Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(5) Ирина Геннадьевна Астанина,

учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия № 10» Железнодорожного района
г. Новосибирска

ИКТ на факультативных занятиях в начальной школе

Как и многих учителей меня волнует проблема развития познавательных способностей учащихся, т.к. познавательные процессы играют большую роль в учебной деятельности школьников начальных классов. Более эффективным развитие познавательных процессов будет при целенаправленной организованной работе. Я считаю, что начинать работу по совершенствованию познавательных способностей необходимо как можно раньше. В моей школе с 1 класса вводится факультативный курс «Юным умникам и умницам». Курс построен таким образом, чтобы комплексно решать проблемы развития различных видов памяти, внимания, воображения, быстроты реакции, помогает формированию нестандартного мышления, готовит учащихся к выполнению тестовых заданий. Принципиальной задачей предлагаемого курса является не усвоение конкретных знаний и умений, а развитие познавательных способностей. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач.

Данный курс создает условия для создания у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. В результате этих занятий дети достигают успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной деятельности, что приводит к успехам.

Учебно-методический комплект состоит:

– из двух рабочих тетрадей на печатной основе для учащихся;

– методического руководства для учителя;

– программы курса развития познавательных способностей.

К сожалению, в данном комплекте нет электронных учебных материалов.

Следует отметить, что наша гимназия является экспериментальной площадкой научно-методического центра «Современные технологии» НИПКиПРО и многие учителя занимаются поисково-исследовательской деятельностью в области информатизации образовательного процесса. Младшие школьники привыкли к широкому и разнообразному применению ИКТ в обучении. Поэтому в качестве предмета поиска целесообразно было выбрать разработку электронных ресурсов для данного факультатива. Что я и сделала, начав работу под руководством доктора педагогических наук А.В. Молоковой. Теперь, готовясь к факультативным занятиям, некоторые задания из рабочей тетради О. Холодовой при помощи программ SMART делаю интерактивными, а также разрабатываю собственные дидактические материалы в электронном варианте.

Электронные учебные материалы, разработанные мною, делятся на две группы:

– для фронтально-индивидуальной работы;

– для индивидуальной работы.

Вот некоторые задания для фронтально-индивидуальной работы.

Задания для разминки:

Разминка – это набор достаточно легких вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. На одних занятиях используются голосовые задания.

При нажатии на вопросительный знак звучит вопрос. Дети, привыкшие слушать голос учителя, слышат голос сказочного героя и с ещё большим интересом дают ответ.

На других занятиях используются задания другого вида. При нажатии на вопросительный знак появляется табличка с вопросом, прочитав вопрос, табличку можно убирать, и дети выполняют задание. Переставляя шары с буквами, они собирают слово, являющееся ответом на вопрос.

Это задание можно применять как для фронтально-индивидуальной работы, так и для индивидуальной, т.к. вопросы следуют один за другим, после правильно составленного слова-ответа. Ребёнок может сразу увидеть, справился он с заданием или нет.

 

 

Логически-поисковые задания:

Зачеркнув одну букву, нужно получить новое слово. После выполнения задания дети могут видеть варианты ответов. При нажатии на кубик он поворачивается обратной стороной, на которой написаны варианты ответов.

«Перед вами весёлые человечки. Вспомните их имена и впишите в клетки кроссворда». После выполнения задания, открыв буквы, можно проверить себя.

 

Задания для индивидуальной работы:

Находя лишний предмет и нажимая на него, появляется моментальный результат, если правильно – «молодец», если нет – «подумай ещё».

«Рассмотрев картинки, угадай, кому принадлежат эти лапы?» Перед глазами детей две таблицы. Одна с лапами животных, вторая с животными, которые закрыты шторками. Дав ответ, ребенок «снимает» шторку, тем самым проверяя себя.

Серьезная работа при использовании созданных мной электронных учебных материалов принимает форму игровой деятельности. Дети быстро вовлекаются в учебную деятельность. Работают более активно, чем на факультативах без применения электронных материалов. Таким образом, создание и применение электронных ресурсов даёт положительный результат не только на уроке, но и на факультативном занятии. Какова эффективность этой деятельности, какие проблемы и перспективы она имеет, ещё предстоит выяснить в дальнейшем поиске.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 29)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. ИКТ как символ творчества учителя
2. Интерактивное обучение - это дань моде или необходимость?
3. Использование информационных технологий при подготовке и проведении праздников
4. Формирование информационной компетентности младших школьников средствами современного урока
5. Отбор и разработка электронных образовательных ресурсов учителем начальных классов
6. ИКТ на факультативных занятиях в начальной школе
7. Создание электронных учебных материалов для уроков литературного чтения
8. Обучение программированию на языке Паскаль детей с нарушениями слуха
9. ИКТ в воспитательной работе школы
10. Как помочь младшему школьнику сохранить здоровье в условиях информатизации
11. Применение новых технологий в обучении детей с нарушением слуха
12. Технические средства на уроках истории в начальной школе
13. Особенности применения электронных учебных пособий в работе над развитием речи учащихся
14. Я за новую школу!
15. Воспитание школьников в контексте информатизации жизни общества