Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(8) Олеся Игоревна Смирнова,
методист отдела развития семейных форм устройства
МБУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг»
г. Новосибирска

Ошибки семейного воспитания

Родители составляют первую общественную среду ребёнка и играют важную роль в его жизни. Наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. Отношения с малышом, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, и поражения, и победы. Многие папы и мамы неправильно понимают мотивы и цели воспитания, преувеличивают основные возможности воспитательного процесса.

Воспитание как потребность в эмоциональном контакте. У человека как существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки – направленность на психический облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. Причем речь идет о существовании двустороннего контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. Потребность в таком гармоничном эмоциональном контакте испытывает каждый здоровый человек независимо от возраста, образования, ценностных ориентаций.

Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается «вставленной» именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта. Малыш становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь множество. Это и родители, по тем или иным причинам испытывающие затруднения в контактах с другими людьми, и одинокие матери, посвятившие все свое время внукам бабушки. Чаще всего при таком воспитании возникают большие проблемы. Папы и мамы бессознательно ведут борьбу за сохранение «объекта» своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребенка за пределы семейного круга.

Воспитание как потребность смысла жизни. Большие проблемы возникают в общении с сыном или дочерью, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни, которая, согласно анализу польского психолога К. Обуховского, характеризует поведение взрослого человека. Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не способен мобилизовать все свои способности в максимальной степени. Удовлетворение такой способности связано с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его действий. Значит ли это, что человек всегда осознает общий смысл своих действий, своей жизни? Очевидно, нет, но каждый стремится в случае необходимости найти смысл своей жизни.

Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребенке. Мать, отец или бабушка могут считать, что смыслом их существования является уход за физическим состоянием и воспитанием своего чада. Они не всегда могут это осознавать, полагая, что цель их жизни в другом, однако счастливыми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребенок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий смысл». Ярким примером этому служит мама, не желающая терять положение «опекунши», которая собственноручно моет пятнадцатилетнего парня, завязывает ему шнурки на ботинках, так как «он это всегда плохо делает», выполняет за него школьные задания, «чтобы сыночек не переутомился». В результате тот получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына преследуется с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для мальчика очевиден.

Воспитание как потребность достижения. У некоторых родителей воспитание детей побуждается так называемой мотивацией достижения. Мамы и папы стремятся добиться того, что не удалось их родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Отец хотел стать врачом, но ему это не удалось. Так пусть же ребенок осуществит отцовскую мечту! Мать мечтала играть на фортепьяно, но условий для этого не было, и теперь малышу нужно интенсивно учиться музыке. Подобное поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он – продолжатель нашей жизни».

В результате ребята лишаются необходимой независимости, искажается восприятие присущих им задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности детей, которые отличны от тех, что связаны с запрограммированными целями. Ребенок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается полным фиаско. Но подросток может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ним и «предками».

Воспитание как реализация определенной системы. Организацию воспитания в семье по определенной системе можно считать вариантом реализации потребности достижения. Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные папаши и мамаши, которые уделяют своим чадам немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой и в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации.

Можно проследить даже историю формирования таких воспитательных целей, возникающих нередко как дань определенной моде на воспитание. Некоторые взрослые следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать прежде, чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет споковскую модель воспитания. Несомненно, у каждой из этих воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного и важного. Здесь речь идет лишь о том, что некоторые родители следуют тем или иным идеям и методам воспитания слишком послушно, без достаточной критики, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка. Интересно, что главы семейств, следующие воспитанию по типу реализации системы, внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность – относительная невнимательность к индивидуальности психического мира своих детей.

Воспитание как формирование определенных качеств. Проблемы независимости обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определенного желательного для родителей качества. Под влияние прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным качеством». Например, взрослые уверены в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми.

В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития их воспитанника, либо с присущими ему индивидуальными качествами характера, проблема независимости становится особенно очевидной. Типичным и ярким примером может служить ситуация, когда увлечение спортом приводит к тому, что супруги строят планы о совместных семейных походах, катании на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что в их мечтах о будущем ребенке им видится все-таки мальчик... Появляется девочка. Но воспитание строится по заранее запрограммированному «сверхценному образцу». Подчеркнутый мужской стиль одежды, несколько излишнее для девочки обилие спортивных упражнений, скептическое, насмешливое отношение к играм с куклами и даже шутливое, вроде бы ласковое прозвище Сорванец тоже мужского рода. Все это может привести к отрицательным последствиям в психическом развитии и даже вызвать тяжелое заболевание у ребенка. Здесь двойная опасность. Во-первых, у девочки могут сформироваться черты противоположного пола, препятствующие правильной и своевременной половой идентификации. Иными словами, может быть искажено осознание себя как будущей женщины. Во-вторых, навязывая ребенку не присущие ему самому качества, родители как будто убеждают свое чадо в том, что такой, какой есть, он не нужен. А это самый неприемлемый, самый опасный для психического развития ребенка стиль отношения к нему.

Казалось бы, что если единственным или основным мотивом воспитания является потребность эмоционального контакта или потребность достижения, или потребность смысла жизни, то воспитание проводится на укороченной дистанции, и ребята ограничиваются в своей самостоятельности. При реализации определенной системы воспитания, когда его мотив как бы отодвигается от ребенка, дистанция может быть любой. Это определяется уже не столько личностными установками родителей или особенностями детей, сколько рекомендациями избранной системы. Но проблема независимости отчетливо проявляется и здесь. Она выглядит как проблема несвободы ребенка в проявлении присущих ему индивидуальных качеств. Подобно этому регулирующие воспитание сверхценные мотивы мам и пап ограничивают свободу развития присущих малышу задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.

Некоторые авторы научных статей пытались проследить, как связаны черты характера родителей с чертами характера ребенка. Многое зависит от типа нервной системы малыша, от условий жизни семьи. Одна и та же доминирующая черта личности или поведения отца или матери способна в зависимости от разных условий вызывать самые разные формы реагирования, а в дальнейшем и устойчивого поведения их сына или дочери. Например, резкая, вспыльчивая, деспотичная мать может вызвать в своем ребенке как аналогичные черты (грубость, несдержанность), так и прямо противоположные (подавленность, робость).

Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего «единственного и неповторимого». Ответ таков: цель и мотив воспитания ребенка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание. Все это придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер. Именно поэтому будущим мамам и папам, которые хотели бы воспитывать своего малыша не стихийно, а сознательно, необходимо начать с анализа самих себя, с особенностей своей собственной личности.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела