Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Наталья Ивановна Волченко,
Отличник народного просвещения,
руководитель высшей квалификационной категории,
руководитель проекта экспериментальной деятельности
директор МБОУ СОШ № 120 Заельцовского района
г. Новосибирска

Ведущая рубрики
Все статьи автора(27) Юлия Рафаиловна Герцвольф,

педагог, эколог, экотерапевт, методист Центра развития и досуга «Стрижата»


Экологический эксперимент

Современный мир находится на таком этапе, когда разрушительные процессы, вызываемые потреблением ресурсов планеты, начинают превосходить восстановительные возможности биосферы. Система жизнеобеспечения человеческого общества на планете требует пересмотра изменения характера потребления, уровня и качества жизни людей, производства, технологий, переосмысления норм жизни, культурных традиций, на основе научного анализа, технологических достижений. Научной основой грамотных взаимоотношений общества и природы является экология. Основы научного мировоззрения даются за школьной партой. Нужно, чтобы каждый школьник овладел знаниями, умениями и навыками, необходимыми для жизни в обществе устойчивого развития.

Осознавая особенности современной эпохи, понимая значимость экологического образования, воспитания, просвещения педагогический коллектив МБОУ СОШ № 120 г. Новосибирска в течение ряда лет работает над экспериментом, темой которого является «Организация экологического воспитания». В 2007 году школа получила статус Городской экспериментальной площадки, на основании приказа Главного управления образования (от 13.02.2007 № 129).

Прошло 3 года, как школа работает по эксперименту. С чего начиналась работа? А начиналось все с основной гипотезы, которая предполагала, что развитие массовой школы, переходящей на экологизацию образовательного процесса и ориентированную на экологическое воспитание, формирование экологической культуры личности учащихся возможно при условиях, когда приоритетными понятиями всей философии школы должны быть понятия: ЛИЧНОСТЬ, ГУМАНИЗМ, ПРИРОДА. Основной принцип: ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕКА и ПРИРОДЫ.

Для реализации экологического проекта был создан совет по эксперименту с функциональными обязанностями, разработано положение об экспериментальной площадке. Исходя из сроков эксперимента: 2007-2009 гг., были определенные 4 его этапа: подготовительный, поисковый, конструктивно-преобразующий и итоговый. Была осуществлена разработка научно обоснованной программы деятельности; принятие ее на педагогическом совете к реализации; формирование группы педагогов-единомышленников; ознакомление с программой родителей и учеников.

Научное руководство экспериментом было поручено Домрачеву Валерию Геннадьевичу, профессору экологии Академии техники, экономики и экологии, председателю правления регионального отделения Российской экологической независимой экспертизы, члену правления отделения по Новосибирской области Общероссийского общественного детского экологического движения «Зеленая планета».

Педагогическая проблема исследования заключалась в том, что экологическое направление является приоритетным направлением в развитии школы. Вся педагогическая деятельность ориентирована на развитие экологического сознания, экологического воспитания, экологического образования.

Целью эксперимента явилась идея создание центра практических, творческих инициативных дел по экологии и охране природы, развитие общественной активности и инициативы, воспитание экологически образованной личности. Для реализации поставленной цели были выдвинуты задачи эксперимента:

– создать совет по эксперименту с функциональными обязанностями, разработать положение об экспериментальной площадке»;

– обеспечить формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обуславливающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды;

– построить воспитательную работу с использованием различных способов вовлечения учащихся в активную природоохранительную деятельность;

– особое место уделять практической направленности и пропаганде экологических знаний.

Основной идеей построения воспитательной системы школы стала идея целостности обучения, воспитания и развития, которые должны осуществляться в единой личностно-ориентированной системе.

Были определены основные системообразующие факторы воспитательной системы: экологический компонент (включающий интеграцию основного и дополнительного образования, творческие дела), являющийся приоритетным компонентом и интегрирующим фактором ниже названных компонентов. Учебно-познавательный компонент (образовательные программы с правом выбора, новые технологии). Клубная творческая деятельность (традиционные дела, совместные КТД, исследовательская и просветительская деятельность, интегрированные творческие дела и т.д.). Социокультурный компонент. Гражданско-патриотический компонент как фактор формирования социально-активной личности гражданина и патриота.

При выборе направления работы с детьми учитывались их интересы и желания, а также возможности школы (материальная база, подготовленность кадров, практическая значимость работ). Нам важно было представить личностное отношение подростков к экологическим проблемам и их решению. Исходя из этого, на первом этапе эксперимента, по рекомендации Д.С. Ермакова, И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной проведен мониторинг учащихся 6-9 классов нашей школы «Как вы оцениваете свою деятельность по отношению к окружающей среде?» Вопросы были заданы 250 учащимся в феврале 2007 года. На основании результатов исследования, были сделаны выводы: отношение большей части подростков к окружающей природе основано на сочувствии и понимании причин экологических проблем. Личные переживания связаны со стремлением помочь, изменить ситуацию к лучшему. Школьники осведомлены об экологических проблемах, но не уверены в возможности их решения, не знают, как это можно сделать. Вот почему важная педагогическая задача, стоящая на первом этапе эксперимента, не только информировать учащихся о проблемах окружающей среды и способах их решения, но и развить опыт принятия таких решений.

Прошло 3 года. Сегодня нельзя отделить от экологизации ни учебно-воспитательную работу, ни методическую, ни работу с родителями. Экологическая направленность охватывает как учебный, так и воспитательный процесс. Образовательный цикл реализуется через особый акцент – экологический – в программах учебных предметов, элективных курсов, факультативах, разработанных учителями школы. Проведение предметных экологических недель, месячника «Экология, безопасность, жизнь», здоровьесберегающих мероприятий, спортивных соревнований, недели «Экологической безопасности», 4-ой экологической четверти, посвященной Дню Земли. Воспитательная работа в школе была построена с использованием различных способов вовлечения учащихся в активную природоохранительную деятельность. Активно, интересно, с творческим огоньком велась работа в краеведческом направлении клуба «Мой Новосибирск» и детского общественного объединения «Центр экологической инициативы», вовлекая все большее количество учащихся школы, развивая контакты с другими экологическими организациями.

Природоохранные и экологические мероприятия – связующее звено между начальной, средней и старшей ступенью школы. День защиты животных, декада экологии, устный журнал «Как спасти речку?», фотовыставка-конкурс «Животные в истории моей семьи», экологическая конференция, КВН «Птицы Новосибирской области – что я знаю о них?», выпуск классных газет на экологическую тематику. Выступление школьной лекторской группы в рамках экологической четверти, посвященной «Дню Земли», викторина «Хочу все знать», посвященная 70-летию НСО. Конкурс экологического плаката, историко-литературный монтаж «Река Ельцовка». Литературно-драматическая композиция «Берегите Землю» и др.

С первого дня работы по программе эксперимента в ее включились члены детского общественного объединения «Центр экологической инициативы» (руководитель Ю.Р. Герцвольф), являющиеся учащимися нашей школы. Эта детская организация, объединяющая на добровольных началах детей и подростков от 10 до 17 лет, была создана в августе 1988 года. Девиз, с которым Центр экологической инициативы работает вот уже 20 лет, звучит так: «Созидая себя – созидай природу». За годы своего существования более 3 тысяч когда-то девчонок и мальчишек, а теперь взрослых людей «вылетели из гнезда» детского объединения.

С первого сентября 2002 года объединение работает на базе МОУ СОШ № 120 Заельцовского района города Новосибирска. Сегодня в рядах объединения 170 учащихся нашей школы. Силами сегодняшних участников детского объединения восстановлен Детский экологический музей, работа в котором охватывает все формы экологического просвещения. Экспозиционная площадь музея составляет 100 кв. метров. Фонды насчитывают более 1000 единиц хранения. С первых дней создания музея его активом избирался орган самоуправления – Совет Музея. Экскурсоводами в музее работают сами подростки – учащиеся 5-11х классов. За данный период более 185 экскурсий провели члены Совета Музея для учащихся школы, родителей, педагогов, специалистов из других учебных заведений города, области, края, а также зарубежных гостей.

Музей имеет основные постоянные экспозиции. Кроме того, он пополняется новыми экспонатами. В музеи открыта выставка картин известного художника Сибири О. Исаева На базе музея подростки-стажеры объединения ведут уроки в «Школе экологической азбуки» для учащихся 1-4 классов и групп продленного дня по специальной программе для младших школьников «Начальная экология», авторы: С.Е. Довбня, Л.Н. Ердаков, З.В. Молодцова.

На базе Музея организуются встречи с экологами, специалистами государственных природоохранных служб, общественностью. С 15 апреля по 5 июня 2007 года в рамках месячника «Дни защиты от экологической опасности» в Музее проводились специализированные экскурсии «Природа в опасности!» Также был проведен «Зеленый субботник», посадка 50 штук саженцев кустарника спиреи была приурочена к пятидесятилетнему юбилею нашей школы.

На основании приказа начальника Главного управления образования мэрии города Новосибирска от 28.10.2008 г. «О паспортизации муниципальных образовательных учреждений Новосибирска» 17 сентября 2009 года музей успешно прошел аттестацию. В 2008 году в рамках 115 годовщины Новосибирска по предложению мэра города В.Ф. Городецкого была издана «Книга рекордов Новосибирска – Новониколаевска», в которой Детскому экологическому музею присвоен статус «Единственный за Уралом».

Эколого-краеведческая, поисковая деятельность ведется и на базе Музея истории школы. Редколлегия детского объединения создает школьную экологическую газету «Обская волна». В летний период года по инициативе подростков объединения на базе школы организуется экологическая трудовая бригада. В нее входят 25-35 учеников школы, учащиеся 5-11 классов. Силами участников бригад осуществляется помощь школе. Ребята убирают пришкольную территорию, ухаживают за посадками на газонах. Поливают комнатные растения в классах, восстанавливают Детский экологический музей. Ухаживают за животными, птицами, работают над архивными документами Музея. Оформляют новые экспозиции, составляют легенды для экскурсоводов, готовят материал для докладов и рефератов, занимаются исследовательской деятельностью. Также в летний период подростки помогают детскому пришкольному лагерю. Проводят различные интеллектуальные, экологические программы, учат младших школьников экологической азбуке. По итогам работы экологической трудовой бригады, из 35 школьников 20-28 ребят изъявляют желание стать членами детского объединения Центр экологической инициативы.

Навыки исследовательской работы учителей школы отразились на качестве и количестве исследовательских работ учащихся, выполненных под руководством учителей. Появились работы, интегрированные со смежными дисциплинами: экология-география, экология-биология, экология-английский язык и т.д. По исследовательской деятельности наши учащиеся стабильно занимают призовые места на конкурсах разного уровня. Только за отчетный период учащиеся нашей школы участвовали в программах и проектах различного уровня.

Международного: 1. Городская программа культурного обмена школьников между городами побратимами Саппоро-Новосибирск (встреча детей из Японии в музеях школы, проведение тематических экскурсий по музеям, проведение эколого-краеведческой экскурсии по городу – «Новосибирск экологический», размещение японских детей в семьях членов детского объединения «Центр экологической инициативы»). Ответный визит школьников, участников проекта в Японию. В этом году среди Новосибирской делегации школьников, побывавшей в августе в Японии, был член детского общественного объединения «Центр экологической инициативы» ученик 11 класса МБОУ СОШ № 120 г. Новосибирска – Коркин Степан. Он поехал к своему другу-сверстнику Ясунобу, которого принимала семья Степана у себя дома прошлым летом.

На открытом педагогическом совете перед учителями и учениками нашей школы рассказал Степан о своем удивительном путешествии. Интересную мультимедийную презентацию – фильм приготовил он в качестве иллюстрации к своему творческому отчету. Кроме того, он пополнил экспозицию Детского экологического музея сувенирами и новыми экспонатами.

2. Компания ООО «Сименс» с 2006 года осуществляет деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие и реализацию интеллектуально-творческого потенциала одарённых учащихся. Международная программа по поддержке молодёжи «Поколение 21» организует конкурсы научно-инновационных работ. Наша школа включилась в работу по проектам. Основная цель сотрудничества компании «Сименс» и МБОУ СОШ № 120 – это привлечение молодёжи к участию в решении проблем повышения качества жизни и создания благоприятной среды обитания для жителей Новосибирска и России. В этом году мы работали по теме «Чистая планета для нашего будущего».

Творческая группа учащихся 10-х классов нашей школы приняла участие в III Всероссийском конкурсе научно-инновационных проектов компании «СИМЕНС» в РОССИИ «Чистая планета для нашего будущего» (октябрь 2008 – март 2009 гг.) За проект «Проблема сохранения и рационального использования водных ресурсов. Эколого-краеведческий проект практических действий «Как спасти речку. Ельцовка – 2. Вчера – сегодня – завтра» учащиеся награждены дипломами и ценными подарками (руководители: Ю.Р. Герцвольф, Н.С. Коркина).

Всероссийского уровня: участие в проекте Всероссийский эколого-просветительский марафон «Зеленая планета» (руководители: В.Г. Домрачев, Ю.Р. Герцвольф).

Областного уровня: победа в областном краеведческом общественном конкурсе-проекте «Новосибирская область – 70. Взгляд из будущего». Диплом победителя территориального конкурса «Страницы истории Новосибирской области» в номинации «Портрет Новосибирской области» присужден руководителю проекта Г.А. Герцвольф.

Городского уровня: победа в конкурсе социальной экологической рекламы «Экологический дозор», проводимым комитетом по делам молодежи мэрии Новосибирска и городским комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов, на тему «Чистый город начинается с тебя» (руководитель проекта Ю.Р. Герцвольф, педагоги-участники: Н.Н. Каташук, Н.Б. Гордиенко, О.М. Ломакина). Также учащиеся нашей школы приняли участие в летней городской акции «Экологический теплоход (по очистке от мусора островов «Медвежий» и «Кораблик» и в городской программе Летней экологической школы).

Районного уровня. На районном уровне учащиеся нашей школы тоже смогли показать хорошие результаты: в районном конкурсе проектов по благоустройству водных объектов Заельцовского района и их водоохранных зон две команды учащихся 1-4 классов и 9-11 классов заняли два первых места (руководители: Ю.Р. Герцвольф, Н.Б. Гордиенко). В районном конкурсе рисунков по охране водных объектов команда учащихся 7 классов заняла второе место (руководитель Е.Н. Чинянина, О.М. Ломакина). Мы приняли участие в районном туре общегородской экологической игры «Путешествие по Птицеграду».

Проведенная по итогам эксперимента диагностика уровня сформированности экологической культуры, уровня экологических знаний, развития познавательного интереса учащихся, социального запроса и других аспектов показала, что биология и экология являются наиболее востребованными и любимыми направлениями. От 30-40% учащихся в параллелях 8-9 классов хотели бы изучать экологию как предмет или спецкурс. 100% из 255 опрошенных родителей считают выбранное школой экологическое направление важным и хотели бы, чтобы дети изучали это направление в дополнение к основным.

Результатом можно считать и изменившийся внешний облик школы. Уютными и озелененными стали кабинеты школы. В районном смотре кабинетов – кабинет биологии нашей школ занял 2 место (учитель Л.А. Кузнецова).

Нельзя не сказать об итогах работы коллектива школы по пропаганде экологических знаний среди населения и, конечно, учителей района, города в форме практических семинаров, внеклассных мероприятий по экологии, творческих отчетов, педагогических советов, ежегодного районного экологического марафона «День Земли», через средства массовой информации (интервью, статьи), что способствует пропаганде и распространению опыта.

Проектная деятельность. Кроме вышеназванных проектов, хорошие результаты принесла проектная деятельность в рамках эксперимента. В январе – феврале 2007 года детское объединение «Центр экологической инициативы» (руководитель проекта Ю.Р.Герцвольф) завершило работу над проектом «Улучшение материально-технической базы Детского экологического музея». Средства в размере ста тысяч рублей на осуществление проекта были выделены мэром Новосибирска В.Ф. Городецким из бюджета города в рамках программы по улучшению экологического состояния Новосибирска на 2006-2010 гг. Благодаря поддержке Новосибирского городского комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов (председатель М.И. Яцков), а также управления образования мэрии (начальник управления Г.А. Старцев).

В феврале 2007 года проект «Зеленая библиотека Детского экологического музея» детского объединения «Центр экологической инициативы», победив в конкурсе проектов комитета по делам молодежи мэрии, получил материальную поддержку в сумме 40 тыс. руб.

В октябре на городской конкурс социальных проектов «Парад идей 2007» подан проект Школьного парламента МОУ СОШ № 120 и ДО «Центр экологической инициативы» – «Создание молодежного эколого-патриотического электронного издания «Обская волна» (руководитель проекта К.А. Дорохова, Ю.Р. Герцвольф).

В ноябре 2007 года на Всероссийский конкурс социальных проектов «Наш город» в номинации «Город детства», проводимый партией «Единая Россия», подан проект «Детский экологический музей как центр экологического просвещения детей, подростков, молодежи Новосибирской области (руководитель проекта Ю.Р. Герцвольф).

Разработан интегрированный курс «Окружающий мир». Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 классы. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей целостного представления о мире и месте человека в нем. Это и определяет его цель – формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Также в рамках эксперимента разработаны авторские программы элективных курсов «Как прожить до ста лет. Валеологический аспект» 9 кл., Л.И. Васильева; «Рекреационная география» 10кл., Ю.Ю. Мелехова; «Экология жилища» 8 кл., «Экологическая журналистика» 10 кл., Ю.Р. Герцвольф; «Экология растений» 5 кл., О.Д. Герлингер.

Основные результаты эксперимента прошли апробацию (в открытой печати, на конференциях, интернет-сайте, конкурсах и т.д.) и получили положительные отзывы. Трансляция результатов опытно-экспериментальной деятельности осуществлялась: на совещании директоров учебных образовательных учреждений Заельцовского района 12.02.08.; в рамках программы Сибирской ярмарки «УчСиб-2008» проведен мастер-класс по теме: «Детский экологический музей» 6 марта 2008 г.; на семинаре для заместителей директоров по воспитательной работе образовательных учреждений города Новосибирска по теме: «Как научить детей любить, изучать и охранять природу. Из опыта работы по эксперименту» 18 октября 2008 г.; на городском семинаре для заместителей директоров по воспитательной работе по теме «Традиции национальной культуры. Организация экологического воспитания (из опыта работы МОУ СОШ № 120 по эксперименту) 27.11.2008г.; в рамках Сибирской ярмарки УчСиб 2009 – на городском семинаре руководителей образовательных учреждений по теме: «Экологизация образовательного процесса в рамках экспериментальной деятельности» 04.03.2009.

За сроки эксперименты были изданы: брошюра «Детский экологический музей и его роль в воспитании патриотизма. Методические рекомендации. Обобщение опыта работы». Ю.Р. Герцвольф (тираж 500экз.); книга «Как научить детей любить, защищать и охранять природу» Ю.Р. Герцвольф (тираж 500 экз.); книга «Растить патриотов России» Ю.Р. Герцвольф (тираж 300 экз.); буклеты «ДО Центр экологической инициативы», «Детский экологический музей» (тираж по 500 экз.); книга «Рекорды и достижения города Новосибирска – Новониколаевска», публикация Ю.Р. Герцвольф «Единственный детский экологический музей за Уралом».

Трансляция результатов опытно-экспериментальной деятельности осуществлялась через публикации педагогов МОУ СОШ № 120: «Организация исследовательской деятельности в начальной школе» Гордиенко Н.Б; «Применение компьютерных технологий в изучении немецкого языка. Интернет-проект «Моя Заельцовка» Е.И.Садофьева; «Научно-исследовательская деятельность учащихся как один из развивающих этапов литературного образования» (методические рекомендации) М.Б. Ткаченко; «Социально-личностное развитие детей в условиях предшколы», «Формирование образа мира дошкольника» М.Б. Ельцова и др. Кроме того, Ю.Р. Герцвольф является ведущей рубрики «Экологическое просвещение» в электронной газете «Интерактивное образование» Главного управления образования мэрии города Новосибирска. За данный учебный год она подготовила 6 выпусков, в которых была отражена работа по эксперименту. В городском конкурсе статей электронной газеты «Интерактивное образование – 2008», проводимом Городским центром информатизации «Эгида», в номинации «Из опыта работы» ей было присуждено первое место.

Информация о детском общественном объединении «Центр экологической инициативы» (ЦЭИ) размещена на сайте департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города мэрии. Результаты работы по эксперименту опубликованы и внесены в редакторские планы таких изданий, как газета «Заельцовский вестник», Областная газета для детей «Рост», Российская экологическая газета «Берегиня», газета работников образования Новосибирской области «Педагогическое эхо», журнал «Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области», газета «Соседи». А также на Интернет-сайтах: «Молодежь НСО» – сайт Областного управления по делам молодежи, «Музей в Интернете», «Электронное издание Международной организации Социально-экологический союз».

Родители и педагогический коллектив в целом положительно оценивают результаты эксперимента. В итоге эксперимента наблюдается: повышение уровня экологического мышления учащихся; повышение квалификации учителей в области экологического образования (возможность включения всех членов педагогического коллектива в экологическую деятельность). Экологизация учебных дисциплин (биология, химия, география, математика, литература, физика, ИЗО, технология, иностранный язык и др.). Включенность учащихся в проектную деятельность в области экологического образования. Организация просветительской деятельности учащихся и учителей школы.

В своих предложениях по итогам работы экспериментальной площадки педагогический коллектив и учащиеся школы выразили надежду на продление сроков эксперимента в связи с переходом школы в статус лицея экологического профиля. Созданные в процессе работы материалы послужат основой для дальнейшей экспериментальной деятельности.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 39)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела