Использование информационных технологий в реализации экологического образования, воспитания, просвещения
В третьем тысячелетии человечество столкнулось с целым рядом глобальных экологических проблем, приводящих к ухудшению качества жизни и здоровья людей, ставящих под вопрос возможность существования жизни на Земле. Необходимо научить людей жить и работать в согласии с окружающей средой. Интегративная сущность таких понятий, как экологическая ответственность, ответственное отношение к окружающей среде, экологическая культура, говорит о том, что экологическое образование по своей сути имеет сложный, комплексный характер, а его содержание поаспектно раскрывается не только системой учебных предметов школы.
В настоящее время в педагогической науке ведется интенсивный поиск путей и средств совершенствования экологического образования. По мнению современных педагогов-экологов, содержание экологического образования представляет собой совокупность межпредметно-экологических идей, научных экологических и нравственно-экологических знаний (понятий, представлений, фактов), интеллектуальных и практических умений и навыков, социально выработанного опыта творческой деятельности, подлежащих усвоению учащимися в процессе формирования у них ответственного отношения к природе.
Содержание экологического образования представляет собой динамичное, постоянно развивающееся явление. Приоритетной целью экологического образования (включая воспитание) и просвещения является формирование экологической культуры населения как неотъемлемой части общечеловеческой культуры, способствующей здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию.
Важнейшим элементом экологической политики любого государства, с которого она должна начинать реализацию своей экологической функции, является формирование соответствующего экологического мониторинга, создание основы информационного обеспечения экологической политики. Основой развития современного общества становятся информационные технологии – технологии получения, переработки информации и создания новых коммуникаций. Неравномерность распределения ресурсов в мире – природных, интеллектуальных, рабочей силы – актуализирует процессы обмена этими ресурсами и соответственно коммуникации между различными регионами мира. Информационное общество несет с собой новый стиль жизни, новую культуру, распространяя ее независимо от пространственной и временной отдаленности. Мгновенность и доступность передачи информации на большие расстояния стирают географические границы, усиливают интеграцию специалистов, ученых, общественности до глобальных масштабов.
Экологическая информированность населения создает предпосылки принятия грамотных управленческих решений. В этой связи особую значимость приобретает использование способов формирования социальных установок, механизмов управления общественным сознанием средствами массовых коммуникаций.
В настоящее время актуальной является необходимость формирования экологического информационно-образовательного пространства, обеспечивающего познавательный, нормативный и деятельностный компоненты содержания экологического образования. Современное состояние использования информационных технологий способно существенно влиять на формирование содержания экологического образования, воспитания, просвещения. Важным звеном в системе формирования экологического мировоззрения, экологического поведения и экологической культуры всех слоев населения является информационно-просветительская деятельность.
|
Экологическое просвещение и информирование населения рассматривается в настоящее время в качестве одного из приоритетов направлений экологической и информационной политики государства. Организация экологического информирования населения должна осуществляться через средства массовой информации, в том числе, через интернет-ресурсы. Электронные ресурсы отличает доступность, качество представленной информации, разнообразие и удобство сервисов. К успешным проектам такого рода следует отнести и электронную газету «Интерактивное образование» с нашей рубрикой «Экологическое просвещение».
|