Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Елена Аркадьевна Сегеда,
педагог-хореограф высшей квалификационной категории
ДДТ «Первомайский» г. Новосибирска

Этюдная работа и танцевальная импровизация

Как известно, общаться можно не только при помощи слов. Жесты, походка, интонации, движения тела – это вполне выразительный язык общения, плюс – первая ступенька к высотам актёрского мастерства. В каждом этюде юные исполнители могут почувствовать себя настоящими артистами и изобразить нечто особенное и неподражаемое. Стремление детей научиться показать своё настроение и понимать других без слов, используя выразительность движений, пластику и всё своё творческое воображение, превращают работу над этюдами в любимое занятие. В результате закрепляется навык эмоционально-выразительного исполнения танцевальных движений, комбинаций, концертных номеров.

Основой авторской образовательной программы «Волшебный мир танца» является углубленная эмоциональная направленность, которая базируется на воспитании чуткости к окружающим, способности к эмпатии, развитии творческой мысли и способности передать ее в танце.

Создание этюда начинается по данной теме. Сначала используется метод показа и дается конкретное задание. Сочинение этюда происходит совместно с педагогом и родителями. Позднее – самостоятельно. Затем дети сами выбирают сюжет и готовят этюд в течение последующих занятий. На зачётном уроке проходит просмотр готовых этюдов. Занятия, как и проверка результата по разделу этюдной работы, могут проводиться на основе интересной и любимой детьми игры «Море волнуется – раз…». Поскольку у нас эта игра трансформируется в урок-приключение, урок-игру, урок-загадку, то и название превращается в «Море волнуется – раз, кого мы увидим сейчас?». Эта форма проведения занятия также даёт возможность, играя, научить ребят быть воспитанными зрителями.

В результате выполнения заданий с предметами, а также этюдов по разделам: «Природа», «Животные вокруг нас», «Дела житейские», дети получают знания, приобретают умения и навыки, позволяющие перейти к выполнению более сложной и интересной работы. Это – составление детьми танцевальных этюдов на заданную или свободную тему с использованием как определенной танцевальной лексики, так и импровизации. Дети сами придумывают содержание этюда, познакомившись с музыкальным произведением, и в течение нескольких минут импровизируют. Просматриваются все этюды, каждый обсуждается. К следующему уроку или на протяжении нескольких занятий дети доводят этюд до завершенного состояния. Задание может выполняться индивидуально, по 2-3 человека, а также всей группой.

Развитие творческих способностей детей начинается с занятий танцевальной импровизацией и этюдной работой на основе использования метафор, на что отводится в первый год обучения 18 учебных часов из 144, во второй год обучения 27 учебных часов из 180. Затем начинается процесс овладения осмысленным, естественным, выразительным исполнением танцевальных номеров. Самым высоким результатом творческой деятельности ученика является самостоятельное создание комбинаций, фрагментов танца, концертных номеров.

Программа рассчитана на работу с детьми разного возраста и уровня подготовки. Предлагаемый материал рассчитан на учащихся младшей группы в возрасте от 5 до 8 лет.

«Море волнуется – раз, кого мы увидим сейчас?»

(Одна из форм проведения урока по разделу этюдная работа)

Сначала педагог, а затем тот, кто уже показал свой этюд, по очереди становится ведущим. Он произносит слова:

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Кого мы увидим? Смотри…

Пока он это говорит, все игроки свободно двигаются, изображая плавную игру волн. При слове «смотри» все участники замирают в образе своих персонажей, которых они придумали. Ведущий выбирает одного из них или группу, в зависимости от задания, остальные становятся зрителями. Предварительно необходимо совместно выяснить и утвердить «Зрительские правила поведения», а чтобы всё не выглядело очень строго, можно придумать весёлые кричалки с аплодисментами, жесты, обозначающие одобрение. После каждого выступления все желающие могут отметить как достоинства, так и недочёты. Когда все этюды показаны, выбирается самый интересный, за который можно вручить переходящий знак «Заслуженный артист».

«Подарки»

(Пример игры для знакомства с понятиями: жест, мимика, поза, актёрское мастерство)

По очереди при помощи мимики и жестов изобразить, какой подарок вы хотели бы преподнести своему соседу. А он должен угадать, что это такое. После того, как оба участника в паре получили и преподнесли подарки, надо поменяться партнёрами из другой пары. Важно не только правильно угадать, но и суметь самому показать выразительно и правдоподобно.

«Животные вокруг нас»

Алгоритм работы над этюдом, используемый независимо от выбранной темы.

1. Даётся домашнее задание понаблюдать за животными, насекомыми, птицами (дома, на улице, просматривая фильмы). Обратить внимание на особые повадки, жесты, позы, движения, характер.

2. На занятии дети рассказывают о своих наблюдениях и показывают результат, принимая на себя роль выбранного объекта. Причём, все остальные тоже подключаются к выступающему, дополняя друг друга, увеличивая разнообразие вариантов.

3. Следующий шаг – совместное «путешествие внутри этюда», которое поможет определить, что такое «этюд» и из каких частей он должен состоять.

4. Даётся домашнее задание придумать и показать этюд о выбранном детьми животном.

5. Индивидуальный показ этюда. Его доработка. Очень важно проследить, чтобы действия детей во время работы над этюдами были осмыслены, последовательны и выразительны в соответствии с образом. (Несколько занятий, в зависимости от способностей воспитанника).

6. Заключительный показ. Оценка работы.

Этюд с предметом

Предлагается отгадать несколько обычных загадок (тема – на выбор). После получения ответов педагог «загадывает» подготовленный по этой же теме этюд. При этом он использует определённый предмет (карандаш, лист бумаги, стул) в качестве отгадываемого объекта или вспомогательного, но не по назначению, то есть карандашом не пишем, на листе бумаги не рисуем, на стуле не сидим. Например, для загадок берём тему о море и кораблях, а в этюде показываем «Капитана, который, выйдя на капитанский мостик, тревожно пытается разглядеть что-то вдали и после неудачных попыток сделать это невооружённым глазом, он с радостью вспоминает о подзорной трубе, с восторгом указывая на увиденный им остров». Лист бумаги в свёрнутом виде «превращается» в подзорную трубу, педагог – в капитана, а дети получают пример этюда с предметом, весомый побудительный мотив вместе с твёрдой уверенностью, что у них всё получится также замечательно. Варианты «превращений»:

– Карандаш – мороженое, банан, цветок, дирижёрская или волшебная палочка;

– Лист бумаги – билет, книга, зонт, кулёк;

– Стул – автомобиль, компьютер, лошадь, киоск.

Особое внимание обратить на наличие сюжета, его завершённость; на присутствие (или отсутствие) разнообразных эмоций, уместное использование смены настроения; правила исполнения этюда.

С полным подбором заданий для этюдной работы, а также с комплексом партерной пластики, основанным на использовании метафор, вы можете познакомиться в брошюрах «Этюдная работа и танцевальная импровизация», «Путешествие гномов», «Путешествие в Подводное царство».К комплексам партерной пластики записано музыкальное сопровождение на дисках. Материалы, изложенные в брошюрах, могут быть полезны начинающим педагогам-хореографам.

Если Вы заинтересовались – информация для контактов: тел. 338-22-52, ДДТ «Первомайский», педагог-хореограф Сегеда Елена Аркадьевна.
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 21)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела