Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Елена Михайловна Задкова,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 9» Заельцовского района
г. Новосибирска

Формирование информационной компетентности младших школьников средствами современного урока

В современном обществе умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения конкретных жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас связывают с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием ключевых компетенций, с компетентностным подходом. Российское образование как часть общеевропейского и мирового образования выходит на новый уровень. Наша школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся [1], то есть современные ключевые компетенции. Образование, полученное в начальной школе, служит базой, основой для формирования ключевых компетентностей.

Работая учителем начальных классов, считаю, что в условиях построения образовательного процесса важнейшее место занимает урок. Именно на уроке я организую познавательную деятельность учащихся, формирую и развиваю предметные и ключевые компетенции, применяю современные образовательные технологии, создаю «ситуацию успеха», психологического комфорта, обеспечиваю сохранение здоровья учеников, то есть осуществляю развитие компетентности личности младших школьников.

Одной из важнейших ключевых компетентностей младших школьников считаю информационную компетентность. С первых дней обучения учу первоклассников работать с разными источниками информации, так как работа с информацией (текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной) в наше время становится необходимым интеллектуальным умением. Показателями сформированности информационной компетентности считаю компьютерную грамотность учащихся, умение пользоваться различными источниками информации, критически оценивать и анализировать её достоверность, а также умение переводить информацию из одного вида в другой. Средствами оценивания выступают практические, интегрированные самостоятельные и творческие работы.

Особое внимание отвожу работе с электронными образовательными ресурсами, а именно электронным учебным пособиям, используемым на уроках в начальной школе, которые воспроизводятся на компьютере, установленном в классе. Моя многолетняя работа по информатизации образовательного процесса в составе экспериментальной площадки НМЦ «Современные образовательные технологии» НИПКиПРО под руководством доктора педагогических наук, заведующей кафедрой начального образования НИПКиПРО Молоковой А.В. подтверждает актуальность и своевременность применения информационных технологий в начальной школе. Мои ученики с 1 класса используют компьютер и интерактивную доску на различных этапах урока, работая с электронным учебным материалом:

– индивидуально, развивая самоконтроль и исследовательские навыки;

– в парах, развивая навыки сотрудничества, взаимопомощи;

– для оформления и представления творческих проектов, альтернативного домашнего задания;

– как с источником образовательной информации при работе в группах и индивидуально;

– создавая материал для самопроверки и коллективного обсуждения;

– во время одного из этапов интерактивной интеллектуальной эстафеты [2].

Все эти приёмы работы с компьютером на уроке используются мною с целью активизации самостоятельной учебной деятельности учеников. Как учитель-практик, использую информационные технологии на различных этапах урока, но строго в соответствии с дидактическими принципами развивающего обучения и безопасностью образовательного процесса. Современный урок отличается информационной насыщенностью, увеличением доли самостоятельной учебной деятельности с различными источниками информации, высокой интерактивностью взаимодействия участников образовательного процесса [3], то есть, используя информационные технологии, я расширяю образовательный процесс, делаю его творческим.

Одним из результатов систематического и методически оправданного использования компьютера и интерактивной доски на уроках является компьютерная грамотность моих учеников, которую отмечали во время проведения многих открытых уроков на семинарах муниципального и регионального уровня по информатизации образовательного процесса, а также во время проведения презентаций при защите проектов на научно-практических конференциях. Практическая работа показала, что все ученики моего класса знают правила пользования компьютером, работая с электронными учебными пособиями. Особо хочу отметить, что мои ученики знают и соблюдают необходимые ограничения при использовании компьютера для сохранения своего здоровья, владеют знаниями по технике безопасности при работе с компьютером.

Я прививаю своим ученикам необходимость новых знаний, для чего учу их делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний. К таким источникам информации отношу:

– учебную литературу;

– энциклопедии;

– словари;

– справочники;

– средства массовой информации;

– интернет-ресурсы.

Мне важно научить детей, находя нужную информацию при работе с разными источниками, критически оценивать информацию, выявляя её достоверность. Справочники, словари, энциклопедии, в том числе и электронные, дают такую возможность, так как прямо на уроке при работе с ними можно сравнить данные из разных источников, проанализировать их и сделать вывод. Добывая новую информацию из различных источников, мои ученики используют разные способы: наблюдение, чтение и письмо, слушание. Затем они перерабатывают полученную информацию (анализируют, обобщают, классифицируют, сравнивают, выделяют причины и следствия) для получения необходимого результата. Мои ученики используют своё умение работать с различными источниками информации для написания интегрированных самостоятельных работ в рамках научно-практической конференции «Моё первое исследование», при подготовке докладов, сообщений на различные темы, при подготовке к интеллектуальным играм, предметным олимпиадам.

Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации. Учу, работая с информацией, передавать её содержание в сжатом и развёрнутом виде, составлять план текста, создавать сами тексты: тезисы, доклады, сообщения, сочинения различных жанров. Наиболее наглядно это можно проследить на примере творческих работ, выполненных моими учениками.

Таким образом, формируя информационную компетентность учащихся начальной школы, я осуществляю развитие компетентности личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе.

Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. – М.:ЦГЛ АПКиПРО, 2004.

2. Молокова, А.В. Применение электронных пособий в обучении младших школьников / А.В. Молокова // Начальная школа. До и После. – 2009. – №4. – с. 86-89.

3. Молокова, А.В. Современный урок в условиях информатизации / А.В. Молокова // Сибирский учитель. – 2007. – № 4. – с. 15-20.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 11)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. ИКТ как символ творчества учителя
2. Интерактивное обучение - это дань моде или необходимость?
3. Использование информационных технологий при подготовке и проведении праздников
4. Формирование информационной компетентности младших школьников средствами современного урока
5. Отбор и разработка электронных образовательных ресурсов учителем начальных классов
6. ИКТ на факультативных занятиях в начальной школе
7. Создание электронных учебных материалов для уроков литературного чтения
8. Обучение программированию на языке Паскаль детей с нарушениями слуха
9. ИКТ в воспитательной работе школы
10. Как помочь младшему школьнику сохранить здоровье в условиях информатизации
11. Применение новых технологий в обучении детей с нарушением слуха
12. Технические средства на уроках истории в начальной школе
13. Особенности применения электронных учебных пособий в работе над развитием речи учащихся
14. Я за новую школу!
15. Воспитание школьников в контексте информатизации жизни общества