Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Елена Юрьевна Поротникова,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии № 13 Центрального района г. Новосибирска

Экологическая игра по книге В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»

Основная идея игры: расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях насекомых.

I. Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Наша экологическая игра посвящена удивительному, загадочному и привлекательному миру насекомых. Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.

Кстати, обитают многие насекомые не только на земле, они прекрасно себя чувствуют в воздушном и водном пространстве.

«Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь, друг!

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок,

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь».

А поможет заглянуть в царство насекомых рассказ В. Бианки «Как муравьишка домой спешил…» Вас ждут интересные вопросы и задания. Итак, мы начинаем.

Ведущий: «Залез Муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден. Муравьишка сел на листок и думает: «Отдохну немножко – вниз».

У муравьев ведь строго: только солнышко на закат, – се домой бегут. Сядет солнце, – муравьи все ходы и выходы закроют – и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.

Солнце уже к лесу спускалось. Муравей сидит на листке и думает: «Ничего, поспею: вниз ведь скорей». А листок был плохой: желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки. Несется листок через лес, через реку, через деревню. Летит Муравьишка на листке, качается – чуть жив от страха.

Занес ветер листок на луг за деревней, да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб. Лежит и думает: «Пропала моя головушка. Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров – сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, хоть землю кусай».

Итак, несколько вопросов приготовил сам герой – Муравей.

Вопрос 1: Что происходит с муравьем, попавшим в чужие владения?

Ответ: На муравья, попавшего, в чужие владения тот час же нападают.

Вопрос 2: Зачем к муравейнику прилетают птицы?

Ответ: Чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазывая перья муравьиной кислотой, содержащейся в брюшке муравья.

Вопрос 3: Какие враги есть у муравьев?

Ответ: Истребляют птицы, лакомится медведь. (Дятел частый гость)

II. Ведущий: «Смотрит Муравей: рядом Гусеница-Землемер летит. Червяк-червяком, только спереди – ножки и сзади ножки».

Вопрос 1: Почему так названа?

Ответ: Имеют 2 пары брюшных ног (у большинства развито 3 пары). В результате перемещаются как бы «шагая».

Вопрос 2: Что умеют делать все гусеницы?

Ответ: Выделять шелк. Они используют его для прикрепления при передвижении. Гусеница, ползущая по растению, почве, постоянно оставляет за собой узкую шелковую дорожку. Если она упадет с ветки, то остается висеть на шелковой нити.

III. «Огляделся Муравьишка, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу Паук-Сенокосец шагает: ноги как ходули, между ног голова качается».

Ведущий: Некоторые пауки так малы, что могут уместиться на булавочной головке; другие же так велики, что с трудом разместятся на суповой тарелке. Есть пауки гладкие, есть толстые и мохнатые.

Паук-сенокосец – это всего лишь один из 40 000 видов пауков, обитающих на нашей планете, за исключением полярных регионов.

Это довольно древние обитатели Земли – пауки появились согласно оценкам ученых, более 400 млн. лет назад.

Вопрос 1: Сколько ног у Паука-Сенокосца?

Ответ: У паука-Сенокосца 8 длинных ножек, благодаря которым он может быстро бегать и ловко  лазить.

Вопрос 2: В какое время суток паук ведет активный образ жизни?

Ответ: Ночной хищник.

Вопрос 3: Почему пауков считают близорукими? Что кроме зрения помогает пауку добывать добычу?

Ответ: У пауков 8 глаз – два из них смотрят вперед, четыре направлены вверх и два обозревают то, что находится сзади, – так что не надейтесь незаметно подкрасться к пауку со спины! А помогает ориентироваться – и вовремя засекать насекомых – органы осязания.

Вопрос 4: Чем питается Паук-Сенокосец?

Ответ: Улитки, слизни, растительная пища, грибы, падаль, птичий помет.

Интересно: Если вы случайно наступили на паука и раздавили его, то на этом месте не останется красного пятна. Кровь у паука бледно-голубая или зеленая.

IV«Надоела Муравьишке езда на пауке. Чуть было не укусил он Сенокосца. Да тут, на счастье, вышли они на гладкую дорожку. Остановился Паук.

– Слезай, – говорит. – Вот Жужелица бежит, она резвей меня».

Игра «Верно; неверно».

(Отвечать выходит 1 человек из команды с бейджиком «верно» или «неверно»).

А) Муравьи уничтожают вредных насекомых и приносят большую пользу лесу и людям. (Верно)

Б) Чем ярче окраска насекомых, тем оно безопаснее для человека, птиц, животных. (Неверно)

В) Если на бабье лето много паутинок, то осень будет ясная, а зима долгая и морозная. (Верно)

Г) Майского жука в народе называют жужелицей, т.к. он летит и жужжит. (Неверно)

Д) Кузнечик поет крыльями. (Верно)

Е) Летом самка кузнечика откладывает яйца в воду, где и выводятся маленькие кузнечики. (Неверно)

Ё) Водомерка имеет плохое зрение – она близорука, хотя глаз у нее 8. (Неверно)

V. Ведущий: «А ну, Муравей, полезай, ко мне на спину, поскачем».

Вопрос: Кто предложил помощь Муравью?

Ответ: Жучок-Блошачек.

Вопрос: Чем питаются блохи?

Ответ: Кровососущие насекомые.

Интересно: Блохи не просто вредные паразитирующие насекомые. Они также распространяют серьезные и даже смертельные заболевания.

VI. «Растет трава густая

В тени больших берез

На скрипке там играет

Кузнечик – виртуоз.

Волшебные рулады

Выводит он смычком,

И льются серенады

Над садом вечерком».

Кузнечик:

Вопрос 1: У кузнечика стройное тело, очень длинные усики и мощные ноги. А знаете ли вы, где находятся у кузнечиков уши?

Ответ: На ногах. Тонкая щель на голенях передних ног – уши кузнечика.

Вопрос 2: При помощи чего поют кузнечики?

Ответ: С помощью крыльев. Кузнечик трет одно крыло о другое и слышится стрекотание.

Вопрос 3: Чем питаются?

Ответ: Соком растений, нектаром цветов, насекомыми.

Да, кузнечики – хищники! Могут закусить неосторожной бабочкой, мухой или вкусной личинкой.

VII. Ведущий: «Муравьишка глядит вперед, а там река – год по ней плыви – не переплывешь…»

Кто поможет перебраться главному герою?

Игра «Выбери меня» (с ответом выходят ребята, у которых бейджики а, б , в и их ответ соответствует необходимой букве).

Вопрос 1: Каким образом водомерка движется по водным просторам?

А) Водомерки широко расставляют две пары длинных тонких ног – так и плывут.

Б) Тело и кончики ног покрыты жесткими несмачиваемыми в воде волосками.

В) Кончики ног водомерок покрыты жиром, за счет этого она скользит по водяной глади, как на коньках.

Вопрос 2: Можно ли водомерку назвать насекомым – хищником?

А) Нет! Это насекомое питается исключительно растительностью, произрастающей на водоеме.

Б) Она грациозно скользит по поверхности воды, хватая и поедая различных мелких насекомых, попадающихся на пути.

Вопрос 3: Что происходит с водомеркой с наступлением холодов?

А) Покидает водоем, выползая на берег, и прячется в укромных местах.

Б) Умирает.

В) Зимует на дне водоема.

VIII. «А по земле не можешь? – спрашивает Муравьишка у клопа-водомера.

– По земле мне трудно, ноги не скользят. Да и гляди-ка: впереди-то лес. Ищи себе другого коня».

Игра «Толи жук, а может птица к муравью на помощь мчится»

Учитель выдает командам 2 очерка. Необходимо определить жука и вернуть верный ответ.

А) Это насекомое чрезвычайно мало от 1 до 10 мм. Обычно они имеют коричневую окраску, обеспечивающую им отличную маскировку на теле большинства животных. Они не щадят никого, могут укусить, глотнуть крови и ускакать прочь. У них нет крыльев, но им летать и не нужно. У них нет глаз.

Б) Опасные вредители! Особый вред приносят личинки – белые, жирные, изогнутые крючком, с крепкими челюстями. Живут в почве 3 года, питаются корнями растений. Враги насекомого летучие мыши, совы ловят жуков, а вороны, скворцы и грачи уничтожают личинок в почве. Лисы, медведи, ежи тоже не прочь полакомится.

IX. «Я на муравейник не полечу. Уж больно вы, муравьи, кусаетесь. Добирайся сам, как знаешь, – сказал Хрущ.

Не попасть Муравьишки домой, хоть вниз головой бросайся!

Вдруг видит: рядом на листике Гусеница – Листовертка сидит, шелковую нитку из себя тянет и на сучок мотает».

Ведущий: В нашем заключительном конкурсе нужно будет поработать «Почтальоном», но не только головой, но и ногами.

Команда получает конверт с заданием.

Конверт 1.

Вопрос: Чем питаются Гусеницы – Листовертки?

Ответ: Листьями разных растений.

Конверт 2.

Вопрос: Откуда взялось название – Гусеница – Листовертка?

Ответ: Гусеницы стягивают паутиною объедаемые листья в трубки или пучки, внутри которых и скрываются.

Конверт 3.

Вопрос: Как ведут себя Гусеницы – Листовертки, если их побеспокоить?

Ответ: Будучи обеспокоены, они выскакивают наружу и повисают на паутинах в воздухе.

«Качается Муравьишка на Листовертке, как на качелях. А ниточка все длинней, длинней, длинней делается: выматывается у Листовертки из брюшка, тянется, не рвется. Муравьишка с Листоверткой все ниже, ниже, ниже опускаются.

А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы-выходы закрывают. Все закрыли – один, последний, вход остался. Муравьишка с Гусеницы кувырк – и домой. Тут и солнышко зашло».

Итог игры. Подведение итогов.

Обзор книг: Портнягина В.Я. Зав. школьной библиотекой.

Литература:

1. Экологический турнир в школе: сборник сценариев экологических программ для младших классов. Автор-составитель: А. И. Иванова – Новосибирск, 2004.

2. Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ «Д», 2001 – с. 64.

3. Насекомые. Полная энциклопедия / Перевод с англ. М. Авдониной. – М.: ЭКСМО, 2007 – с. 256.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела