Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(2) Ольга Геннадьевна Косиненко,
Заслуженный учитель РФ,
заместитель директора по НМР
МБОУ гимназии № 11 «Гармония»
Октябрьского района г. Новосибирска

Как сделать инновационную работу привлекательной

Новое время – новые песни. Новое время – новая парадигма образования. Современная школа – новая школа.

Как отмечается в послании Президента РФ Д.А. Медведева, «главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, умели реагировать на разные жизненные ситуации».

Цели, озвученные Президентом, отражают последовательность действий государства в реализации закона «Об образовании», где в ст.14 говорится:

  1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.
  2. Содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Гимназия № 11, реализуя свои образовательные цели, в полной мере ориентирована на выполнение Закона об образовании, что отражено в концепции образовательного учреждения: «Гимназии призваны готовить будущую интеллигенцию, людей умственного труда. Следовательно, для учащихся гимназий, лицеев интеллектуальное, творческое и, разумеется, нравственное развитие личности суть методологическая основа образования. Личностно-ориентированный подход к обучению, развитию учащихся – вопрос существенный для любого типа школы, но особо значим для гимназий и лицеев. Гимназия по своему статусу должна давать образование выше образовательного стандарта».

В течение многих лет образовательное учреждение реализует модели личностно-ориентированного образования, которые освоили педагоги, включившись в инновационную деятельность. Инновационное обучение создает новый тип учебно-воспитательного процесса, раскрепощающий личность учителя и ученика.

Большинство исследователей понимают под инновационным процессом процесс и результат такой учебной деятельности, которая стимулирует вносить инновационные изменения в существующую культуру, социальную среду. Стратегия инновационного обучения предполагает мобилизацию всех социальных, коммуникативных резервов организации и самоорганизации учения. Инновационность – это, прежде всего, открытость, проницаемость для иного, отличного от собственного мнения. Существенной характеристикой диалогического контакта является равенство психологических позиций взаимодействующих сторон. Это ситуация двустороннего, взаимного воздействия, а не односторонне направленного. Этого рода изменения несут новый тип организации мотивационной сферы личности. Учитель приобретает широкий спектр мотивов, стимулирующих познание и научную деятельность. Мотивы самоактуализации, сотворчества, самопознания и преобразования, мотив творчества формируют общую креативность личности. Но самое важное образование, которое несет учителю-инноватору новая ситуация, – это способность к созданию новой позиции личности в отношении к миру, к педагогической науке, к себе.

Следующий аспект принципа инновационности – это открытость учителя культуре и обществу. Педагог стремится изменить действительность, определить проблемы и способы их разрешения. Еще один показатель мотивированности учителя – потребность в профессиональном развитии, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность, желание посещать различные курсы, участвовать во всевозможных семинарах, делиться опытом работы свидетельствуют о высокой мотивации к труду.

Каждый работает по потребности. Потребность представляет собой нужду человека в чем-либо. Чтобы она побуждала к труду, работник должен увидеть возможность ее удовлетворения в процессе трудовой деятельности. Потребности порождают мотивы труда, которые толкают педагога на совершение определенных действий по удовлетворению возникших у него нужд. Другими словами, включение педагогов в инновационную деятельность позволяет им реализовать наивысшие потребности человека, которые включены в пирамиду А. Маслоу:

1. Физиологические основные потребности.

2. Потребность в надежности.

3. Социальные потребности.

4. Потребность в самоуважении, осознании собственного достоинства.

5. Осуществление самого себя, самоактуализация, самореализация.

Цель научно-методической помощи учителю в современной ситуации – создание условий, обостряющих внутренние противоречия, их осознание и рефлексию по поводу мотивов, целей, ценностей в различных средствах жизнедеятельности, в том числе в учебно-познавательном процессе, а также активизирующих профессиональное самоопределение.

Для того чтобы реализовать выдвинутые цели, необходимо создать специальную технологию, которую можно назвать технологией вдохновляющего управления. В разработанной технологии можно выделить несколько этапов:

1. Диагностический.

2. Проведение мероприятий по повышению уровня теоретической подготовки педагогов.

3. Проведение тренинговых занятий по повышению уровня профессионального мастерства педагогов.

4. Организация работы творческих групп.

5. Организация работы по обобщению опыта.

6. Стимулирование деятельности педагогов по повышению квалификации и уровня профессионального мастерства.

7. Организация деятельности педагогов по интересам.

8. Рефлексия по поводу выполнения поставленных целей и задач.

Описание технологии вдохновляющего управления

Диагностический этап. Цель данного этапа – выявление профессиональных проблем и потребностей педагогов. На этом этапе используются традиционные методы педагогического исследования, которые позволяют выявить узкие места в деятельности педагогического коллектива и на основании этого разработать комплексно-целевую программу методической работы.

Методы педагогического исследования:

– наблюдение;

– анкетирование;

– собеседование;

– контрольная работа;

– хронометрирование;

– анализ документации.

Разработанная на год комплексно-целевая программа является частью программы развития образовательного учреждения, которая принята на 10 лет. Осуществление планирования на диагностической основе позволяет не только адресно оказывать помощь педагогическому коллективу, но и выстраивать деятельность коллектива, соблюдая принцип преемственности. Такой подход позволяет образовательному учреждению продвигаться вперед, последовательно решая возникающие проблемы.

Этап проведения мероприятий по повышению уровня теоретической подготовки педагогов. Как уже отмечалось, учитель, для которого значима потребность в достижениях, отличается самостоятельностью и ответственностью. Такой педагог, желая достичь целей своей деятельности как можно более эффективными способами, не может обойтись без самосовершенствования.

В педагогическом коллективе выработана система форм, способствующих повышению уровня теоретической подготовки педагогов: научно-теоретические семинары, научно-практические конференции, психолого-педагогические семинары, педагогические чтения, консультации по подготовке к аттестации. Принципы вдохновляющего управления обязывают руководителя заботиться о том, чтобы педагог был защищен от незнания. Успешность деятельности учителя напрямую зависит от степени его компетентности.

Организуя работу на данном этапе, руководитель стремится создать условия для реализации одной из потребностей в пирамиде А. Маслоу: потребность в самоуважении, осознании собственного достоинства. Человек, который владеет необходимой системой современных знаний, чувствует свою компетентность, невольно начинает себя уважать, осознавать собственное достоинство. Это, в свою очередь, способствует формированию положительной «Я-концепции».

Этап проведения тренинговых занятий по повышению уровня профессионального мастерства педагогов. Как известно, любые способности развиваются в деятельности, поэтому обязательным условием совершенствования профессионального мастерства педагога является участие его в практических семинарах и деловых играх. Проводимые в гимназии семинары, конкурс «Урок года», деловая игра в рамках этого конкурса, практические задания в ходе педагогических советов, организационно-деятельностные и деловые игры во время педагогических чтений помогают учителям освоить современные методы, техники и технологии.

Этап организации работы творческих групп. В своей теории мотивации деятельности педагогов Мак-Клелланд указывает на еще одну важную потребность – быть влиятельным. Она выражается в желании педагога участвовать в распределении школьных ресурсов, контролировать действия других людей, оказывать влияние на их поведение. Необходимо осознать, что это нормальное явление, корни его лежат в природе человеческой личности, для которой характерны два полюса: желание контролировать все и всех и в противовес ему избегание всяких властных претензий. Понятно, что в рамках одного образовательного учреждения большинство педагогов не может осуществить продвижение по карьерной лестнице и оказаться в числе руководителей, а это значит, что эти учителя не реализуют указанную потребность, следовательно, сложившаяся ситуация должна быть разрешена другими средствами.

Организация работы творческих групп позволяет педагогам брать на себя ответственность, планировать деятельность коллектива по определенному направлению, осуществлять контроль исполнения запланированного. Вместе с тем такая форма работы позволяет реализовать потребности, которые входят и в пирамиду А. Маслоу: социальные потребности и потребности в самоуважении.Чтобы они побуждали к труду, работник должен увидеть возможность их удовлетворения в процессе трудовой деятельности. Потребности порождают мотивы труда, которые толкают педагога на совершение определенных действий по удовлетворению возникших у него нужд. Следовательно, этот этап является обязательным этапом технологии вдохновляющего управления.

Этап организации работы по обобщению опыта педагогов. Данный этап преследует цель создания ситуации успеха для педагогов, которая позволяет им поверить в свои силы и предъявить свой опыт коллегам. Вместе с тем этот этап позволяет членам коллектива реализовывать потребности в самоуважении и потребности в достижении, что также является обязательным условием реализации принципов вдохновляющего управления.

В организации работы по обобщению опыта используются как традиционные формы (выступления на педагогических советах, заседаниях предметных кафедр, участие в семинарах, научно-практических конференциях и др.), так и нетрадиционные формы: подготовка и защита проектов, проведение педагогических мастерских и мастер-классов, проведение педагогического бенефиса и праздника для педагогов «Ступени восхождения».

Этап стимулирования деятельности педагогов по повышению квалификации и уровня профессионального мастерства. В современных условиях, когда образование ориентировано на повышение качества, вопросы повышения квалификации и уровня профессионального мастерства педагогов занимают одно из самых важных мест, потому что только высококвалифицированный и творческий учитель сможет воспитать достойного себя ученика.

При переходе на новую систему оплаты труда, связанную как раз с оценкой качества образовательного процесса, вопросы стимулирования деятельности педагогов выходят на первый план. При разработке критериев оценки качества учитывается и параметр, связанный с деятельностью педагогов по повышению квалификации и уровня профессионального мастерства. Другими словами, помимо морального стимулирования, используются и формы материального стимулирования.

Этап организации деятельности педагогов по интересам. Данный этап не может быть исключен из процесса управления, потому что каждый коллектив, заботящийся о своих коллегах, будет искать пути организации клубных отношений работников, т.к. объединения по интересам не только помогают людям лучше узнавать друг друга, но проявлять свои способности в других видах деятельности, а следовательно, и реализовывать свою потребность в самоуважении и осознании собственного достоинства. Кроме этого, такие формы способствуют объединению коллектива и формированию особого психологического климата, который повышает внутреннюю мотивацию педагогов и приводит к росту творческого потенциала членов педагогического коллектива.

В гимназии существует хор педагогов, редакционная коллегия, участвующая в выпуске школьных изданий, проводятся выставки «Мое хобби», организуются выезды коллектива на лыжах и на теплоходе. Одним словом, каждый может найти себе дело по вкусу и по душе. Не случайно многие педагоги говорят о гимназии: «Это наш дом!». С каждым годом формы объединения педагогов по интересам совершенствуются и дополняются.

Этап рефлексии по поводу выполнения поставленных целей и задач. Отмеченный этап является реализацией одной из обязательных функций управления, т.к. без него невозможно планирование всей деятельности коллектива. «Результативность» и «эффективность» – это понятия, характеризующие процесс достижения целей. Учитывая, что цель – это идеальный, т.е. прогнозируемый результат, то соотнесение идеала с фактическим результатом и определение причин, которые позволили решить или, напротив, не решить поставленные задачи, дает руководителю не только материал для размышлений, но и открывает горизонты для дальнейшей деятельности.

Для получения обратной информации об эффективности реализации поставленных целей используются разнообразные формы мониторинга: наблюдение за деятельностью педагогов, собеседование с членами коллектива, анализ документации, обсуждение результатов на заседаниях кафедр, совете при директоре, научно-методическом совете, педагогическом совете, анкетирование всех участников образовательного процесса и др. формы. Обязательным условием реализации этого этапа является четкое его планирование и фиксация результатов в форме аналитических приказов, которые обсуждаются на заседаниях педагогического коллектива.

Известный психолог Фридман, утверждал, что «школа – это единственный социальный институт, который обращен в будущее». Коллектив, который живет только настоящим, обречен на поражение. Будущее открывает нам двери, только нужно не бояться делать шаги в этом направлении. Дерзать – такой ценой дается прогресс! Остается пожелать педагогическому коллективу гимназии побед на тернистой дороге инноваций. Успехов вам, дорогие мои коллеги!
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела