Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(3) Лариса Викторовна Панфилова,

учитель информатики и ИКТ
высшей квалификационной категории,
руководитель лаборатории информационного развития
МБОУ гимназии № 6 «Горностай»
Советского района г. Новосибирска,

победитель национального проекта  «Образование»

в номинации «Лучший учитель России» (2008 г.)



Марина Юрьевна Валевская,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории,
заведующая кафедрой иностранных языков
МБОУ гимназии № 6 «Горностай»
Советского района г. Новосибирска

Перспективные направления информатизации образовательного процесса в гимназии (технология контекстного обучения)

Развитие человека – есть развитие его способностей.

С.Л. Рубинштейн

 

ХХI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в ХХI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?

Безусловно, эти вопросы волнуют современного учителя. Мы понимаем, что выпускник современной школы должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к меняющимся условиям жизни, обладать высоким уровнем толерантности. И одной из важнейших задач, стоящих перед учителями нашей гимназии, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

Направления и приёмы использования ИКТ на уроках

Современная жизнь требует от ребят мышления высокого уровня, способности адаптироваться в широком спектре ситуаций. Очевидно то, что новые технологии обучения порождают новые формы учения, но проблема заключается в поиске оптимальных методических методов для создания информационной базы и осуществления интеграции электронных средств и традиционных средств обучения, что, в общем-то, и ведет к использованию новых информационных технологий.

Соперничество с другими источниками информации, которые быстро распространяются и становятся все более доступными молодому поколению, ставит перед нами новые вопросы, касающиеся информационно-методического обеспечения. Изменение традиционных форм организации учебной деятельности позволяет нам создать методическую базу для растущих информационных потребностей участников всего образовательного процесса, и данное направление будет способствовать повышению его качества.

Данные направления способствуют обеспечению образовательных потребностей обучаемых и организации учебного процесса на основе индивидуализации учебной деятельности. Актуальность предлагаемых направлений работы заключается в полной включенности обучаемого в учебную деятельность за счет его заинтересованности в результате, в возможности общения в пределах «сети», поиск и обобщение информации, представление проекта на конференции, участие в проектах различного уровня.

Предлагаемая нами модель формирования информационной и гражданской культуры обучаемых заключается в организации образовательного процесса во внеурочное время и базируется на трех основных направлениях:

  • Формирование информационной компетентности и основ информационной культуры обучаемых начального звена посредством организации работы в сотрудничестве с родителями. Организация работы по данному направлению предполагает проведение для группы учащихся во внеурочное время занятий в течение учебного года, основанных на проектной методике. Предлагаемая тема проекта «Мой край. Моя малая родина».
  • Повышение уровня информационной и гражданской культуры обучаемых среднего звена. Данное направление предполагает организацию внеурочных занятий с использованием ресурсов глобальной сети Интернет по английскому, французскому и немецкому языкам на тему «Я – гражданин России. Правовые отношения в разных странах. Авторское право».
  • Формирование социальной компетенции обучаемых старшего звена через проектно-исследовательскую деятельность «Моя гражданская позиция. Возможности для молодых людей в современном мировом сообществе» посредством организации работы с иноязычными сайтами и клубной деятельности «Имею право» (дискуссии на темы гражданского, авторского права, проведение игр «Если бы я был президентом»). Работа по экологическому направлению (сотрудничество с Сибирским Экологическим Центром, разработка собственных ресурсов, в том числе сайта www.gornostay-6.ucoz.ru с целью формирования экоцентрического типа сознания, предопределяющего экологически-ориентированное отношение Человека к Природе).

Комплексная работа по данным направлениям позволит заложить основы для эффективного и функционального образовательного пространства, сочетающего формирование информационной культуры, историко-патриотического воспитания, культуры взаимодействия и социализации обучаемых в разных предметных областях.

Предлагаемые занятия по данным направлениям ориентированы на обучаемых, которые владеют основами работы на компьютере и с периферийными устройствами, базовыми функциями работы с файлами (копирование, вставка, открытие/закрытие/сохранение файлов, использование мыши и т.д.) и принципами работы в операционной системе.

Работа по предложенным направлениям помогает преподавателям иностранного языка организовать активное взаимодействие обучаемых через проектно-исследовательскую работу, тем самым осуществляется межпредметная и межкультурная коммуникация.

Особенности занятия, на котором используются ИКТ

В основе методических разработок, предлагаемых для изучения отдельных курсов или уроков, в рамках предложенных проектов и направлений лежит стратегия интеграции обучения навыкам информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе.

Мы предусматриваем основную цель для каждого направления, и это приобретение учащимися функционального навыка ведения проектной и учебно-исследовательской работы: создание познавательной базы исследовательской компетентности в рамках учебного предмета, возможность участия в проектах, конференциях, ознакомление с работой электронной почты, формирование навыков работы с поисковыми серверами, развитие базовых способностей к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу, приобретению исследовательского опыта.

Информационные технологии рассматриваются в предложенных курсах не просто как самостоятельный учебный предмет, а как универсальный инструмент, способный помочь в решении самых разнообразных проблем современного человека.

Курсы включают в себя творческое освоение и использование настольных приложений Microsoft Office XP; предлагаемый подход позволяет увидеть программы Microsoft Office «в действии», как практически-ориентированную и полезную систему.

К педагогическим целям курсов относится овладение информационными технологиями на основе коммуникативной и проектно-исследовательской деятельности обучаемых, связанной с решением вопросов обществоведения, естественно-научных дисциплин, филологии и искусства. Предлагаемые направления ориентированы на рассмотрение этических вопросов и способствуют развитию критического мышления; также предлагаются задания, ориентированные на разработку собственных мини-проектов.

Задания предполагают совместную работу учащихся в команде, как правило, состоящей из четырех человек. Для разработки проекта обучаемым предлагается воспользоваться несложным, пошаговым руководством (в виде текста, презентаций, ссылок на интернет-ресурсы), которые содержат практические советы и инструкции, а также алгоритмические описания выполнения некоторых задач с использованием приложений Microsoft Office XP.

Интегрированные проекты позволят развить компьютерные навыки, благодаря использованию информационных и коммуникационных технологий для доступа, анализа и оценивания полученной информации, которая необходима для выполнения различных задач. Обучаемым предоставляется возможность самостоятельно выбирать технологии, подходящие для выполнения конкретных задач, синтезировать знания, решать поставленные задачи, оценивать результаты работы. Обучаемые смогут создать цифровую информацию для эффективного общения; передать результаты своей работы в электронном виде с помощью различных средств; использовать технические средства для облегчения работы с аудиторией.

В рамках учебных курсов учащимся предоставляются возможности для:

  • – использования программы Microsoft Word для создания и форматирования документов; создания информационных бюллетеней (в виде простых документов или документов на уровне настольных издательских систем);
  • – сбора, анализа и управления данными для разработки отчетов и анализа результатов в программе Microsoft Excel;
  • – поиска, сбора, анализа и систематизации данных, полученных благодаря работе в сети Интернет и с другими источниками информации;
  • – создания и определения структуры презентаций, в которых используются графика, анимация и звуки, с помощью программы Microsoft PowerPoint;
  • – использования приложения Microsoft Access с целью создания баз данных для хранения, организации и сортировки важной информации;
  • – общения по электронной почте с помощью программы Microsoft Outlook;
  • – делового общения при совместном решении вопросов.

Каждое направление имеет практическую часть – представить результаты своей работы в удобной для восприятия форме. Оценка знаний и умений проходит в виде защиты проекта. Предполагаемые формы реализации проекта – учебно-ролевая экспедиция (экскурсия), игры-путешествия, конференции по проблемам исследований, выпуск альбома/альманаха, представление проекта, систематизация справочного материала и создание картотеки, создание дополнительных учебных материалов.

В результате у обучаемых формируется навык работы с поисковыми серверами, способность строить эффективные коммуникации; развиваются базовые способности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу, приобретению исследовательского опыта; происходит прочное усвоение базовых коммуникативных навыков и приемов обсуждения актуальных жизненных проблем, тем самым формируется исследовательская компетентность в рамках учебного предмета и готовность к участию в проектах.

  • Результатом предлагаемого направления работы являются проекты, ориентированные на межкультурное общение молодых людей в рамках обменных программ и организованные учителями иностранных языков.
  • О современном уроке…

Современная система образования применяет достаточно широко ЦОР и ЭОР, без которых уже невозможно представить современный урок, но и положительные стороны материала, представленного в учебнике также достаточно очевидны. По нашему мнению:

Современный урок это:

– не только передача суммы сведений в той или иной учебной области;

– воспитание личностных компетенций учащихся.

Ученик должен:

– самостоятельно осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей;

– уметь анализировать информацию;

– уметь применять полученные знания.

Успешность современного урока зависит от:

– личности учителя;

– его профессионализма;

– современности использованных им методик;

– индивидуального подхода к ученикам;

– использования различных средств ИКТ, грамотного использования ресурсов Интернета.

В настоящее время проектно-ориентированное обучение уже стало нормой для создания плодотворного сотрудничества думающего учителя и заинтересованных учеников. Очевидно, что сам урок, в условиях информатизации образования должен видоизменяться, прежде всего, МЕТОДИЧЕСКИ. Но именно урок является главной формой работы, направленной на развитие творческой инициативы и стремления к саморазвитию.

Процесс информатизации образования предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий и при изучении иностранных языков. Необходимость объективного применения языковых знаний возможна при использовании на уроках не только ЦОР, но и ЭОР. В настоящее время уже предлагается большое количество интернет-ресурсов для изучения основных аспектов как лексических, так и грамматических, а также возможности для формирования фонематического слуха. Поэтому различные формы тестирования или использование подкастов становятся актуальной частью современного урока.

 

Карта курсов

Содержание программы курсов «Теперь я - ученик Гимназии», «Моя малая Родина», «История моего края»

№ урока Тема Цели Содержание Методы работы Формы самостоятельной работы
1-5 Моя гимназия. История, традиции. Мои одноклассники. Развивать навык поисково-информативного чтения Демонстрация приемов работы с текстовой информацией Проблемно-поисковый План-конспект
6-8 Я живу в Советском районе. Формировать навыки работы с Интернет ресурсами Демонстрация приемов работы с Интернет ресурсами Проблемно-поисковый эвристический Поиск, накопление материала
9-12 Город Новосибирск. Гимназии в нашем городе. Формировать навыки работы с Интернет ресурсами Демонстрация приемов работы с Интернет ресурсами Проблемно-поисковый эвристический Поиск, накопление материала
13-16 История моего города. Развивать навык поисково-информативного чтения Демонстрация приемов работы с текстовой информацией Проблемно-поисковый План-конспект
17-21 Флора Фауна Формировать навыки работы с Интернет ресурсами Демонстрация приемов работы с Интернет ресурсами Проблемно-поисковый эвристический Поиск, накопление материала
22-34 Проектирование -осуществить поиск при помощи традиционных и специализированных поисковых систем, -определить формы/способы обработки данных при оформлении итогов работы, -составить план проекта, -оформить результаты проекта, -представить результаты проекта. эвристический Мини-проект


Содержание программы курсов «Права и обязанности граждан различных государств», «Моя страна», «Авторское право в России и других странах»

№ урока Тема Цели Содержание Методы работы Формы самостоятельной работы
1-5 Российская федерация. Политика страны. Правительство. Развивать навык поисково-информативного чтения Демонстрация приемов работы с текстовой информацией Проблемно-поисковый План-конспект
6-8 Международные отношения. Вооруженные силы. Формировать навыки работы с Интернет ресурсами Демонстрация приемов работы с Интернет ресурсами Проблемно-поисковый эвристический Поиск, накопление материала
9-12 Образование. Национальный язык. Формировать навыки работы с Интернет ресурсами Демонстрация приемов работы с Интернет ресурсами Проблемно-поисковый эвристический Поиск, накопление материала
13-16 Права и обязанности. Развивать навык поисково-информативного чтения Демонстрация приемов работы с текстовой информацией Проблемно-поисковый План-конспект
17-21 Авторское право. Формировать навыки работы с Интернет ресурсами Демонстрация приемов работы с Интернет ресурсами Проблемно-поисковый эвристический Поиск, накопление материала
22-34 Проектирование

-осуществить поиск при помощи традиционных и специализированных поисковых систем,

-определить формы/способы обработки данных при оформлении итогов работы,

-составить план проекта,

-оформить результаты проекта,

-представить результаты проекта.
эвристический Мини-проект

 

Содержание программы курса «Имею право»

Содержание Количество часов
1 Понятие об исследовательской работе. Особенности сетевого общения. Задачи, функции и требования, предъявляемые к сетевому общению; значение новых лексических единиц, в том числе специализированных терминов. 3
2 Нормы сетевого этикета. Ознакомить с возможностями использования электронной почты в разрабатываемых проектах. Ознакомить с особенностями работы с электронными письмами MS Outlook Express. Ознакомить с правилами сетевого этикета. 4
3 Работа с поисковыми серверами. Ознакомить с существующими в Интернете поисковыми машинами. Создать список полезных ресурсов. 4
4 Работа с сайтами. Ознакомить с использованием мультимедийных энциклопедий. Ознакомить с использованием Интернет технологий в проектной деятельности. 3
5 Практические занятия
  1. Где можно получить образование
  2. Выбор профессии
  3. Права и обязанности
  4. Трудоустройство
7
6 Создание проекта Цель: Научить проводить исследование, создать свой информационный продукт, что дает возможность для обмена идеями, достижениями и инновациями
  1. Определить цель исследования
  2. Составить план хода исследования
  3. Провести исследование
  4. Сформулировать вывод по результатам исследования
  5. Оформить результаты исследовательской работы
14

 

Учебно-тематический план курса

№ занятия

Тема

Кол-во часов

В том числе

Предполагаемы результаты

теория

практика

1-3

Особенности сетевого общения

3

1

2

-требования, предъявляемые сетевому общению;

- лексические единицы и специализированные термины;

- давать дефиниции к специализированным терминам;

- использование одноязычных словарей;

- выделять необходимую информацию, заполнять обобщающие таблицы.

4-7

Нормы сетевого общения

4

1

3

- требования, предъявляемые к письменному общению,

- значение новых лексических единиц, в том числе молодежных сленговых единиц,

- давать (письменно) фактическую информацию, свои комментарии по обсуждаемому вопросу,

- делать обобщения и выводы,

- правильно оформить письмо (начало и заключение),

- адекватно использовать лексико-грамматические средства

8-10

Работа с поисковыми серверами

4

1

3

- осуществлять поиск при помощи традиционных и специализированных поисковых систем,

- организовать работу с Интернет ресурсами на поиск данных через систему новостного поиска,

- пользоваться электронными словарями,

- находить в общей поисковой системе запрашиваемую информацию,

- анализировать и обобщать найденную информацию и уметь представить её.

11-20

Работа с сайтами

10

3

7

- выполнять поиск,

-создать базу «полезных сайтов»,

- создать инструментарий для определения «полезности» данного сайта

21-36

Создание проекта

16

3

13

- осуществлять поиск при помощи традиционных и специализированных поисковых систем,

- определить формы / способы обработки данных при оформлении итогов работы, способы отражения этапов исследования, авторской позиции,

- определить цель исследования,

- составить план хода исследования,

- провести исследование, анализ,

- сформулировать вывод по результатам исследования, анализа, анкетирования,

- оформить  результаты исследования, опроса, анкетирования,

- представить результаты исследования.

 

 

Уровень разработки проекта

Этап подготовки – 2 часа

Деятельность учителя

  1. Письменное и устное анкетирование
  2. Поиск, обзор и анализ материала в печатных изданиях, электронных источниках

Деятельность учащихся

  1. Участие в анкетировании
  2. Локализация сферы поиска

Организационный этап – 2 часа

Деятельность учителя

  1. Организация проектной деятельности:

-инициирование идеи проектов

-инструктаж участников

  1. Консультации участников
  2. Организационная помощь

Деятельность учащихся

  1. Обсуждение идеи проекта

-одобрение темы и проблематики в ходе групповой дискуссии

-постановка задач

-выбор вида проектной работы

  1. Прогнозирование объема работы по проекту, планирование этапов работы по проекту
  2. Подготовка материалов для систематизации информации (анкет, таблиц, диаграмм и т.д.)

Уровень реализации проекта

Поисково-исследовательская работа – 7 часов

Деятельность учителя

  1. Консультации учащихся
  2. Корректировка деятельности (замечания, дополнения, уточнения)
  3. Проверка логики рассуждения учащихся
  4. Регулировка порядка проектной работы
  5. Оказание необходимой помощи

Деятельность учащихся

  1. Работа с источниками информации
  2. Обзор, анализ и систематизация материала
  3. Индивидуальное или групповое планирование заданий
  4. Подведение итогов выполненных заданий

Этап оформления проектных работ – 7 часов

Деятельность учителя

  1. Консультации учащихся и координация их деятельности
  2. Помощь в оформлении результатов и организации презентации
  3. Разработка критериев оценки полученных результатов

Деятельность учащихся

  • Обсуждение результатов проектной деятельности
  • Оформление результатов, согласно выбранной теме документации
  • Организация презентации проекта

Публичная презентация – 2 часа

Деятельность учителя

  1. Оценивание достигнутых результатов

Деятельность учащихся

  1. Публичное выступление
  2. Обмен мнениями
  3. Подведение итогов

Этап рефлексии – 1 час

Деятельность учителя

  1. Рекомендации
  2. Окончательное подведение итогов деятельности

Деятельность учащихся

  1. Анализ и обобщение полученных результатов
  2. Оценка и самооценка проектов
  3. Выводы и обобщения

занятие

содержание

Деятельность

учителя

Деятельность

обучаемого

1-2

Формулирование и обсуждение тем проектов, основополагающих и тематических вопросов.

1.Инициирование проектной деятельности

2.Инструктаж участников;

1.Определить тему проекта.

2.Поиск и анализ информации.

3-4

Создание папок для хранения материалов проекта на компьютере. Заполнение электронной визитной карточки проекта.

1.Консультации участников;

2.Организационная помощь.

1.Анализ имеющийся информации;

2.Пошаговое планирование работы.

5-6

Корректировка материалов проекта и подготовка их к защите. Поиск дополнительных ресурсов.

Иллюстрирование презентаций, эффекты анимации, использование звуковых и видео-файлов.

1.Планирование сценариев презентаций;

7-8

Анализ и обсуждение хода защиты, оценка проекта, внесение корректив в описание проекта, сохранение материалов.

Активизация самостоятельной работы учащихся с помощью дидактических материалов

1.Обсуждение результатов проектной деятельности;

2.Оформление результатов, согласно выбранной форме представления;

3.Организация презентации проекта.

9-10

Публичная презентация проекта.

Активизация самостоятельной работы

1.Публичное выступление;

2.Обмен мнениями;

3.Подведение итогов.

11-12

Итоговое анкетирование.

Активизация самостоятельной работы

1.Анализ и обобщение полученных результатов;

2.Оценка и самооценка проектов;

3.Выводы и обобщения.


Форма урока, ориентированного на формирование информационной и коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Be environmentally friendly

Aims:

  • Identify reasons for surfing the NET.
  • Prepare to search the information you are in   need.
  • Search the Web for information.
  • Project work.

Objectives: to evaluate personal knowledge, to be aware of the process of searching the Web, to design the project.

  • Identify reasons for surfing the NET.

You can save yourself lots of time if you ask these two basic questions before you begin searching on the Internet.

  • Which kinds of online sources (eTexts, online magazines, online newspapers etc.) should I look for?
  • Where would I be most likely to find that particular online source?

When you search for something on the WWW, open a word processing file at the same, and copy and paste useful information on your word processor text.

The World Wide Web is growing very fast and covers a lot of information on an extremely wide variety of topics from all over the world. It is user-friendly-most sites are linked to other related WWW sites, and you can link to other sites just by clicking on words or images. There are many useful search engines. WWW can present letters, pictures, sounds, and even video. You can print or download files you see on WWW easily and quickly.

Click on "Useful World Wide Web (WWW) Sites."

Click on anything in the table of contents you are interested in.

http://www.multcolib.org/kids/

Do a survey and learn to evaluate the sites.

http://www.avon.k12.ct.us/enrichment/Enrich/quickgr4-0.htm

2. Prepare to search the information you are in need.

  • Think of social activities and ways for solving the present ecological situation.

trend                                                 social activities                                 ways

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________ 

  • Choose the trend you would like to research from the choices

______

3. Search the Web for specific information

Do It Yourself Landscape Design

Discover the "what to do and how to do it" of creating your own landscape design and landscaping ideas Explore the websites and study courses of two or there schools

http://www.the-landscape-design-site.com/

Selection and Arrangement of Flower Bed Plants

http://landscaping.about.com/od/perennialflowers/ss/planting_beds.htm

  • Be real friends to animals

Find information about their life, habits and their characteristics as well as a lot of wild animal photos and pictures.

http://greeneffect.nationalgeographic.com/?source=email_mww_20090605

http://www.wildanimalsonline.com/

http://www.zoobooks.com/

  • Common illegal dumping problems

http://www.lga.sa.gov.au/site/page.cfm?u=1885

   http://www.smokiesstore.org/

      http://www.littleriverwatershed.org/

  • Organize a special programs for kids

http://www.gsmit.org/

  • National Parks

http://www.nps.gov/grsm/planyourvisit/cadescove.htm

http://www.wonder-world.ru/nacionalnye-parki-ssha-josemiti-kaliforniya/

  • National Organization

http://www.wwf.ru/about

  • Stray animals

http://www.wspa-international.org/wspaswork/strayanimals/Default.aspx

Your ideas_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Choose the problem

“Topic”_______________________________________________________________________

URL_________________________________________________________________________

Main idea______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Necessary facts and information____________________________________________________

______________________________________________________________________________

Social activities_________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Real help______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Expected results________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

4. Project work

Create a brochure / presentation  -  your first impression of the investigating project.

  1. Use pictures from the Web.
  2. Include information about the topic. You may copy and paste text if you like.
  3. Include the URL(s) of the websites(s) you used.
  4. Save the file as YOURNAME ___________.
  5. Share your projects with your friends.

Useful source for you to create the presentation http://www.gifpark.ru/index.htm

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела