Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные технологии и методики внеклассной воспитательной работы»
Выпуск №27 Февраль 2010 | Статей в выпуске: 140


Ольга Валерьевна Дежнева,
заместитель директора по УВР
первой квалификационной категории
МБОУ города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа «Перспектива»

Мария Петровна Ермошина,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа «Перспектива»,
Отличник народного просвещения

Управление организационным развитием школы

МБОУ СОШ «Перспектива» создана для обучения лиц, которым по состоянию здоровья лечебно-профилактическим учреждением здравоохранения рекомендовано индивидуальное обучение на дому. Школа реализует программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, разработанные с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся.

Если исходить из характеристик предложенных моделей, то наша школа больше всего соответствует 3 модели: смешанно-коллегиальная модель. При обучении по модели «смешанных способностей» разделение учащихся на тех, кому нужна помощь учителя, и тех, кто может работу выполнить без помощи учителя, заранее получив инструкцию, происходит в классе. Учитывая уровень подготовки и состояние психофизического здоровья, определяется форма обучения учащегося. Занятия могут проводиться в школе, на дому, комбинированно: часть проводится в образовательном учреждении, а часть на дому.

Если обучающийся занимается в школе, то форма обучения может быть:

– в классе (классно-урочная форма);

– индивидуальная форма;

– комбинированная форма (часть уроков проводится индивидуально, а часть занятий обучающийся посещает вместе с классом).

Выбор вариантов проведения занятий зависит от:

– особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся;

– сложности структуры их дефекта;

– особенностей эмоционально-волевой сферы;

– характера течения заболевания;

– рекомендаций лечебно-профилактического учреждения здравоохранения;

– возможностей доставки обучающегося в учреждение.

Смысл такого подхода заключается в том, чтобы организация процесса обучения позволяла учащимся с ограниченными возможностями здоровья получить полноценное общее образование, адаптироваться в современном обществе за пределами школы в этом динамичном, быстро меняющемся мире. Затрудняет решение этой сложной задачи для учителя:

– отсутствие адаптивных учебных пособий, методических рекомендаций по индивидуальной работе с учащимися;

– существенно влияет на эффективность учебного процесса отсутствие разработок содержания и методов надомного обучения;

– адаптация к условиям школы для учащихся и разработка программ и учебно-методических комплектов по предметам учебного плана.

Модель «смешанных способностей» обладает существенным потенциалом для индивидуального обучения. В рамках методических объединений организуется и планируется деятельность учителя: принимаются гибкие решения о времени изучения той или иной темы, о количестве часов на её прохождение, о формах проведения контроля ЗУН, содержательном наполнении диагностических работ.

Своеобразие учебного процесса в школе надомного обучения заключается в необходимости учитывать многообразие условий жизни и учения практически каждого ребенка. В настоящее время отсутствуют методические разработки для обучения в одном классе со столь широким спектром индивидуальных особенностей, обусловленным различными формами нозологии. Педагоги вынуждены адаптировать имеющиеся разработки и создавать новые.

В МБОУ СОШ «Перспектива» разработаны модифицированные программы на базе типовых. Эта проблема актуальна потому, что дети с хроническими заболеваниями и дети-инвалиды имеют специфические психологические особенности и личностные характеристики, что вынуждает учителей постоянно искать новые методы и способы эффективного педагогического взаимодействия с ними.

Исходя из выше изложенного, в рамках методических объединений было принято решение о модификации типовых программ. Модификацию целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

– сокращение содержания программы за счет тех тем, которые выходят за рамки обязательного минимума;

– ввод домашнего чтения и самостоятельной работы учащегося по изучению материала там, где это возможно и целесообразно;

– так называемое «сжатие темы» – сокращение часов на изучение ряда конкретных тем;

– обзорное изучение ряда тем;

– опора на межпредметные связи.

В рамках методического объединения организуется взаимопосещение уроков в образовательном учреждении, в других ОУ Центрального района. Планируется работа по самообразованию и прохождение курсов повышения и переподготовки на разных уровнях.

Воспитательная работа осуществляется классными руководителями и направлена на развитие личностного и коллективного взаимодействия обучающихся. Систематически проводятся не только классные часы определенной тематики, но и организуются школьные мероприятия, где предоставляется возможность каждому проявить свои способности. Продолжается акция «Протяни руку помощи», в рамках которой учащиеся школы общаются с детьми других образовательных учреждений.

Проектирование и создание образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов немыслимо без привлечения социально-психологической службы. Задача педагогов-психологов, логопедов-дефектологов состоит в том, чтобы помочь школе как системе развиваться по пути создания оптимальной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ факторов, условий, оказывающих влияние на качество образования детей с ограниченными возможностями здоровья, социального запроса и государственных требований к образованию показал, что решение этой проблемы сегодня требует работы по таким направлениям, как:

– модернизация нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность образовательных учреждений надомного обучения;

– модернизация учебно-методического оснащения обучения;

– медико-психологическое сопровождение обучения;

– применение современных информационных и компьютерных технологий в обучении.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Педагогическая модель физического воспитания детей на примере организации и проведения спортивно-массовых мероприятий
2. Будь здоров, ученик!
3. Деловое общение современных старшеклассников
4. Дети, родители и школа: союз трех сердец
5. Роль традиций в формировании личности гимназиста
6. Управление организационным развитием школы
7. Юбилейный год
8. Классный час, посвященный 65-летию Победы в Великой отечественной войне «Потомки А.С. Пушкина – участники Великой битвы за Родину»
9. Классный час, посвященный Дню матери «Маячки в моей жизни. Мамины глаза»
10. Классный час «Толерантность и мы!»
11. Классный час, посвящённый Дню Конституции, «Страна Закония»
12. Классный час «Моя семья» в 10 классе
13. Классный час «Правила дорожного движения»
14. Нравственное воспитание младших школьников
15. Нравственное воспитание подростков
16. Организация просветительской работы в системе воспитания школы
17. Организация внеклассной работы по литературе в начальной школе
18. Родительское собрание «Дети – это счастье, созданное вашим трудом» (для учащихся 2-4 классов)
19. Быть учителем!
20. Визитная карточка класса (в рамках школьной программы «День творчества»)
21. Какой учитель нужен детям
22. Город детства моего
23. Игра «Мой Новосибирск родной»