Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования»
Выпуск №28 Апрель 2010 | Статей в выпуске: 91


Все статьи автора(8) Олеся Игоревна Смирнова,
методист отдела развития семейных форм устройства
МБУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг»
г. Новосибирска

Воспитание речевой вежливости у дошкольников

Усваивая речевую грязь,

ребенок одновременно усваивает и нравственную грязь.

Ш. А. Амонашвили

Нередко детская речь засорена неэтичной лексикой – грубыми формами обращений, бранными словами. В ней звучит недоброжелательность: дети без охоты пользуются приветливыми и ласковыми словами в общении друг с другом, склонны к оскорблению товарищей и взрослых.

Наблюдая за общением подрастающего поколения, нельзя сказать, что оно горит желанием стать вежливым, у него нет и особых причин рассматривать правила хорошего тона как некие жесткие ограничения своего поведения. Возникает опасность, что в будущем ребенок склонится к грубости и вырастет злым и дерзким, привыкнет сквернословить. Привитие малышу вкуса к этичной  речи является первым кирпичиком, на котором строится нравственное образование и воспитание речевой вежливости. Такое воспитание неразрешимо без активного содействия семьи, без чистой и доброй речи родителей.

Уважение к другим, скромность, порядочность – качества, которые ребенок приобретает постепенно, общаясь с родителями, перенимая их опыт с самого раннего возраста. Модель всего мира для него отражается в его семье. Понаблюдайте за речью своего ближайшего окружения: как часто вежливые обороты используются в лексиконе родственников? Если в семье вежливый и уважительный стиль общения, то он является привычным для малыша с первых месяцев жизни. В этом случае и «волшебные» слова появятся в пассивной речи ребенка очень рано, без педагогических внушений и нравоучений.

В 1,5-2 года в активном словаре детей происходит бурное накопление вежливых слов: «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «доброе утро», «до свидания», «спокойной ночи», «извини». Начинается усвоение значения этих слов. Особое внимание в это время необходимо уделить обучению произношению с соответствующей интонацией. На первых порах малышу понадобятся ваши подсказки: как правильно поблагодарить, попросить прощения или помощи. Постепенно его лексикон обогатится новыми вежливыми фразами и выражениями.

К 3 годам дети начинают употреблять эти слова самостоятельно, без напоминаний. Начинается закрепление правил вежливого обращения. На этом возрастном этапе ребенок переживает «кризис трех лет», проявляющийся в капризном и агрессивном поведении к окружающим. Малыш нередко использует грубые и бранные слова в своей речи, отказывается здороваться и прощаться. Таким способом он «проверяет родителей»: действительно ли нельзя говорить то, что нельзя, как взрослые отреагируют на плохое поведение. Для того чтобы ребенок усвоил нормы речевой вежливости, необходимо неизменно реагировать на нежелательное поведение трехлетки: грубо выразился, оскорбил человека – объясните, что так поступать нельзя, заставьте извиниться и в правильной языковой форме выразить свои чувства.

Если ребенок произносит «плохие» слова в общественном месте, нужно спокойно, без лишних эмоций объяснить ему, что так говорить нельзя. Затем следует дать образец другого высказывания, которое заменит произнесенную дерзость. Нередко малыш грубо выражается потому, что не знает, как можно выразить свое возмущение другими словами. Далее рекомендуется отвлечь его, чтобы дать возможность выплеснуть агрессию другим способом, например, в игре. Не следует ругать и угрожать наказанием. Главное – не забывать хвалить ребенка, когда он ведет себя правильно.

Наряду с методом убеждения существуют другие эффективные способы привития правил речевой вежливости. Игра – основной вид деятельности дошкольника, через которую он познает окружающий мир, делает выводы, осваивает новые формы общения. Можно поиграть в вежливость. Сюжетом могут стать различные ситуации из жизни: встреча со знакомыми, беседа в детском саду, посещение поликлиники, магазина, библиотеки, театра, поездка в транспорте. Можно показать малышу импровизированную театральную постановку. Озвучивать все роли можно самостоятельно или привлечь для этого ребенка, но обязательно подчеркивайте нужные слова в репликах героев.

Научить обходительному общению и показать ценность речевой вежливости могут сказки и мультипликационные фильмы. Например, такие сказки как русская народная «Морозко», «Уроки вежливости» Самуила Маршака, «Подарки феи» Шарля Перро. Необходимо обращать внимание детей на этические моменты и обсуждать поступки героев, в которых они проявили учтивость. Можно вместе с ребенком специально придумать сказку, чтобы проиллюстрировать ту или иную форму доброго обращения, а потом проиграть ее. Главное, сюжеты должны быть простыми и короткими.

К 4-м годам ребенок начинает осознавать правила речевого поведения: он уже может критиковать и осуждать общение других людей. В этом возрасте дети напоминают ябед – они спешат рассказать взрослым, что Даша нехорошим словом назвала Андрея, Саша не попрощался, уходя из садика. Объяснение такого поведения заключается в том, что «ябеды» хотят получить от взрослого поддержку. Так происходит закрепление норм речевой вежливости. В этом возрасте, вернувшись из гостей домой, можно вместе с ребенком разобрать и проанализировать, когда он вел себя корректно, а когда – нет.

К концу 5-ого – началу 6-ого года дошкольник осознанно использует правила речевой вежливости. Для него становится важным, что подумают и скажут о нем другие люди. Очень хорошо, если шестилетка может назвать и правильно применить 10-15 уважительных слов и выражений. Для расширения и обогащения активного словаря можно использовать следующие игры:

1. «Знаток вежливых слов». За каждое названное слово начисляются баллы. Можно давать магнитик и крепить его на холодильник. Чья линеечка из магнитиков будет длиннее? Также можно вырезать из бумаги два цветка разного цвета, но с одинаковым количеством лепестков. За каждое слово – лепесток. Чей цветок окажется пышнее? Слова повторять нельзя. Когда наступает ваша очередь, старайтесь употребить слово или выражение, которое еще неизвестно ребенку или пока не закрепилось в его речи. Таким образом, расширяется его кругозор.

2. «Кто больше назовет вежливых слов». Отправляясь с малышом в магазин, предложите ему сосчитать, сколько добрых слов наберется за время вашего похода. Если количество любезностей, которыми вы обменялись со знакомыми и продавцами, превысит пределы устного счета ребенка, поменяйте условия игры – пусть он просто вспомнит все вежливые слова, которые вы вместе произнесли за это время.

В качестве воспитательного средства для детей 6 лет подойдет и «История для обсуждения». Она конструируется так же, как игра и сказка: имеет в основе какой-то сюжет, связанный с той нормой речевой вежливости, которую мы хотим донести. Но действующими лицами в ней являются уже не звери, а люди. Пусть главный герой будет того же пола, что и ваш малыш. Договоритесь, что когда он поймет, что тот действовал хорошо, он должен хлопнуть в ладоши. А когда плохо – топнуть ногой. Делайте паузы в тех местах, где вы ждете реакции.

Детям необходимо объяснять, что «волшебные» слова поднимают людям настроение. А самое главное, родители, – будьте внимательны и корректны в общении с самим ребёнком. Он обязательно это оценит и усвоит все нормы и правила речевой вежливости.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела