Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(3) Татьяна Борисовна Карыткина,
педагог-психолог
отдела развития семейных форм устройства
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
МБУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг»

Психологическая поддержка как важный фактор адаптации ребёнка к приёмной семье

Семья для приёмных детей, несомненно, является незнакомым пространством, с новым окружением и отношениями. Адаптация – процесс приспособления, привыкания организма к новым условиям, связанный со значительным напряжением всех его систем, – включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от его условий пребывания в учреждениях социальной защиты и образования, от сложившихся семейных отношений.

Адаптация к приёмной семье обычно протекает сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только родителям обычно видна лишь надводная часть айсберга – это поведение ребёнка, но и оно приводит их в смятение. Если бы взрослые знали, что творится в организме малыша! Детская душа на грани стресса или в полной мере ощущает стресс. В нем маленький человек пребывает постоянно, как под током сильного эмоционального и нервно-психического напряжения, не прекращающегося ни на минуту, потому что дети попадают в новую, неизвестную обстановку, сильно отличающуюся от атмосферы детского дома или школы-интерната. Представьте себе, что сила стресса, которую ощущают воспитанники в период адаптации к приёмной семье, равна той, что испытывает космонавт, отправляющийся в полет.

Этот факт объясняет, почему ребёнок «развивается назад». Присмотритесь внимательнее к нему: он здоровый или все-таки больной? Кажется, не то и не другое. Но ведь это просто нереально. Но как же нереально, если ваш воспитанник пребывает в особом, «третьем состоянии» между здоровьем и болезнью. Но постоянно находиться в таком состоянии нельзя. Поэтому сегодня-завтра он или действительно заболеет, или снова станет самим собой. Если выраженность стресса у малыша минимальна, то в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит вас сегодня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации.

Одним из важнейших факторов, способных сделать естественный процесс вливания в новую семью детей более интенсивным и успешным, является их психологическая поддержка. Если этого не будет, ребёнок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам. Психологическая поддержка – это процесс, в котором взрослые сосредоточиваются на позитивных сторонах и преимуществах малыша с целью укрепления его самооценки, которая помогает ему поверить в себя и свои способности, избежать ошибок и поддерживает его при неудачах.

Поддерживать приемных детей – значит верить в них. Поддержка должна быть основана на вере в прирожденную способность мальчика (девочки) как личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого он(а) считает значимым для себя. Вербально и невербально родители сообщают воспитаннику, что верят в его силы и способности. Ребятишки нуждаются в поддержке не только тогда, когда им плохо, но и тогда, когда хорошо. Взрослые, стремящиеся поддержать малыша, рассматривают не только события (поступок) в целом, но и стараются выделить отдельные, позитивные для него стороны.

Для того чтобы показать веру в нового маленького члена семьи, родители должны иметь мужество и желание забыть о прошлых неудачах воспитанника, помочь ему обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей.

Существуют высказывания, которые поддерживают детей и которые разрушают его веру в себя. Например, слова поддержки:

– Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

– Ты делаешь это очень хорошо.

– У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

– Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова разочарования:

– Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

– Ты мог бы сделать это намного лучше.

– Эта идея никогда не сможет быть реализована.

– Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Итак, для того чтобы поддержать ребёнка, необходимо:

1) опираться на его сильные стороны;

2) избегать подчеркивания промахов;

3) показывать, что вы им удовлетворены;

4) уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к воспитаннику;

5) уметь помочь ему разбить большие задания на более мелкие – такие, с которыми он может справиться;

6) проводить с ним больше времени;

7) внести юмор во взаимоотношения;

8) знать обо всех попытках ребёнка справиться с заданием;

9) уметь взаимодействовать;

10) позволить малышу самому решать проблемы там, где это возможно;

11) избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;

12) принимать его индивидуальность;

13) проявлять веру в него;

14) демонстрировать оптимизм.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 21)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела