Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования»
Выпуск №28 Апрель 2010 | Статей в выпуске: 91


Все статьи автора(3) Наталья Леонидовна Вершинина,

учитель истории, педагог-психолог

МБОУ города Новосибирска лицея № 22 «Надежда Сибири»

Формирование толерантности и эмпатии в воспитательной работе классного руководителя

Как жестоки мы – люди 21 века, века толерантности, милосердия и человеколюбия. О жестокости нынешних поколений можно говорить бесконечно. Ужасающие факты насилия человека над человеком постоянно звучат с экранов телевизоров, на радиоволнах, окружают нас ежедневно. «Все мы родом из детства», – говорил в свое время З. Фрейд. Что же происходит в нашем детстве, что заставляет нас становиться все агрессивнее с годами? Педагоги, психологи, теоретики и практики социальных наук сегодня сходятся в едином мнении о том, что толерантность и милосердие – категории душевные, корнями лежащие в детстве человека. И главное, как в детстве ребенок относится к растениям, животным, насколько он начинает осознавать свое единство с природой окружающего мира, учится уважать и любить частицы этого мира, так впоследствии он станет относиться к своим родителям, близким, детям, людям. Научно доказанный факт – люди, совершившие преступления, причинившие вред другим людям, в детстве издевались над кошками, собаками и другими животными, «оттачивали свое мастерство».

Став в 2009 году классным руководителем 5 класса, я должна была определить реальные цели и задачи своей работы. 5 класс – это возраст 9-10 лет (начало пубертатного периода). Возраст, когда еще рано формировать мировоззрение в целом, говорить о вечных ценностях. Этот возраст благоприятен для разговора на равных, для развития самостоятельности, для формирования коммуникативных навыков и толерантности в общении и в жизни. Поэтому основной целью моей работы стало формирование толерантности и эмпатии в коллективе моего класса.

Размышляя над средствами и методами достижения цели, я советовалась с коллегами, обращалась к Интернету, разговаривала с собственными детьми и пришла к выводу, что такие известные способы развития толерантности и эмпатии, как социальная практика в детских домах, помощь ветеранам и пенсионерам актуальны для более старшего возраста. Пятиклассники еще не готовы осознавать горе других людей, но уже готовы видеть и понимать беду меньших братьев, сочувствовать бездомным собакам и кошкам, помогать птицам и т.д. Именно за эту особенность возраста я решила ухватиться, вовлечь своих пятиклассников в эту социальную проблему, показать им, что они достаточно взрослые для того, чтобы участвовать в решении такой проблемы.

И вот что у нас получилось.

Шаг 1.Сбор и анализ информации по проблеме защиты животных

Работая с проблемой, необходимо узнать её с разных сторон. Именно для этого мы изучили проблему бездомных животных в нашем городе по следующим источникам:

– Интернет, СМИ;

– социологические опросы;

– обращение в Фонд защиты животных НСО.

Вот что мы узнали…

До 15 тысяч бездомных собак бродят по улицам Новосибирска. В Новосибирске действует несколько общественных зоозащитных организаций и приютов для животных: самый большой из них находится в Дзержинском районе (до 300 животных), кроме приюта в Советском районе, есть еще два небольших в Краснообске и Бердске. Последний – единственный, кому хотя бы частично помогает городской бюджет.

Далее детьми был проведен социологический опрос на улицах города.

По результатам опроса были сделаны следующие выводы и озвучены детьми на классном часе:

1. Горожане в большинстве знакомы с проблемой бездомных животных, но не благодаря информации СМИ или социальной рекламе, а на собственном опыте ежедневно убеждаясь в реальности этой проблемы.

2. 30% опрошенных не знают, есть ли на территории их проживания бездомные животные, что говорит об эгоистичном характере восприятия и эмоциональной «глухоте» горожан.

3. У подавляющего большинства опрошенных часто или редко возникает желание помочь бездомным животным, но реальная помощь, как правило, выражается в разовом подкорме животных.

Затем мы определили пути нашей работы по данной проблеме:

– Социальное информирование горожан о проблеме защиты животных;

– Поиск путей, разработка проектов и привлечение горожан к реальной помощи животным;

– Поиск перспектив развития проектов защиты животных на всероссийском и международном уровне.

После этого наши делегаты озвучили свою инициативу на втором слете волонтеров Железнодорожного района г. Новосибирска в 2009 году и нашли огромную поддержку и понимание старших ребят. Было решено создать на базе нашего класса инициативную группу по разработке и реализации проекта помощи бездомным животным Новосибирска.

Шаг 2. Программа действий и реализация проекта

Мы назвали наш проект «Время защищать!». Юридическое поле реализации проекта было решено представлять детской добровольческой организацией «Доброе сердце», существующей в лицее уже 6 лет. Организационно проект стал частью общелицейской программой развития «Лицей – социально активная школа».

Активная горожанка и наша родительница Ирина Витальевна Олешко рассказала нам о приюте для бездомных собак Сибирского благотворительного общества защиты животных в Академгородке.

С 2005 года опекой Приюта занимается исключительно Региональная общественная организация «Право животных на жизнь». Сегодняшние  потребности приюта:

– корма для собак;

– одеяла, подстилки;

– медикаменты.

Эти потребности были оценены нами как база для нашей деятельности в лицее.

Детьми и родителями был разработан и реализован план добровольческих акций «Друг» в рамках проекта «Время защищать!» В ходе этих акций были собраны корма для собак, одеяла, игрушки, миски и медикаменты. О поездке в приют написала Веревкина Аня:

«Перед первой встречей мы очень волновались. Пока ехали в автобусе, Лиза Олешко предупредила нас, что сначала собаки будут лаять. Так и случилось. Но через 5 минут собаки завиляли хвостами, наверное, поняли, что мы пришли с миром. Какие же разные характеры у этих четвероногих. Но объединяет их то, что у каждой очень грустные глаза. Казалось бы, у них есть крыша над головой и еда. Но нет главного – любви и ласки хозяина. Всю обратную дорогу мы обсуждали, как приедем в следующий раз и что мы можем сделать для наших четвероногих друзей».

На классном часу после поездки кто-то из детей сказал: «Нашей помощи ждут друзья!» Мы оформили стенд, рассказывающий о нашем проекте «Друг». Сначала ребята просто читали и интересовались этой информацией. Потом мы стали проводить пятиминутки на переменах о приюте, о его нуждах и проблемах, и, конечно, о собаках, ждущих хозяев.

Старшие товарищи по организации «Доброе сердце» поддержали нас и вместе мы провели городскую акцию «Друг». Мы разработали постеры с фотографией собаки из приюта, рассказом о ней и координатами приюта. Эти постеры с эмблемой проекта расклеивались по всему городу. Всего было расклеено 750 постеров. Количество обращений неравнодушных горожан в приют увеличилось.

Наш идейный вдохновитель, художник Лиза Олешко после поездки в приют организовала благотворительную выставку своих картин «Я рисую этот мир» в ДК Октябрьской Революции в декабре 2009 года. В рамках акции новосибирцы передали приюту корма, медикаменты и одеяла, а Лиза передала приюту деньги, вырученные от продажи её профессиональных картин. Это мероприятие нашло серьезный отклик в средствах массовой информации. После чего Лиза написала обращение президенту РФ Дмитрию Медведеву о проблемах бездомных животных в Новосибирске и России.

В январе 2010 года во Дворце творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» состоялась Ярмарка идей, мероприятие в рамках городского фестиваля молодежи «Лидерский формат». Нам было предложено участвовать. Это стало для нас одновременно шансом привлечь ещё большее внимание к проекту и время подведения первых итогов.

Раздавая буклеты на Ярмарке, мы просили участников заполнить анкеты о желании сотрудничать. Как же много единомышленников мы обрели! На наши призывы откликнулось 69 человек.

Проект «Друг» работает сегодня как лицейская программа. Это:

– ежемесячные акции сбора корма, медикаментов для приюта;

– разработка, печать и распространение буклетов о проекте, объявлений о поиске хозяев для собак;

– поиск инвестиций для улучшения материально-технической базы приюта;

– презентация проекта Лизой Олешко на научно-практической конференции в Москве (март 2010).

За несколько дней до Ярмарки идей мы познакомились с Ириной Витальевной Даниловой, руководителем проекта «Красная книга» в НСО и Ольгой Олейник, руководителем независимого интернет-сообщества «Хранители жизни». И началась новая история.

Мы представили Ирине Витальевне Даниловой, руководителю проекта «Красная книга» в НСО свой проект «Время защищать!» Ирина Витальевна рассказала нам о проблеме чудовищного истребления детенышей тюленей. Мы увидели ужасающие кадры охоты на детенышей тюленей и не смогли остаться равнодушными. Так появился проект «Глаза детенышей тюленей».

Первым делом мы стали готовиться к акции 12 февраля 2010 года. Дети по просьбе нашего класса нарисовали 132 плаката в защиту детенышей тюленей. 12 февраля 2010 года в День открытия Олимпийских игр в Канаде в нашем лицее, как и во всем мире, прошла акция «Руки прочь от детей моря!», в которой приняло участие 240 детей. Акцию организовывал мой 5 класс.

В ходе акции дети составили письмо в посольство Канады и передали Ольге Олейник».

Шаг 3. Результаты

Как сложно порою выразить результат в цифрах. Как уложить в математические знаки милосердие и сопереживание? Недаром говорится: «Результат у каждого в сердце». Его не измерить и не сосчитать, только почувствовать. Для меня и родителей очевиден результат в мыслях и чувствах детей, в их стихах и сочинениях.

Какие грустные глаза

У той собаки на углу!

Как будто даже в них слеза…

Как будто знали лишь беду…

 

Два выхода и два пути:

Пройти, не поднимая глаз,

Подумав, «всех же не спасти,

что я могу один сейчас?»

 

И путь другой: гореть, болеть,

Кричать, идти, ночей не спать.

Мы только так! А ты ответь…

Сегодня время защищать.

Ландочкина Аня, 5 класс

 

В далекой Канаде, на нашей планете

Тюленей детеныши - малые дети.

Детеныш, как мы – обычный ребенок,

И лед, и снега ему вместо пеленок.

 

Детеныш на льдине совсем одинок,

Еще не пришел положенный срок,

Не плыть, не ползти он не может пока –

Таким уж природа его создала.

 

Ах, мама, вернись поскорее ко мне!

Как страшно лежать в ледяной тишине!

Я мал и беспомощен! Мама, скорей,

Я слышу шаги, я вижу людей!

 

Бесценному меху простая цена –

И мама уже не найдет малыша.

И заревом плача вода захлебнется –

Сто тысяч детенышей здесь не проснется.

 

А где-то мадам на шикарном авто

Рукой поправляет тюленье манто.

Пусть сон ее будет мучительно долог,

Пусть слышит она, как плачет ребенок.

 

Ребенок тюленя с большими глазами,

Его убивали – а мы промолчали!

Услышьте! Сегодня над нашей планетой

От боли кричат детеныши, дети!

Прохоров Ян

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела