Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Елена Геннадьевна Горбатенко,
учитель химии и биологии
высшей квалификационной категории,
руководитель Центра здоровья
МБОУ гимназии № 5 Советского района
г. Новосибирска

Здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса

Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно – более 100 лет. В свое время поисками решения данной проблемы занимались Ф.Ф. Эрисман, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Правдолюбов и другие. Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности. Именно оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

С 1997 года с момента присвоения нашей школе статуса гимназии, началась разработка комплекса мер по созданию здоровьесберегающей образовательной среды и здоровьесохраняющей организации учебного процесса. Основу концепции развития нашей гимназии составляет идея создания такого образовательного пространства, в котором при максимальном сохранении физического, психического, нравственного и социального здоровья обучающимся предоставляется возможность широкого выбора профиля, глубины, темпа обучения, подбора педагогических технологий, в том числе инновационных.

C увеличением объема информационных нагрузок, возросшей интенсивностью и эмоциональностью учебного процесса остро встал вопрос о создании условий, максимально эффективно обеспечивающих не только развитие умственных, нравственных, индивидуальных качеств личности ребенка, но и его физическое и психическое здоровье.

Перед педагогическим коллективом встала непростая задача. С одной стороны, обеспечить высокий уровень образования обучающихся, с другой – сохранить здоровье через внедрение инновационных образовательных технологий в здоровьесберегающее пространство гимназии. Для успешного решения поставленной задачи необходимо выполнение определенных требований:

– системное построение всей образовательной деятельности учреждения;

– объективный контроль над результатами проводимой на всех уровнях работы;

– комплексный мониторинг состояния здоровья обучающихся;

– обучение педагогов здоровьесберегающим технологиям.

В свете данных требований была разработана и опробована система здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса в гимназии.

В отечественной педагогике сопровождение понимается как деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора. Для того чтобы разработка и внедрение разнообразных новшеств являлись средством решения актуальных образовательных задач, средством развития образовательного учреждения, методической компетентности учителей и личности обучающихся, необходима грамотная система управления этими инновационными процессами. Для этого в гимназии реализуется административное сопровождение образовательного процесса.

Понятие комфортных условий образовательного процесса, прежде всего, означает создание в школе педагогических условий, максимально эффективно обеспечивающих не только развитие умственных, нравственных, индивидуальных качеств ребенка, но и его физическое и психическое здоровье. Это «зона мониторинга» медицинского и психологического сопровождения.

Ребенок – это, прежде всего, часть своей семьи, а уже потом – часть классного коллектива, гимназии и так далее. Жизнь в социуме достаточно сложна, и надо уметь находить общий язык с окружающими тебя людьми. Сфера человеческих отношений, сфера ближайшего окружения личности – это сфера деятельности социального сопровождения.

Руководит и координирует слаженность работы всех служб сопровождения гимназический Центр Здоровья. Это команда специалистов: психологов, социального педагога, медиков, педагогов кафедры естественных наук, которые не только помогают в решении проблем, но и занимаются их профилактикой. Все изменения, происходящие в гимназии, находятся под контролем специалистов центра Здоровья. Руководитель центра Здоровья входит в состав административного совета гимназии.

Для эффективного решения определенной проблемы работа служб здоровьесберегающего сопровождения ведется по нескольким направлениям. Приведу конкретные примеры.

Существенным и постоянно действующим фактором, обеспечивающим адекватные процессы роста и развития ребенка, рациональное использование жизненной энергии, адаптацию к неблагоприятным условиям среды, укрепление его здоровья является питание. Процент обучающихся с нарушениями работы ЖКТ в нашей гимназии был достаточно высок (8,5%). Решали данную проблему несколькими путями.

Путь первый – девять лет успешно внедряется в гимназии программа, направленная на формирование культуры здоровья у детей и подростков «Разговор о правильном питании». Она не только формирует у ребят навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни, но и просвещает родителей в вопросах питания их детей.

Путь второй – абсолютный контроль питания обучающихся в гимназии. Для сбалансированного питания используется специальная компьютерная программа составления меню. Анализ меню позволяет сделать вывод, что ассортимент блюд разнообразен, повторяемость их исключена. Проводится ежедневный анализ качества и ассортимента приготовленных блюд. Оперативно принимаются решения по замене того или иного блюда, не пользующегося спросом у детей. Большое внимание уделяется введению в рацион ржано-пшеничных хлебобулочных изделий, овощных салатов, свежемороженых ягод.

Путь третий – для профилактики простудных заболеваний у обучающихся и учителей гимназии проводится витаминизация третьих блюд – компотов, киселей и морсов. В ассортименте представлены фруктовые соки, включены витаминные чаи.

Путь четвертый – организованы полноценные горячие завтраки и обеды, которыми охвачены 100% учеников начальной школы и 82% учеников среднего звена.

Путь пятый – решена проблема питьевого режима. Мы давно отказались от питьевых фонтанчиков с водопроводной водой. Гимназия сотрудничает с компанией «Росинка», которая согласно договору обеспечивает школьников питьевой водой. Почти в каждом учебном кабинете оборудованы места со специальными устройствами разлива воды – кулерами. В столовой в продаже имеется чистая вода малой емкости – 0,33 литра. Газированная минеральная вода исключена полностью.

Путь шестой – организованы экскурсии на завод по производству «Чистой воды», где специалисты читают лекции о пользе именно чистой воды для организма человека.

Путь седьмой – сотрудничество с компанией «БиоВеста», благодаря которой 2 раза в неделю (с октября по апрель) все желающие гимназисты и педагоги получают лечебно-профилактическое питание – кисломолочный напиток «Бифилин М» с высоким содержанием бифидобактерий.

Путь восьмой – сделан замечательный ремонт в помещении столовой, куплена удобная гигиеничная мебель и красивая посуда. На входе расположены раковины с ярким жидким мылом, напоминающим о правилах гигиены.

Мониторинг нарушений работы желудочно-кишечного тракта и сопутствующих ему заболеваний показал положительную динамику. На диаграммах, представленных ниже, даются сравнительные данные по району (Верхняя зона и Правые Чемы).

Диаграмма 1

Динамика нарушений ЖКТ

Диаграмма 2

Динамика сопутствующих заболеваний

К одному из важнейших школьных факторов риска относится нерациональная организация учебной деятельности, особенно в критические возрастные периоды. Одним из наиболее уязвимых (критических) периодов является этап перехода школьника с первой на вторую ступень обучения. Учебная работа и умственная активность пятиклассника достигается большой «физиологической ценой», что, кроме всего прочего, приводит к снижению успеваемости и усилению психофизической напряженности.

В последние годы в гимназии разработана система сопровождения обучающихся этого возрастного периода, которая включает несколько этапов. Это сопровождение (работа психологов, социального педагога, классных руководителей, медицинского работника) пятиклассников осуществляется в течение всего учебного года по особому плану:

1. На первом этапе осуществляется психолого-педагогический анализ следующих параметров:

– динамика работоспособности учеников каждого класса в течение урока;

– недельная динамика работоспособности учеников каждого класса;

– оптимальное количество смены видов урочной деятельности;

– психоэмоциональная напряженность;

– уровень мотивационной среды, комфортности обучения и т.д.

Все последующие этапы непосредственно зависят от полученных результатов.

2. Педагоги, работающие в 5 классах, получают рекомендации о времени проведения динамических пауз на уроке. Причем, в зависимости от степени утомления учеников, они выбирают определенный вид физкультминуток – «чинилки», «оживлялки», для глаз и т.д.

3. День недели, являющийся «днем повышенной напряженности», становится разгрузочным днем – аналог физкультминутки. Он исполняет роль «физиологического стимулятора», благодаря чему в последующие дни повышается и остается устойчивой работоспособность.

4. Чтобы новые требования педагогов не были стрессирующими для пятиклассников, традиционно проводятся совместные обучающие семинары учителей начальной школы и кафедр математики, гуманитарных и естественных наук. С целью обеспечения преемственности между начальным и средним звеном и выработки единых требований педагогов по предметам.

5. Для создания единого психо-эмоционального пространства, и, следовательно, повышения уровня комфортности обучения необходим тщательный подбор команды педагогов-предметников в каждый класс (хорошо известно, что не каждый учитель может эффективно работать с младшими школьниками).

6. Расстановка кадров на следующий учебный год известна уже в январе. У педагога есть возможность посетить уроки в 4 классах, чтобы составить представление об особенностях работы в данном классе и познакомиться с детьми.

7. Подбор классного руководителя учитывает желание и сходство его по темпераменту и другим качествам с учителем начальной школы.

8. Особое внимание уделяется работе с родителями пятиклассников. Темы родительского лектория включают вопросы возрастных особенностей ребенка, необходимости контроля за соблюдением режима дня, внеурочной нагрузки обучающихся.

По мнению специалистов, адаптация к учебной нагрузке в пятом классе проходит напряженно и длительно и занимает около 6 недель. Седьмая учебная неделя в 5 классах является контрольной. Сравнение средних данных успеваемости на пятой параллели за 4 класс, за контрольную неделю и две четверти показывает эффективность разработанных мер.

Диаграмма 3

Динамика успеваемости в 5 «А» классе (2006-2007 год)

Диаграмма 4

Динамика успеваемости в 5 «А» классе (2008-2009 год)

В январе традиционно проводится педагогический консилиум по 5 классам, в котором участвуют учителя-предметники, классные руководители, педагоги начального звена, психологи, администрация и все желающие. Обсуждаются результаты исследований, возникшие проблемы и т.д.

В 2008-2009 учебном году диагностика уровня комфортности обучения в 5 классах показала резкое повышение психофизического  напряжения обучающихся. Вопрос о возможности снижения негатива рассматривался с позиций педагогов, психологов, ребенка. Были разработаны специальные меры. Повторная диагностика показала действенность принятых мер.

Диаграмма 5

Уровень негативного отношения в 5 «Б» классе к предметам

первичный (октябрь)  повторный (январь)

Психофизическое напряжение – это проблема не только «критических» возрастных периодов. Оно может возникать по разным причинам, но требует обязательной помощи. С 1998 года на базе нашей гимназии реализуется очень важная в плане психологического здоровьесбережения программа «Профилактика хронического стресса среди подростков с использованием игрового компьютерного биоуправления». Эта программа основана на принципе биологической обратной связи. Игровые тренажеры – приборы БОС – установлены в одном из компьютерных классов гимназии. Психологами и педагогами кафедры естественных наук проводятся индивидуальные и групповые занятия. Ведется мониторинг методик БОС, анализируется их эффективность.

Диаграмма 6

Динамика основных показателей в 10 естественнонаучном классе

(2007-2008 учебный год)

В феврале 2008 года проведен районный обучающий семинар по работе с приборами БОС. Возможность оценить методику биологической обратной связи была предоставлена директорам школ и родителям наших гимназистов. Мы сотрудничаем с лабораторией ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН по внедрению программы Биологической обратной связи и программы диагностики внимания, Центром образования и здоровья «Магистр», работаем с Областным центром психологической диагностики и Центром психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Радуга».

Современный подход к медицинскому сопровождению процесса обучения, кроме традиционных методов оценки, прогноза и контроля состояния физического здоровья, требует еще интеграции деятельности медицинской, психологической и педагогической служб. Это касается и профилактической работы, и системы контроля над выполнением предписаний врачей при прохождении детьми профилактических осмотров, и проведения скрининг-диагностики. С 2008 года такую диагностику нашим гимназистам провели специалисты АНО «Клиника травматологии, ортопедии и нейрохирургии НИИТО» на приборе КОМОТ и врачи-стоматологи в рамках национальной программы «Здоровье».

Сегодня в гимназии накоплен огромный опыт здоровьесберегающей деятельности и создана система здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса, что позволяет отметить высокое качество образования и отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья гимназистов. У нас есть определенные и немалые успехи, которыми мы по праву гордимся. Огромная комплексная работа проведена по снижению нарушений опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и нервной систем, нарушений зрения, разработке программ сопровождения классов предшколы, по организации летних выездных профильных смен. В гимназии созданы современные ученические классы, абсолютно соответствующие требованиям СанПиНов по освещенности, оборудованию, цветовой гамме, подбору мебели, оборудованные современной оргтехникой.

На высоком уровне развита проектная деятельность гимназистов по вопросам здоровьесбережения. Отмечу самые большие победы на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Национальное достояние России»:

2008 год – диплом I степени и Серебряный крест в направлении «Пропаганда здорового образа жизни» за работу «Курить – здоровью вредить»;

2009 год – диплом II степени в направлении «Медицина и здоровье» за работу «Факторы, определяющие состояние здоровья учащихся за период обучения в гимназии».

Мы готовы делиться накопленным опытом своей деятельности по созданию системы здоровьесберегающего образовательного пространства, ставшей одной из основных в работе гимназии.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела