Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Виктория Владимировна Габайдулина,
учитель технологии высшей квалификационной категории
МБС(к)ОУ С(к)ОШ № 37 I,II вида
Железнодорожного района г. Новосибирска

Как и почему я со своими учениками создавала творческий проект «Костюм доброй феи»

Сегодня часто можно прочитать объявления для школьников «Если тебя обидели… позвони и расскажи». Это попытка помочь, дать ребенку возможность выговориться. И этого иногда бывает достаточно. Кроме того, психологи предлагают свою помощь, но она не в состоянии дойти до каждого. Мудрее предупредить. Это глобальная проблема и решать ее нужно всем миром. Я думаю, что главное сокровище народа – это глубоко мотивированный труд, высокопроизводительный и профессионально творческий. Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

По мнению ученых, творческая деятельность – это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. И даже если это творчество не будет носить профессионального характера, необходимо, чтобы оно постоянно присутствовало в сознании каждого, а особенно молодого человека. Например, исследования, проведенные в Дании по выявлению счастливых людей, показали, что положительно ответили те, у кого в анкете заполнен пункт «хобби, увлечения». Творческий процесс обогащает человека, раскрывает в нём новые способности, приобщает его к миру ценностей и включает в сложную иерархию этого мира.

В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества. Итак, если мы смоделируем объект труда, наполнив его духовно-нравственным содержанием, наделив человеческими ценностями, зададим траекторию полета этой мысли через игру, сказку, то результат будет «космически точен». В аксиологии это называется «аксиотворчество».  Необходимо использовать аксиотворчество в процессе творческого труда как эффективное средство для развития у школьников социально значимых ценностей.

В этом учебном году с участниками кружка «Юный модельер» мы работали над проектом «Создание сценического костюма доброй феи с использованием русской росписи и элементов национальной одежды». Работа проходила в три этапа:

Первый этап. Организационно-подготовительный (информационный).

Процесс осмысления проходил пошагово.

1 шаг. Формулирование задачи. Анализ социально-значимой ценности красоты и добра. Свободный поиск толкований и интерпретаций. Определение пошлого и возвышенного, примитивного и глубокого в понимании рассматриваемой ценности. Учащимся было предложено объяснить пришельцу из другой планеты, не имеющему ни малейшего представления о характере данного ценностного переживания, что представляет собой данная ценность. Детям было предложено определить ценность на вкус, цвет, запах, какие ситуации ассоциируются с нею. Обсудили место ценности в жизни человека и народа. Какие аналогии с рассматриваемой ценностью можно отыскать в будничных делах. В организме человека. В отношениях в семье, в творческом коллективе.

2 шаг. Инкубационный (временное отвлечение от задачи). Изучение традиций в русском национальном костюме: территориальное разнообразие, особенности одежды разных слоев населения. На элективных курсах изучили технологию русской росписи. Палехский стиль, городецкую роспись и др.

3 шаг. Озарение (появление интуитивного решения). Процесс ценностного изобретательства не ограничен временными рамками. Сначала изобразили ценность красками, придали ей форму. Потом приступили к прорисовке элементов костюма. В этот момент школьники дописали свои индивидуальные сценарии образа доброй феи. Дали ей имя. Например, «Царица ночи» окрашена в черный цвет, её формы напоминают облака. Контуры птиц, спящих на ветках, видны в лунном свете.

4 шаг. Приобретение материалов согласно их свойствам. Определение способов отделки, технологии русской росписи на ткани (вышивка пайетками, бисером, нитками). Например, основная ткань для «Царицы ночи» – чёрный креп-сатин, потому что он приятен на ощупь, лаковый блеск создает ночное впечатление, свойства ткани позволяют драпировкой создать форму облаков.

Второй этап. Технологический.

Конструирование деталей одежды девочки выполняли на элективных курсах по информатике. Моделирование деталей одежды выполняли традиционным способом. Затем на готовых лекалах девочки нанесли в цвете орнамент русской росписи в натуральную величину. Пошив изделий костюма осуществлялся одновременно с вышивкой, потому что вышивать удобнее, если деталь или узел можно расположить на столе.

Это коллективное творчество я называю «Мастер и подмастерье». В данном проекте «пошивалось» пять изделий одновременно, авторами являются пять девочек. У большинства изделий высокая степень трудоемкости, поэтому я разрешаю авторам художникам-модельерам привлекать сверстников из других классов. Подмастерьем быть престижно, оказаться в творческом процессе эмоционально приятно. Включаются познавательные процессы: – А почему красного цвета? – Потому что моя бабушка печет большие пироги с клюквой!

Третий этап. Заключительный. «Занавес открывается и осуществляется процесс воссоединения автора с образом».

Данный этап всегда подразумевает обязательное наличие сцены. Последовательность на данном этапе не имеет значения. И вот, урок сказкотерапии, который проводят добрые феи-мастерицы для детей 2 класса…

Всё, что было задумано в творческом процессе, все мыслеобразы теперь будут не только прочувствованы, но и продемонстрированы со сцены. Коллективное театральное искусство позволяет на мощном эмоциональном уровне достичь психологического эффекта при взращивании семени, посаженного в сентябре и целый год культивируемого. А теперь, используя жесты, мимику, перевоплощаясь в своего придуманного героя, всё по Станиславскому, путём «вхождения в образ» мы поможем маленькому семечку превратиться в прекрасный цветок, преподнести детям урок красоты и добра.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 324)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела