. Идите навстречу ему вместе со своим ребенком!

В нашем детском саду спортивно-оздоровительной работе уделяется большое внимание. Физическим развитием детей занимается воспитатель по физкультуре. Интересно и результативно проходят физкультурные занятия, спортивные праздники и развлечения, часто с участием родителей.

Свою работу по приобщению детей к здоровому образу жизни мы начали с привития культурно-гигиенических навыков, используя при этом потешки, стихи, привлекая сказочные персонажи. Необходимо было научить малышей быть чистыми, опрятными, аккуратными. Научились полоскать рот после еды, а затем и чистить зубы.

Следующий этап работы – это знакомство со своим организмом и его функциями. Наши органы чувств : глаза, нос, уши, язык, пальцы… Для чего нам нужны эти помощники? Проводим интересные игры и занятия: «Что звучит?», Что ты слышал?» «Узнай по запаху», «Определи на вкус», «Узнай на ощупь», в старшем возрасте дети определяют на языке зоны, отвечающие за определенный вкус. Ребята с интересом узнают, что оказывается, нос не только определяет запах, помогает дышать, но и еще согревает воздух на морозе и очищает его. Важными являются знания о том, как уберечь себя от травм и сохранить хорошее зрение, слух, обоняние и т.д.

В нашей группе есть много пособий и наглядного материала, это плакаты «Мое тело», «Скелет», «Органы чувств»; «Энциклопедия здоровья», «Уроки Мойдодыра», макет Зубика, стенд с картинками «Хорошо – плохо» и т.д.

На занятиях и в совместной деятельности дети узнают о себе много интересного и полезного. Например: скелет – это совсем не страшно, он есть у всех, это опора нашего организма. В работе я использую множество игр. Например:

«Мое лицо» – познание самого себя, своей индивидуальности;

«Чистые руки» – формирование потребности в соблюдении правил личной гигиены;

«Умею – не умею» – активизация внимания на свои умения и физические возможности своего организма;

«Послушай свой организм» – элементы релаксации;

«Скажи тихо – громко», «Не пропусти свой звук» – упражнения на развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия, глазомера;

«Поговорим без слов» – упражнение для развития понимания смысла некоторых жестов, позы, мимики человека;

«Все помощники важны, а кому какой нужнее?» – знания о доминирующем развитии того или иного органов чувств для людей определенной профессии.

Я работаю с детьми с речевыми нарушениями, и все перечисленные упражнения играют большую роль и для коррекции речи, так как заставляют ребенка думать, рассуждать, слышать и говорить. А такие упражнения, как «Выложи человечка из ниточек на фланелеграфе», «Сделай скелетик из проволоки», развивают мелкую мускулатуру рук.

В результате этой работы у детей формируется стойкий познавательный интерес к своему организму, здоровью, за счет этого обогащается сюжетно-ролевая игра, развивается творчество. Дети организуют игры «Больница» (узкие специалисты – проверяют зрение, учатся оказывать первую помощь, накладывают повязку, гипс, и, главное, знают для чего это нужно делать).

В старшем возрасте мы говорим с детьми и о вредных привычках. Мы живем в несовершенном мире, и поэтому у наших детей уже есть опыт созерцания слабостей взрослых. Я провожу беседы на тему «Хорошо дышать чистым воздухом», «Алкоголь – это хорошо или плохо?». Дети делятся своим опытом, делают выводы и умозаключения. Кирилл Севрюков сочинил стихотворение:

Когда я вырасту большой

Не стану я курить.

Хочу я чистым воздухом дышать

И здоровым быть.

Здоровым хочет быть каждый ребенок. Ведь если заболит горло, мама не разрешит есть мороженое, а если простудиться – уложит в постель и не пустит в детский сад или гулять на улицу. На занятиях дети узнают, как устроен организм, какими болезнями может заболеть ребенок и как их предупредить. Как вести себя в различных ситуациях, чтобы не навредить своему организму и здоровью.

Наш организм – творение Природы – совершенен и достоин пристального изучения. Мы пытаемся рассказать обо всем доступно и увлекательно, даже когда речь идет о сложных физиологических процессах. Мы стараемся помочь ребенку лучше узнать себя, свой организм, научиться бережно относиться к себе, своему здоровью, знать и использовать возможности своего организма. Наша цель – помочь ребенку выстраивать свое поведение так, чтобы получать удовлетворение от своей ловкости, умелости, всегда стремиться укреплять свое здоровье и относиться к нему осознанно.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела