Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Ольга Александровна Великанова,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска

Классный час – экскурсия по достопримечательностям микрорайона школы № 136

Классный час можно назвать специально

организационной ценностно-ориентационной

деятельностью, способствующей формированию

у школьников системы отношений к окружающему миру.

Н.Е. Щуркова, Н.С. Финданцевич

Сейчас, когда о своей истории, прошлом, настоящем и будущем задумываются многие, наблюдается возрастающий интерес к преемственности поколений в передаче духовных ценностей. Искаженное или недостаточное представление о своей культуре и традициях, о себе и о своих предках ведет к нарушению целостности в формировании личности ребенка. Одной из важных форм адаптации в окружающем нас прагматическом мире должно стать возвращение к вечным ценностям: знаниям и памяти – важнейшим механизмам сохранения духовного, душевного и физического здоровья.

Наибольшее значение в воспитании и развитии полноценной личности, безусловно, имеет его окружение: семья и школа – родители и близкие люди, с которыми ребенок проводит большую часть времени, где учится ценить семейные традиции и традиции своего народа. Богатая и славная история мест, где ты родился, где сделал первые шаги и пошел в школу, все чаще привлекает внимание и на уроках, и во внеурочной деятельности.

Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале такой формы воспитательной работы, как классный час в форме экскурсии. Помимо углубления знаний обучающихся об истории определённого населенного пункта, экскурсии формируют ценностные отношения личности ребёнка. Привлечение детей в процесс разработки маршрута и подбора материала стимулирует условия для приобретения навыков проектной деятельности и проявления творческих способностей. Более того, проведение экскурсии даёт возможность ребёнку побывать не только в роли экскурсанта, но и в роли экскурсовода, приобретая основные навыки профессиональной деятельности. Обогащение жизненного опыта учащихся, расширение кругозора, развитие индивидуальности и креативности играют важнейшую роль в становлении личности, а так же повышении самооценки.

Экскурсия по достопримечательностям микрорайона школы № 136 Ленинского района разработана учениками 6 «А» класса Андронович Анной и Великановым Сергеем, получившим «Свидетельство школы экскурсоводов» от ДТД УМ «Юниор» в 2007-2008 учебном году.

Являясь дипломантами городской научно-практической конференции «Сибирь» по музеологии, учащиеся постарались обобщить в данной работе связь теоретического и практического материала. Пешеходная экскурсия ориентирована на детей 10-13 лет, и может быть интересна для всех, интересующихся историей Новосибирска.

Целью экскурсии является ознакомление с достопримечательностями микрорайона школы.

Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:

– изучить по карте города основные достопримечательности нашего района;

– определить маршрут экскурсии;

– собрать и проанализировать информацию из различных источников;

– составить текст экскурсии, опираясь на фактологический материал и учитывая возраст экскурсантов. 

ВСТУПЛЕНИЕ

Экскурсовод 1. Добрый день! Сегодня мы с вами отправимся по хорошо знакомым местам, мимо которых вы проходите ежедневно по пути в школу. Многие давно привыкли к окружающим зданиям и названиям улиц, что чаще всего даже не задают себе такие вопросы: Сколько лет нашей школе? Кто такой Ватутин? Чье имя носит аллея, расположенная неподалеку?

Экскурсовод 2. Сегодня мы попытаемся ответить на все эти вопросы, побывав на экскурсии по достопримечательностям микрорайона школы № 136. Минуя улицу Н.Ф. Ватутина, мы подойдем к памятнику А.И. Покрышкину, а затем, пройдя вдоль проспекта Карла Маркса, свернем на аллею В.М. Шукшина и, минуя улицу Г.П. Лыщинского, вернемся обратно к нашей школе.

Раздел 1. МБОУ СОШ № 136

Экскурсовод 1. Школа № 136 расположена в Ленинском, самом крупном районе города Новосибирска. В январе 2010 года ей исполнилось 49 лет. В 1961 году в нее пришли 298 учащихся, было 14 классов, 15 учителей. Тогда еще не было разделения на Ленинский и Кировский районы. Только в декабре 1970 года, в результате разделения левобережной части города наша школа оказалась в Ленинском районе.

В настоящее время в школе обучается 919 учащихся. В школе работают 54 педагога. 7 учителей имеют звания Отличников или Почетных работников общего образования РФ. 2 учителя награждены Грамотой Министерства образования и науки РФ. 6 учителей награждены премиями мэра города Новосибирска и губернатора Новосибирской области. 13 учителей являются победителями районного и лауреатами городского и областного конкурсов «Учитель года» и «Классный руководитель года». 2 учителя – обладатели гранта президента «Лучший учитель России». Только за последние три года учащимися школы получено 12 золотых и 11 серебряных медалей.

А сейчас мы с вами пройдем на улицу Ватутина…

Раздел 2. Улица Ватутина

Экскурсовод 2. Улица Ватутина – своеобразный меридиан, проходящий по границе двух районов Левобережья – Кировского и Ленинского. Оживленной магистрали, на которой расположены ГУМ, площадь и метро Маркса, дано имя героя ВОВ – Николая Федоровича Ватутина.

Николай Федорович родился 16 декабря 1901 года в Воронежской области. Судьба Ватутина тесно связывается с революцией, Гражданской войной. В Великую Отечественную войну Николай Федорович вступает в должность начальника штаба Северо-Западного фронта. Его войска остановили врага под Воронежем, успешно сражались в Сталинградской и Курских битвах, участвовали в освобождении Украины и Киева, прорвали оборону противника на Дону и нанесли сокрушительное поражение вражеской группировке в районе Тормосино. Вынесенный на руках боевых товарищей из засады, истекающий кровью, Николай Федорович был доставлен к врачам. Он перенес ампутацию ноги и активно шел на поправку, но вдруг снова занемог. Смерть наступила 15 апреля 1944 года в Киеве, почти за год до Победы, в которую он столько вложил и в которую свято верил, мечтая на больничной койке о скором возвращении на фронт. Лишь двадцать лет спустя после Победы Николаю Федоровичу Ватутину, уже посмертно, было присвоено звание Героя Советского Союза, звание, которого он был достоин еще при жизни.

А сейчас мы продолжим нашу экскурсию у памятника трижды Героя Советского Союза Александру Ивановичу Покрышкину.

Раздел 3. Памятник Покрышкину

Экскурсовод 1. 8 мая 2005 года в Новосибирске на площади Карла Маркса был установлен памятник Александру Ивановичу Покрышкину. Один из самых доблестных воинов Великой Отечественной войны, он еще при жизни стал национальным героем, человеком-легендой с мировой известностью. На фронтах войны с первого до последнего дня, хотя ему было предложено за год до её окончания перейти служить в Москве на высокую должность, но он ответил, что не может оставить своих орлов без попечения. «Я душой и сердцем к ним прирос» – аргументировал он свой отказ.

Покрышкин прошел боевой путь от командира звена до командира дивизии. Совершил 650 боевых вылетов, провел 157 воздушных боев, официально ему засчитано 59 лично сбитых самолетов врага. Но боевые друзья считают, а затем и историки утверждают, что он уничтожил намного больше (94 лично сбил, подбил 18 и 4 самолета уничтожил на земле). В нем отмечалось редчайшее сочетание различных дарований: летчика – аса, аналитика, командира и наставника, воспитавшего целую плеяду высококлассных воздушных бойцов. А.И. Покрышкин – создатель тактики воздушного боя истребителей, принятой советскими ВВС в 1943 году и предопределившей исход войны в воздухе в нашу пользу. «Новосибирск дал мне крылья», – сказал однажды Покрышкин о своем родном городе. Помимо бронзового бюста-монумента, установленного еще при жизни героя 6 ноября 1949 года, в центре Новосибирска названа станция метрополитена и улица в Левобережье.

Следующий раздел экскурсии посвящен проспекту Карла Маркса.

Раздел 4. Проспект Карла Маркса

Экскурсовод 2. Проспект Карла Маркса приобрел свое имя более 50 лет назад – в 1956 году. Именно эта центральная магистраль Левобережья, идущая от Коммунального (Октябрьского) моста, явилась связующим звеном между двумя берегами нашего большого города. Имя Маркса, хорошо известное старшим поколениям россиян, выросших на его трудах, мало что говорит молодежи. Карл Маркс родился 5 мая 1818 года в провинции Германии в семье адвоката. По профессии был журналистом. Эта работа не только кормила его многочисленное семейство, но и была его любимым делом. Кроме Германии, он подолгу жил в Париже, Лондоне, Брюсселе, а умер и похоронен в Англии в 1883 году. В последние годы своей жизни он живо интересовался Россией и даже выучил русский язык, чтобы лучше понимать культуру и историю нашей страны. Но в первую очередь его интересовало, конечно же, революционное настроение крестьянства. Сейчас, вместе с уходом «эпохи коммунизма» померкло и имя ее прародителя – Маркса. Но у него, кроме «Манифеста коммунистической партии» и других революционных трудов, были еще два тома «Капитала» с его знаменитым тезисом о прибавочной стоимости, который используют в сегодняшней практике. Особенно те, кто желает добиться серьезных успехов в бизнесе.

По законам нового времени живет и проспект, носящий имя Маркса. «Сибирский Арбат» хорошеет, преображается, обрастает новыми магазинами, офисами, сферой обслуживания.

Пройдя по проспекту Карла Маркса, мы подошли к аллее имени Шукшина.

Раздел 5. Аллея имени Шукшина

Экскурсовод 1. 25 июля 2007 года на пересечении улиц Новогодняя и Геодезическая по инициативе творческой интеллигенции города открылась стела на аллее имени Василия Макаровича Шукшина. На протяжении с 1961 по 1974 г. наш город был тесно связан с именем этого известного писателя, режиссера и актера.

Самые известные свои литературные произведения: романы «Любавины» и «Я пришел дать вам волю…», сборники рассказов писателя увидели свет в нашем городе в журнале «Сибирские огни».

В Новосибирске жил двоюродный брат В.М. Шукшина И.П. Попов, известный художник. Именно к нему в мастерскую, располагавшуюся на Новогодней 17, часто наведывался Шукшин отдохнуть от московской суеты. Именем Ивана Попова назвал себя Василий Макарович в цикле рассказов «Из детства Ивана Попова». В эти годы в Новосибирске учились племянники писателя, дети родной сестры Натальи Макаровны, а сама Наталья Макаровна учительствовала в Мошково. Открытие стелы и присвоение имени писателя аллее – это дань уважения Новосибирска одному из лучших сынов России.

Аллея расположена вдоль стен одного из ведущих вузов Новосибирска – НГТУ.

Раздел 6. НГТУ (НЭТИ)

Экскурсовод 2. Еще в начале пятидесятых годов (1953 год) в шести квартирах жилого дома, переоборудованных в аудиторию, начались занятия на двух факультетах нового Новосибирского электротехнического института. Тогда с центральной частью города можно было сообщаться только по железнодорожному мосту. До института приходилось добираться по ледяным дорогам зимой и по понтонному мосту в летнее время. И только со временем, когда выросли семь учебных корпусов плюс три дома для преподавателей по другую, НЭТИ оказался на главной магистрали Левобережья.

Сейчас в институте работают более тысячи преподавателей. Возглавил институт кандидат технических наук А.К. Потужный, который до этого два года был уполномоченным министерства по строительству НЭТИ. Но любое учебное заведение – это живой организм, и у каждого своя судьба. Возможно, и не была бы такой богатой история обычного, провинциального технического вуза, если бы не переплелась его судьба с судьбой интереснейшей личности – Георгия Павловича Лыщинского. Энергичный, инициативный, высокообразованный педагог, после недолгого пребывания в должности зам. директора, на которую был назначен в феврале, он уже в мае возглавил институт и бессменно им руководил в течение 35 лет (до 1990 года).

За эти годы НЭТИ, сейчас уже НГТУ, стал не только одним из лучших вузов Новосибирска, но занял достойное место среди крупнейших научно-учебных центров страны. Именем Г.П. Лыщинского названа улица, находящаяся неподалеку от университета.

Наша экскурсия подходит к концу, и мы возвращаемся к школе.

Заключение

Экскурсовод 1. От университета школу № 136 отделяет улица Космическая, и это символично.

С одной стороны – это начало 60-х годов ХХ века, время хрущевской оттепели, совпавшее с застройкой массива, где мы живем и учимся. Исторического периода, когда был открыт путь в космос, а профессия космонавта была мечтой почти каждого мальчишки. С другой стороны – это путь к неизведанному, к мечте, которая есть у каждого ученика школы № 136. Школы, расположенной по адресу: улица Космическая, 10.

В который раз вхожу я в эти двери,

Чтобы набраться навыков и сил,

Чтобы однажды вдруг в себя поверив,

Я эту веру в сердце сохранил. 

Экскурсовод 2

Родная школа, ты мне ежедневно

Все новые познания даешь.

Порой строга бываешь, даже гневна,

Но все ж к успеху ты меня ведешь.

 

Наша экскурсия окончена. Спасибо за внимание.

(В экскурсии использовано стихотворение выпускницы школы №136 1999 года Яковлевой Юлии).

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 616)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела