Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Николай Иванович Кузенко,
Заслуженный учитель РФ,
директор МБОУ «Экономический лицей»
Центрального района г. Новосибирска


Валентина Анатольевна Белецкая,
Заслуженный учитель РФ,
заместитель директора МБОУ «Экономический лицей»
Центрального района г. Новосибирска

Управление качеством образования как механизм ускорения инновационных процессов в МБОУ «Экономический лицей»

2005 год стал знаменательным для педагогического коллектива лицея в связи с обретением статуса городской экспериментальной площадки по созданию модели управления качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. Цель эксперимента заключалась в создании условий для устойчивого развития профильного образования через изменение функций управления в ОУ. Решение цели оказалось возможным через постановку и реализацию конкретных задач перед всеми подразделениями научно-методической службы лицея:

– развертывание инициативной педагогической деятельности, связанной с обновлением и развитием образовательной практики в современных социально-экономических условиях, направленной на удовлетворение запросов личности и реализацию заказов общества;

– полное использование творческого потенциала педагогических кадров;

– создание условий для продуктивного и эффективного внедрения достижений педагогической науки в практику работы лицея;

– развитие практико-ориентированных педагогических исследований, направленных на повышение качества образования и создание новых моделей образовательного процесса в лицее;

– создание условий для моделирования и практического применения системы непрерывного образовательного мониторинга.

Участниками эксперимента являлись педагогические работники МБОУ «Экономический лицей». Авторскую группу представлял его научно-методический совет, лаборатория управления качеством образования. Руководителем проекта стал Кузенко Н.И., Заслуженный учитель РФ, учитель и руководитель высшей квалификационной категории, директор лицея. Разработчики и руководители подпрограмм по отдельным направлениям опытно-экспериментальной деятельности – учителя и руководители высшей квалификационной категории, заместители директора В.А. Белецкая, В.В. Биндюк, О.В. Глыбочко, Т.М. Сурадейкина, Н.В. Морозова, а также коллективы предметных кафедр лицея во главе с заведующими: Сизовой Т.В. (кафедра филологии и культурологи), Вильневчиц Т.А. (кафедра математики и информатики), Майснер С.А. (кафедра политехнического цикла), Южаковым М.С. (кафедра валеологии и физической культуры), Айдаровой Т.В. (кафедра иностранных языков), Чепкасовой Е.В. (кафедра начальной школы), Загайновой Е.Г. (кафедра общественных наук и экономики). В опытно-экспериментальной работе участвовала социально-психологическая служба лицея.

В основу организации процесса управления было заложено перспективное прогнозирование и текущее планирование. Наиболее важными управленческими функциями являлись стратегический анализ состояния и прогнозирования изменений внешней среды, системный проблемно-ориентированный анализ состояния и тенденций изменения лицея в свете нового социального заказа, постановка новых целей и задач, обеспечивающих развитие лицея, организация разработки моделей обучения, планирование инновационной деятельности.

В условиях модернизации образования лицей получил возможность самостоятельно определять оптимальный объём мониторинговых исследований, необходимых для его успешного функционирования и развития, создать комплексную структурно-функциональную модель мониторинга с использованием информационно-компьютерных технологий. Объективная информация о состоянии образовательного процесса обеспечивалась мониторингами уровня обученности на всех ступенях лицейского образования, развития личностных качеств лицеистов, изменений требований участников образовательной среды. Система внутреннего контроля опиралась на мониторинговые исследования и осуществлялась разными структурными единицами системы управления, наделёнными данными полномочиями.

Мы понимали, чтобы эффективно воздействовать на поведение других людей, необходимо постоянно совершенствовать управленческую культуру, основанную на глубоком уважении всех участников образовательного процесса. Управленческая культура – понятие интегративное, это синтез деловых, профессиональных, личностных качеств субъектов системы управления. Так, сопротивление, неизбежное при нововведениях, можно преодолеть лишь тогда, когда каждый участник образовательного процесса будет иметь возможность влиять на принятие управленческих решений. Такие решения должны носить коллегиальный характер, поэтому руководство лицея было готово делиться властными полномочиями с другими участниками образовательного процесса. Если включения в процесс соуправления носят регулярный характер, то это и есть достижение цели взаимодействия всех уровней системы управления, наглядное свидетельство её демократического устройства, которое позволяет учебному заведению иметь достойные образовательные результаты и находиться в процессе непрерывного развития.

Программа эксперимента включала три основных этапа:

1. Ориентировочный (2005-2006 гг.):

– выявление перспективных направлений опытно-экспериментальной работы, разработка современной системы управления образованием на основе современных информационных технологий на всех ступенях лицейского обучения;

– проектирование нового содержания образования, включающего цели, содержание учебного материала, методы, формы и средства обучения, позволяющие эффективно реализовывать личностно-ориентированный подход в образовательной практике.

2. Основной (2006-2008 гг.):

Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние через:

– совершенствование новых организационных структур образовательного учреждения – научно-методических и социально-психологических, обеспечивающих наиболее благоприятные условия для развития личности;

– разработка новых принципов, методов и средств воспитания личности;

– создание новых образцов образовательной практике, интегрирующей процессы обучения, воспитания и развития личности;

– создание научно-теоретических, научно-методических и учебно-методических разработок по педагогической тематике;

– расширение взаимодействия образовательного учреждения с социумом, развитие поликультурного пространства;

– повышение профессионализма педагогических работников;

– создание механизма распространения опыта инновационно-экспериментальной деятельности.

3. Обобщающий (2008-2009 гг.):

– анализ достигнутых результатов и определение путей дальнейшего развития ОУ.

– фиксация созданных прецедентов образовательной практики и их закрепление в локальных нормативных актах лицея.

Основными методами исследования стало опытно-экспериментальное внедрение управленческих, педагогических инноваций в практику лицея, диагностика его результатов посредством мониторинга, сбора, первичной информации, её обработка и систематизация. Далее информация представлялась в виде таблиц, графиков, профилей (гистограмм и диаграмм), «таблетных» форм. Упорядоченная подобным образом информация оказалась удобной для последующих сопоставления, сравнения, анализа и обобщения, установления причинно-следственных отношений, устойчивых связей и предваряла наиболее сложную и ответственную процедуру – интерпретацию, то есть объяснение вскрытых фактов, истолкование их смыслов и значений. Она осуществлялась с целью оценки степени его влияния на образовательный процесс, прогноза дальнейшего развития, формулирования выводов об эффективности введения нового и разработки стратегии и тактики последующей инновационной деятельности.

Необходимыми условиями проведения эксперимента являлись обеспеченность лицея квалифицированными кадрами по всем направлениям опытно-экспериментальной работы, их готовность и стремление к эффективному участию в намеченных Программой мероприятиях; высокий уровень профессиональной компетентности организационно-деятельностных умений организаторов инновационного процесса; достаточный уровень психологической готовности педагогов к инновационной деятельности, положительный социально-психологический микроклимат в коллективе; необходимый уровень преобразовательных и проектировочных умений участников инновационного процесса; наличие используемых для реализации поставленных целей помещений и оборудования, в том числе техническое оснащение, отвечающее современным требованиям, финансовое обеспечение, позволяющее успешно осуществлять инновационно-экспериментальную деятельность по заявленной теме; научно-методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы через научное консультирование ведущих специалистов НГПУ, НИПКиПРО, НГУЭУ; мониторинг и корректировка опытно-экспериментальной работы, её информационное обеспечение.

Немаловажное значение в ходе эксперимента играет контроль и обеспечение достоверности результатов эксперимента. Современный диагностический арсенал образовательного мониторинга включает валидные, адекватные оцениваемым признакам методы их выявления: наблюдение, беседа, оценка, самооценка, обобщение независимых характеристик, изучение продуктов деятельности участников опытно-экспериментальной работы, анкетирование и др. Диагностические методы, использованные нами, обеспечивали достаточность информации, её объективность, надёжность, однозначность трактовки полученных результатов, их сравнимость с результатами, добытыми иными способами, были по возможности минимально трудоёмкими. Задачей мониторинга являлось содействие управлению и самоуправлению, его показатели, по нашему мнению, должны отражать не процентную долю статистических недоделок, а динамику развития, роста самодостаточности и продуктивности деятельности индивидуальных и коллективных субъектов управления. Частота мониторинговых замеров зависела от содержания нововведений, но, как правило, не превышала двух раз в год – текущего и итогового.

Все учебно-методические разработки, обеспечивавшие программу эксперимента, представляемые в качестве результатов экспериментально-инновационной деятельности работы, классифицировались как научно-методические и методические. К научно-методическим относились образовательные и комплексно-целевые программы развития лицея или отдельных направлений его деятельности; программы новых учебных курсов, учебные программы новых предметов, учебники, новые сборники экспериментальных задач, научно-методические программы и рекомендации по работе методических объединений, новые разработки внутрилицейской документации; обобщение опыта педагогического коллектива или педагогического опыта педагога; программы и обобщённые результаты опытно-экспериментальной работы, программы воспитания и физического развития школьников и дошкольников, новые методики педагогической, психологической, психофизической, социально-психологической диагностики. Методические работы – это различные частные методики преподавания и воспитания, методические рекомендации, дидактические материалы, методические и наглядные пособия, доклады, рефераты, аудиовизуальные и интерактивные средства обучения. При этом выделялись четыре уровня методических разработок: адаптивный, который предполагает широкое использование известного опыта, передовых методик с некоторыми изменениями и дополнениями для конкретных условий (класса, предмета и т.п.); репродуктивно-творческий, когда в работах используются научно-обоснованные методики авторитетных педагогов, учёных и научных коллективов. В работе имеются изменения, существенно дополняющие и конкретизирующие уже известное, но не затрагивающие изменений концептуальных основ обучения и воспитания; продуктивно-творческий, предполагающий разработку оригинальных, творческих работ, новых методик, средств, инструментария, учебных программ курсов и спецкурсов, методических указаний и рекомендации для учащихся и профессионалов; исследовательский (новая продукция), который представляет собой работы высокого теоретического уровня и практической значимости, авторские школы, дидактические системы, выполненные полностью самостоятельно.

Главные результаты состоят в достижении поставленной цели и решении важнейших задач инновационно-экспериментальной деятельности:

– развитие лицея в целом на уровне современной теории и практики управления ОУ;

– совершенствование программно-целевого управления развитием лицея;

– проектирование нового содержания образования в условиях профильного обучения, включая региональный компонент, а также разработку и использование методов, форм и средств обучения, в т.ч. информационных технологий, которые позволяют эффективно реализовывать личностно-ориентированный подход в образовательной практике, обеспечивают непрерывность образования;

– разработка новых принципов, содержания, методов, форм и средств воспитания личности;

– создание научно-теоретических, научно-методических и учебно-методических разработок по педагогической тематике;

– расширение взаимодействия образовательного учреждения с социумом, развитие поликультурного пространства;

– повышение профессионализма педагогических работников;

– создание механизма распространения опыта инновационно-экспериментальной деятельности.

В ходе эксперимента в лицее сложилась интегративно-матричная модель организационного развития, характеризующаяся гибкостью, мобильностью управленческих решений, быстротой реакций на изменение социальных условий и потребностей, многообразия спектра и повышения качества образовательных услуг, их дифференциации и привлекательности для потребителя.

В практической работе ОУ широко реализуются инновационные процессы современного образования: программы «Школа-2100» для начальных классов, внедрение ГОСТ-2004 г. для основной и средней школы с соответствующим пакетом научно-методического обеспечения, реализация программ предпрофильного и профильного образования, целевых программ «Одарённые дети», «Перспектива», «Информатизация образования», «Здоровье».

Учебный процесс строится на широком использовании современных технологий в организации индивидуально значимого, деятельностного подхода к обучению. На всех ступенях лицея распространяется новый стиль обучения, основанный на использовании глобальных информационных ресурсов, новых организационных систем, обеспечивающих доступ к необходимой информации через создание, структурирование и постоянное обновление web-страниц, баз данных, каталогов. Межпредметная и внутрипредметная интеграция дополняется широкими возможностями для профессиональной ориентации подростков и юношества. Обеспечение более высокого качества образования обусловлено созданием современной материально-технической базы лицея, чему способствовали гранты, полученные за разработку и реализацию инновационных проектов в рамках НПО по проблемам «Ресурсное обеспечение многопрофильного обучения – 2006» и «Развитие ключевых компетенций учащихся в процессе апробации и внедрения инновационных учебных материалов» в 2008 году. В городских конкурсах учебных кабинетов лицейские кабинеты физики, географии удостоены первого места, кабинет химии – второго места, кабинет истории отмечен дипломом.

Внутрилицейская научно-методическая система направлена на стимулирование внутренних «сил саморазвития» (самообразования, самовоспитания, рефлексии) учителя, в целом всего педагогического коллектива. Развитие мотивационной, содержательной, технологической готовности учителей лицея к инновационной деятельности привело к их стремлению непрерывно повышать свой профессиональный уровень. За время работы лицея в режиме экспериментальной площадки все учителя неоднократно прошли курсовую подготовку и стажировки при НИПКиПРО, НГПУ, ГЦРО, ОблЦИТ, в системе дистантного обучения в ведущих вузах страны, в т.ч. при МГУ. Они овладели информационными технологиями в обучении, свободно владеют техническими средствами обучения нового поколения. Из 83 педагогов лицея 49 имеют высшую, 24 первую квалификационную категории. 6 педагогов стали победителями конкурса на звание «Лучший учитель».

Научно-методический совет руководит деятельностью 7 научно-методических кафедр лицея – это кафедры филологии и культурологии, математики и информатики, политехнического цикла, валеологии и физической культуры, кафедра иностранных языков, начальной школы, общественных наук и экономики. Их возглавляют лучшие учителя лицея – люди неутомимые, творческие, настоящие мастера педагогического труда, обладающие качествами лидеров, способных вдохновить, сплотить и вести за собой коллектив. Кафедры оказывают необходимую помощь учителю в росте его мастерства, профессиональной компетентности, что связано с развитием умений определять оптимальность планирования и проектирования процесса обучения, умения, которые позволяют оптимально реализовать план обучения, анализировать результаты этого процесса на основе педагогического мониторинга. Кафедры занимаются организацией контроля результатов учебного процесса, координацией и стимулированием работы по развитию познавательной активности учащихся во внеурочной работе по предметам. При каждой кафедре работают секции лицейского научного общества учащихся, предметные кружки, олимпиадные группы, руководимые учителями, научными консультантами высших учебных заведений, научных институтов. Учителя кафедр выявляют учащихся, проявляющих интерес и имеющих склонность к углублённому изучению учебных предметов, организуют их пролонгированную деятельность.

Стержнем работы всех кафедр является обеспечение эффективности обучения учащихся через применение активных методов организации учебной деятельности, дифференциацию и индивидуализацию заданий по степени сложности; привлечение внимания учащихся к целям обучения, содержанию знаний, к процессу учебной работы и её результатам, формирование на этой основе интереса к обучению. Очевидны условия эффективности управленческого воздействия в деятельности кафедр, педагогов лицея:

– совместная работа хорошо спланирована и организована;

– педагоги понимают и принимают цели совместной работы, осознают каких и когда результатов от них ожидают;

– они заинтересованы в получении ожидаемых результатов и испытывают удовлетворение от своей работы;

– самоуправление своевременно реагирует на происходящие изменения на основе оперативной информации;

– профессиональные контакты между педагогами отвечают общепринятым критериям.

Все кафедры обеспечивают эффективность обучения через применение активных методов организации учебной деятельности, дифференциацию и индивидуализацию заданий по степени сложности; привлечение внимания учащихся к целям обучения, содержанию знаний, к процессу учебной работы и её результатам, формирование на этой основе интереса к обучению, включение в исследовательскую деятельность. Среди наших учащихся – выпускники, получившие 100 баллов на итоговой аттестации в форме ЕГЭ, победители олимпиад и научно-практических конференций, вошедшие в Золотую лигу, награждённые серебряным крестом «Национальное достояние».

Инновационная деятельность обусловила открытие экспериментальных площадок по информатизации образования и по изучению английского языка – «Оксфордское качество». Научно-методические и практико-ориентированные рекомендации и разработки площадок ложатся в основу перспективного стратегического планирования самого лицея, а также учитываются в деятельности ОУ – членов Новосибирской Ассоциации лицеев и гимназий.

Опыт нашей работы был представлен перед педагогической общественностью и получил её высокую оценку: в 2006 году проведена региональная научно-практическая конференция в рамках Ассоциации лицеев и гимназий – «Довузовское образование: опыт, проблемы, перспективы. Научно-методическое партнёрство в сфере образования»; в 2007 году – региональная научно-практическая конференция «Приоритетные направления инновационного развития образования»; в 2008 году – творческий отчёт «Развитие ключевых компетенций учащихся как приоритетное направление работы педагогического коллектива лицея». Более 30 публикаций научно-методических материалов отразили процесс и результаты опытно-экспериментальной работы. За отчётные четыре года мы участвовали в 14 районных, 10 городских, 7 федеральных, 4 международных профессиональных конкурсах, подтвердивших эффективность системы управления качеством образования в лицее, научно-методического сопровождения инновационных процессов. Ежегодные экспозиции и презентации на Сибирской ярмарке «Учсиб» имеют своей целью презентацию лучшего опыта педагогического опыта лицея, обобщенного в методических материалах и мероприятиях, использование интеллектуального, инновационного потенциала выставки как ресурса дальнейшего развития образования. Большими золотыми медалями ярмарки отмечены: новаторский проект управления качеством лицейского образования, программно-методическое обеспечение профильного обучения, воспитательная технология развития личности лицеиста. Четырьмя золотыми медалями международного образовательного форума «Учсиб» лицей награждён за разработку программно-аналитической документации, обеспечивающей качество образования в ОУ, за сборник материалов по организации экономического образования, за проект «Управление инновационными процессами в системе лицейского образования» и за проект «Государственно-общественное управление на основе социального партнёрства с родительской общественностью». Четырьмя малыми золотыми медалями отмечены проекты «Экономическое стимулирование инновационного развития лицея в условиях перехода на новую систему оплаты труда», «Модель управления качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга», комплект материалов по информатизации образовательного пространства лицея, сборник учебно-методических пособий и материалов по применению информационных технологий. В 2009 году коллектив представлял опыт работы в трёх турах городского конкурса «Школа года – 2009» по 5 номинациям: «Управление школой», «Эксперимент и инновации», «Эффективные образовательные технологии в деятельности образовательного учреждения», «Школа здорового образа жизни», «Становление гражданской позиции школьников», стал призёром конкурса, победителем в номинации «Управление школой», награждён Диплом III степени.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела