Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(2) Татьяна Петровна Горохова,

учитель-дефектолог

специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната № 37 I,II вида
Железнодорожного района г. Новосибирска

ИКТ как символ творчества учителя

Профессиональная подготовка педагога не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной трудовой деятельности. Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры идёт более интенсивно, если личность занимает активную позицию, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий и профессиональный поиск.

Как это происходит в нашем коллективе? Прежде всего, необходимо вспомнить конкретный объект. Что же такое творчество?

«Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности» («Большой энциклопедический словарь»). Комментируя подобную точку зрения, Л.С. Выготский писал, что в таком случае «Творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели какие-нибудь усовершенствования в области техники». В более широком смысле, творчество (или творческая деятельность) – это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты). По словам Л.С. Выготского, «как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительная молния, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев» (Л.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте).

Творчеством, как известно, называется и продукт творческой деятельности. Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение человека, который всегда нов и уникален. Высшим проявлением педагогического творчества является новаторство, предполагающее создание новых высокоэффективных систем обучения и воспитания. Эвристичность как способность находить новое или оригинально применять известное в конкретных условиях – главный признак современного творческого педагога. Педагогическая, образовательная деятельность – это сплав науки и искусства и поэтому по обоим своим компонентам всегда ориентирует, направляет на творчество.

Мы убеждены, что педагогический труд нетворческим не бывает, потому что неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя и любое педагогическое решение исходит из этих нестандартных факторов. Если же человек, работающий с детьми, не учитывает этих особенностей, то его труд уже за гранью того, что называется термином «педагогический». В то же время не следует, что творчество учителей возникает и развивается стихийно. Оно, как и всякий труд, нуждается в стимулировании. Если рассматривать стимулирование как функцию управления, необходимо осознавать откуда она вытекает, её роль, место и значение. Ответ на эти вопросы можно найти в работах М.М. Поташника, А.М. Моисеева и других.

Важным фактором стимулирования творчества учителей является педагогический коллектив. Природе педагогического коллектива присущи механизмы, развивающие творчество отдельных его членов, связанных между собой отношениями ответственной зависимости, духом интеллектуальной состязательности, созидательной борьбы за честь школы. Каков же механизм стимулирования творческой активности учителя именно как члена педагогического коллектива?

Один из наиболее простых механизмов – подражание. Если оно органично соответствует личности того, кто заимствует, то по отношению к учителю, который воспроизводит чьи-то находки, подражание лучшему можно считать первой ступенью творчества.

Другой механизм возникает в процессе официального или неофициального общения, влияния личности одного педагога на других. Видя новое, оригинальное у творца, у учителя возникает чувство изумления и доброй зависти, он сопоставляет увиденное с тем, что сделал сам, и понимает, чувствует, что может еще больше, еще лучше, оригинальнее, новее, то есть возникает, происходит своеобразная индукция творчества от одного педагога к другим.

Но для того, чтобы подражать и появилась индукция творчества, надо увидеть. Именно поэтому в методической работе нашей школы большую роль играет устная пропаганда: различные семинары и конференции, педагогические советы, выступления на методических объединениях. Мы используем любую возможность увидеть своими глазами навыки педагогического опыта лучших школ педагогов города, области, нашего региона. Наши педагоги – постоянные участники областных и городских конференций, семинаров и т.д. Внутришкольные семинары, мастер-классы, открытые уроки позволяют всем педагогам школы увидеть все педагогические находки своих коллег. Свой опыт наши педагоги отразили уже в более 30 публикациях. Действенной и эффективной формой распространения передового опыта является его показ, демонстрация уроков и внеклассных мероприятий, ознакомление с планами, конспектами, дидактическим материалом, тетрадями и другими видами работ учителей и учащихся. Такие формы, как «Конкурсы учебных проектов» и «Показы электронных учебных материалов», школьный конкурс «Учитель года» позволяют всему коллективу быть свидетелями педагогических находок и достижений своих коллег. В настоящее время мы собираем педагогическую копилку фрагментов уроков на видео, для того, чтобы каждый мог увидеть любой необходимый ему опыт.

Иногда творческий потенциал в учителе дремлет (учитель может об этом и знать, и не знать), или он очень слаб. Но вот возникли новые обстоятельства, усилия директора, завуча, методиста стали совпадать по характеру, вкусу, настроению, возможностям и другим характеристикам с индивидуальностью учителя, его собственным (пусть и слабым пока еще) усилием по своему развитию, и возникает всплеск творческой активности педагога, своеобразный резонанс (вспомним аналогию в физике: при совпадении частоты вынуждающей силы с частотой собственных колебаний системы возникает резкое возрастание амплитуды колебаний – резонанс). Такой резонанс в нашем коллективе произошел с появлением научного руководителя Анны Викторовны Молоковой и открывшейся возможностью широко заниматься внедрением ИКТ в образовательный процесс.

Но в том, что это произошло, большую роль сыграло и состояние нашего педагогического коллектива. В конце каждого учебного года проводится анкетирование, где выявляются «Мотивы трудового поведения педагогов». В 2007 было получено – 38 анкет, в 2008 году – 37 анкет, в 2009 году – 36 анкет. Из 11 мотивов, значимых для педагогов, по количеству выборов первые два места занимают мотивы: «Удовлетворение от хорошо проделанной работы» (2007 год – 32 человека, 86,8%, 2008 год – 34 человека, 91,9%, 2009 год – 30 человек, 83%); «Стремление к профессиональному росту» (2007 год – 33 человека, 86,8%, 2008 год – 30 человек, 81,1%, 2009 год – 28 человек,78%).

В коллективе постоянно существует готовность к творчеству. Необходим был только толчок. Таким образом, А.В. Молокова совместно с директором нашей школы И.А. Зайцевой послужили своеобразным катализатором предложений, созданием новых стимулов и мотивов, улучшений условий труда.

Важную роль в стимулировании педагогического творчества может сыграть соревнование в коллективе при отсутствии формализма в его организации. Например, не сравнивание количественных показателей, а конкурс учебных проектов, который в качестве победителей называет учеников, а у педагогов возбуждает желание дополнить, развить опыт коллеги, поддерживает дух борьбы за высокий конечный результат. Соревнование стимулирует творчество педагогов, когда в коллективе существует атмосфера состязательности идей, предложений, когда каждый педагог проявляет инициативу, сам создаёт передовой опыт по новым актуальным задачам школы.

Предметом особой заботы в школе должно стать стимулирование творчества молодых специалистов. Значительная часть молодёжи, придя в школу со студенческой скамьи, при всех объективных и субъективных неумениях, при наличии ошибок на первых порах, является творческой. И тут важно не упустить будущую «звёздочку» в коллективе, не гася её пусть даже ещё не очень совершенных, но находок-искр.

Творческий процесс в нашей школе развивается по принципу цепного механизма: один возбуждает творчество у двух-трех педагогов (ядро коллектива), каждый из которых в свою очередь индуцирует творчество еще у двух-трех коллег и т.д. Но чтобы это происходило, необходим хороший социально-психологический климат в педагогическом коллективе. В психологии предприняты попытки выделения основных показателей положительного социально-психологического климата (Е.С. Кузьмин, А.Г. Ковалев и др.). Эти признаки положительного социально-психологического климата вполне применимы к оценке нашего педагогического коллектива по результатам анкетирования «Оценка удовлетворённости работой»: все полученные оценки были намного выше среднего балла «3». Есть оценки в 4 балла. Первые места заняли аспекты: возможность реализовать свои способности (4,0), отношения в коллективе (4,1), отношения с руководителем, возможность развития профессионального роста в школе, объективность оценки работы (3,9).

Таким образом, выполняя широкий круг профессионально-педагогических обязанностей, каждый учитель испытывает потребность в общественном признании своей личности и своего труда. Педагоги особенно восприимчивы к оценке со стороны авторитетных людей, в числе которых могут быть руководители, родители. Положительные оценки стимулируют педагогов, отрицательные – дают основания для пересмотра своих профессиональных позиций и переоценки отношения к окружающим, к своей деятельности. Таким образом; одним из путей влияния социально-психологического климата коллектива на личность является объективная оценка личностных, профессиональных качеств педагога; его личного вклада в коллективное дело.

Общий климат в коллективе зависит от личностных интеллектуальных, эмоциональных, волевых черт характера его членов. Познавательная активность, чувство нового, изобретательность отдельных педагогов стимулируют педагогический коллектив к инновационной деятельности, к поиску новых технологий и утверждению истинных ценностей. И если интеллект, эмоциональность, воля членов коллектива воплощены в педагогическую деятельность, успех ее обеспечен.

Итак, «Факторы, стимулирующие обучение, развитие, саморазвитие педагогов в школе»:

  1. Школьная методическая работа.
  2. Обучение на курсах.
  3. Пример и влияние коллег.
  4. Пример и влияние руководителей.
  5. Организация труда в школе.
  6. Внимание к этой проблеме руководителей.
  7. Доверие.
  8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.
  9. Занятия самообразованием.
  10. Интерес к работе.
  11. Возрастающая ответственность.
  12. Возможность получения признания в коллективе.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. ИКТ как символ творчества учителя
2. Интерактивное обучение - это дань моде или необходимость?
3. Использование информационных технологий при подготовке и проведении праздников
4. Формирование информационной компетентности младших школьников средствами современного урока
5. Отбор и разработка электронных образовательных ресурсов учителем начальных классов
6. ИКТ на факультативных занятиях в начальной школе
7. Создание электронных учебных материалов для уроков литературного чтения
8. Обучение программированию на языке Паскаль детей с нарушениями слуха
9. ИКТ в воспитательной работе школы
10. Как помочь младшему школьнику сохранить здоровье в условиях информатизации
11. Применение новых технологий в обучении детей с нарушением слуха
12. Технические средства на уроках истории в начальной школе
13. Особенности применения электронных учебных пособий в работе над развитием речи учащихся
14. Я за новую школу!
15. Воспитание школьников в контексте информатизации жизни общества