Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Тамара Павловна Жигулина,
учитель начальных классов
второй квалификационной категории
МБОУ «Гимназия № 11 «Гармония»
Октябрьского района г. Новосибирска

Использование метода проектов для организации здоровьесбережения младших школьников

Все новое – хорошо забытое старое. Это известная формула давно принимается за аксиому и никем не оспаривается. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в быстро меняющимся мире. Не случайно в Базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования – способность проектировать. Также одной из приоритетных задач нового этапа реформы образования является сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни. Выбор образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

От 6 до 17 лет происходит формирование здоровья на всю дальнейшую жизнь. Этот период совпадает с получением ребенком общего среднего образования, закладывается потенциал дальнейшего развития личности. Важно, чтобы ребенок осознал, что быть здоровым – его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своем здоровье, психологически ущербен и не адаптирован в реальной жизни. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться.

Метод проектов способствует практическому применению знаний по сохранению здоровья. Дети исследуют причины нарушения зрения, осанки, заболеваний ЖКТ. Составляют рекомендации по чтению и режиму ношения очков. Формируют основы культуры питания как составляющей здорового образа жизни. Ученики убеждаются в собственных возможностях по оздоровлению организма. Использование продукта проектной деятельности (компьютерных презентаций, разработок физминуток, сборников физических упражнений, листков здоровья) позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного поведения.


Структура метода проектной деятельности учащихся в организации здоровьесбережения

К категории здоровья необходимо подходить в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, т.е. имея в виду неразрывное единство здоровья физического, психического и духовно-нравственного.

Использование информационных проектов «Моя семья», «Играем на здоровье», «Здоровое питание», «Удивительный мир растений» способствует воспитанию нравственности духовности учеников. Практико-ориентированные проекты «Наше зрение», «Физминутки на уроке», «Почему мы здоровы», «Озеро Карачи. Его целебные свойства», «Экономия воды в домашних условиях», «Маркетинговый план» создают положительный эмоциональный фон, активизируют внимание учащихся, повышают способность к восприятию учебного материала, воспитывают бережное отношение к окружающему миру. Исследовательские проекты «Польза и вред майонеза», «Воздух, которым я дышу», «Почему полезен мёд», «Вода в нашей жизни» позволяют детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные, заставляют задуматься о проблемах экологии и о том, как они могут изменить ситуацию к лучшему.

«Проектная деятельность дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов и действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда требуют переконструирования» (А.Б. Воронцов). Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать условия деятельности, максимально приближенными к реальным, для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта), а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

Компьютерные презентации проектов

«Майонез. Польза или вред?»

«Наше зрение»

«Воздух, которым я дышу»

В кружке «Начала экономики» дети работали над проектом «Маркетинговый план». Возникла проблема, какие школьные товары и принадлежности могут помочь современному ученику сохранить здоровье. Участники проекта были распределены по группам. Каждый нашел свое решение проблемы. В результате на защите проекта были представлены различные презентации маркетинговых планов по созданию тренажеров для зрения, канцелярских товаров и др.

 

Метод проектов является оптимальным средством деятельностного подхода, создает положительную мотивацию для самообразования, самоорганизации и обеспечивает психологический комфорт для каждого учащегося.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 87)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела