Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Все статьи автора(2) Галина Михайловна Макаренко,
кандидат биологических наук,
заведующая модульной лабораторией
«Развитие регионального образования»
МБОУ ДОВ «ГЦРО»

Использование краеведения при организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе

Краеведение учит людей любить не только свои родные места,

но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством,

литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки.

Д.С. Лихачев

Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский

Цель начального образования – всестороннее, многоаспектное развитие личности младшего школьника. Задача педагога состоит в том, чтобы открыть детям многообразие способов усвоения культурных ценностей, сформировать компоненты исследовательской культуры школьника во внеучебной, научно-образовательной, поисково-творческой деятельности. «Мы прикасаемся к тончайшему и нежнейшему в природе – мыслящей матери растущего организма» В.А. Сухомлинский.

Учителю начальных классов принадлежит роль первооткрывателя в организации системной, личностно-ориентированной деятельности по освоению регионального историко-культурного наследия. Одним из путей гуманизации обучения в начальной школе является системный подход по интеграции учебного процесса и краеведческой деятельности.

Существуют различные уровни изучения краеведения в начальной школе:

– Получение «готовых» знаний о крае из рассказа учителя.

– Самостоятельное приобретение знаний, активизирующих познавательную деятельность через рассказы очевидцев, членов семьи, изучение материалов местных изданий.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, включение регионального компонента содержания образования в учебный процесс осуществляется диффузным путём. При отборе краеведческого материала для младших школьников учитываются следующие аспекты:

1. «Позитивный центризм»

Отбор знаний актуальных для ребенка (по Н.Ф.Виноградовой)

2. Конгитивность

Познавательный потенциал, включение новой информации.

3. Аффективность

Эмоциональная окрашенность информации (аттрактивность).

4. Продуктивность

Введение заданий, основанных на моделировании, изобразительная деятельность.

5. Интеграция

Осмысленный перенос знаний способствует раскрытию общих закономерностей в окружающем мире.

6. Социализация

Освоение культурных форм существования в социуме, создание модели поведения.

Введение элементов краеведения в структуру уроков в начальной школе способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия.

С чего начинается Родина для ребёнка? С родного дома, домашнего очага, его первых друзей. Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это уже и родная улица, детский сад, школа, родной город, позже – Россия, и, наконец, планета Земля – наш общий дом.

Развитие любви и привязанности к малой Родине и служит первой ступенью патриотического воспитания детей начальной школы. Основная задача начальной школы при изучении родного города – формирование у школьников образа Новосибирска – интересного и привлекательного. Наш город младшим школьникам необходимо показывать через объекты, близкие ребятам: их дом, улицу, ближайший парк, речку, доступные для восприятия школьников этого возраста объекты общегородского, российского и мирового значения. Учащиеся должны получить простейшую информацию о жизни новосибирцев в прошлом и сегодня, сведения о знаменитых гражданах города, его географии. Учеников в начальной школе необходимо вооружать знаниями и навыками жизни в мегаполисе – Новосибирске. Творческий патриотизм необходимо культивировать с детства.

Лаборатория «Развитие регионального образования» ГЦРО в системе реализует работу по патриотическому воспитанию учащихся в начальной школе. При Городском Центре развития образования (лаборатория «Развитие регионального образования» – зав. лабораторией Г. М. Макаренко, к. б. н.) под руководством известного детского писателя В. В. Шамова работает творческая группа учителей города по созданию комплекта учебных пособий для начальной школы. Помогает в координации работы главный редактор «Сибирского книжного издательства» Н. К. Герасимова. В состав группы вошли творчески мыслящие учителя-профессионалы, энтузиасты своего дела: Т. Н. Кравец, Т. Г. Заикина, О. Г. Егорова.

Цель нашей деятельности – разработать и внедрить систему работы по теме: «Патриотическое воспитание учащихся в начальной школе».

На первом этапе было изучено состояние данной проблемы в педагогической теории и практике. Проведено анкетирование учителей начальных классов школ города Новосибирска по вопросу методического обеспечения краеведческой деятельности в начальной школе (примерно 200 человек).

Второй этап. Выполняя социальный заказ учителей начальной школы города Новосибирска, создано учебное пособие для 1-го класса «Здравствуй, Новосибирск!», которое является первой ступенью патриотического воспитания детей в начальной школе. Пособие через живое, проблемное, личностное восприятие позволит сформировать у школьников представление о Новосибирске, пробудить интерес к прошлому и настоящему города, приобщить детей к отечественной культуре и истории, заложить основы знаний о Новосибирске. На основе краеведческого материала оно поможет развить у учащихся гражданственность и патриотизм как важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности. Пособие включает более 40 страниц текста и дидактические материалы различного характера. В пособие включены сказки и рассказы, стихи новосибирских писателей и поэтов: В. Шамова, Ю. Магалифа, Н. Закусиной, Е. Стюарт, В. Светлосанова, В. Пухначёва, а также учителей начальных классов Т. Кравец и О. Егоровой. Много пословиц, поговорок. Написана аннотация и обращение к ученикам и родителям. В учебник помещены вопросы, основанные на детских наблюдениях и знаниях о городе. Подобраны задания: раскрась рисунок, нарисуй, доскажи предложение, проверь себя, отгадай загадки, соедини отгадки с картинками, выучи стихотворение наизусть, разгадай ребусы, кроссворды, найди 10 отличий и т. д. Большие тексты, пословицы, сказки читает учитель. В данном пособии дети могут рисовать, раскрашивать, приклеивать, готовить поделки к праздникам.

В пособие включены разделы:

1. Новосибирск – мой родной город

2. Мы – первоклассники города Новосибирска

3. Рождение города Новосибирска

4. Новосибирск – столица Сибири

5. Чудеса родного города

6. Театры Новосибирска

7. Новосибирский цирк

8. Любимый праздник новосибирцев

9. Люди Новосибирска, которыми мы можем гордиться

10. Новосибирск – одна семья, и в нём живёт моя семья

11. Мой дом в городе

12. Город-труженик

13. Подвиг сибиряков!

14. Новосибирские детские писатели и поэты

15. Друзья человека

16. Транспорт на улицах города

17. Зелёный наряд города

18. Новосибирск в будущем. Мои мечты и фантазии.

В конце соответствующих разделов приведены правила поведения в зоопарке, в театре, на транспорте. Значительное время отведено экскурсиям (в цирк, на производство, театры и пр.). В пособие включены авторские фотографии Г. М. Макаренко. Началась работа по оформлению пособия известным художником Л. П. Лазаревой. Получены рецензии на пособие. Все замечания, высказанные рецензентами, устранены.

Почему и кому нужно пособие по краеведению в начальной школе. Учителям, ученикам и их родителям. Пособие для учащихся 1-го класса направлено на воспитание уважения и любви к родному Новосибирску, интереса к нему, потребности самостоятельного изучения истории и архитектуры Новосибирска. Пособие помогает формированию мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, развитию речи младших школьников. Авторский коллектив предлагает детям и их родителям прикоснуться к жизни родного города, к славным страницам его истории, вдохновленному труду разных поколений новосибирцев, создавших всего лишь за один век третий по значению город России, столицу Сибири, мировой центр культуры, науки, образования, деловой жизни.

Участие детей определяется их интересами. Широкая содержательная область, наличие разнообразных тем, сочетание теоретических знаний и практических заданий дает возможность каждому ребенку найти в рамках занятий краеведением сферу своих интересов. Пособие предполагает большую вариативность проблематики и форм занятий, свободу учителя в их выборе. Также пособие предполагает системный подход к организации краеведческой деятельности школьников. Полезным является взаимодействие с местными музеями, библиотеками, детскими центрами.

Привлечение родителей учащихся на этапе получения знаний, оценки результатов деятельности – непременное условие при работе с данным пособием. Родительские собрания, выставки работ, презентации имеют большой воспитательный потенциал.

Цель курса: через живое, проблемное, личностное восприятие сформировать у школьников представление о Новосибирске, пробудить интерес к прошлому и настоящему города, приобщить детей к отечественной культуре и истории, заложить основы знаний о Новосибирске, которые будут расширяться и углубляться в дальнейшем.

Задачи:

1. Дать необходимый объем знаний для осмысления исторической роли нашего края в истории России.

2. Развивать способности учащихся анализировать и оценивать факты, явления, события, которые переживал наш край; раскрывать причинно-следственные связи между ними; научиться видеть их в контексте  всероссийских исторических явлений и событий.

3. Персонифицировать историю края, показав жизнь конкретных людей, оставивших заметный след в истории.

4. Сформировать на основе местного материала нравственно-ценностные ориентиры; воспитывать чувства интернационализма, дружбы народов, уважения к культуре народов России.

Необходимо создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка средствами краеведческой деятельности, в результате которой осуществляется формирование знаний, умений, навыков; развитие исторического мышления; организация самостоятельной деятельности связанной, с эмоциональными переживаниями; воспитание любви к малой Родине, национальной культуре.

Введение краеведения в учебный процесс способствует успешному решению двуединой задачи обучения и воспитания детей в процессе их участия в изучении и бережном использовании культурного наследия. Высок воспитательный потенциал школьного курса краеведческих знаний, построенного на углубленном и систематическом изучении среды обитания, в которой школьник постоянно находится с момента своего рождения, где он окружен постоянным вниманием близких. Эта среда хорошо знакома и понятна ребенку, и школьные уроки краеведения в знакомой и доступной ему форме помогают находить ответы на постоянно возникающие вопросы.

Воспитательная функция предполагает: формирование нравственных качеств, привитие чувства патриотизма, раннюю социализацию, формирование «исторического чувства». Реализация её происходит через изучение культуры своего региона (жилища, одежды, утвари, игрушек), что способствует воспитанию художественного вкуса выработке устойчивого состояния психики. Материал пособия должен вызвать интерес к предмету, желание больше узнать о жизни Новосибирска и новосибирцев, пробуждать добрые чувства и в конечном итоге – гордость за свой народ, за историю и культуру.

Обучающая функция – это и развитие речи учащихся, трудовое обучение (изучение видов ручных ремёсел нашего края), изобразительное искусство (иллюстрирование русских народных сказок, выполнение эскизов росписи народных игрушек, посуды).

Велик развивающий потенциал краеведения. Познание окружающего микромира, его особенностей, специфики невозможно без анализа знакомых объектов как источников новых знаний, без «сопоставления», сравнения с другими городами, регионами, без выявления общих и специфических черт в их развитии. Все это способствует формированию аналитических способностей учащихся. Открытие в знакомом окружении незнакомого, поиск ответов на познавательно-проблемные, оценочные задания не только на уроках, но и во время учебных прогулок, экскурсий, самостоятельных путешествий, при общении с родственниками, во внешкольных мероприятиях – увлекательный процесс познания, способствующий формированию познавательного интереса к процессу обучения. В начальной школе особое внимание уделяется развитию маленькой личности. Образование строится на принципах деятельностного подхода.

На раннем этапе обучения в школе (1-4 классы) ребенок изучает локальную историю, культурные традиции своей школы, двора и района, где он живет. Это первоначальное знание закладывает систему представлений о малой Родине и дает стимул для дальнейшего постижения. Целями первого этапа развития школьника в этом направлении могут стать: знакомство с лучшими духовными и культурными традициями своей школы, двора, района; умение ребенка ориентироваться в окружающем территориальном и социальном пространстве, различать понятия «добра» и «зла». Важную роль на этом этапе будет играть и социальное воспитание основы безопасности жизни в окружающем мире.

При профессиональной организации образовательного процесса в начальной школе дидактическая игра пронизывает учебную и внеурочную деятельность детей. С целью сохранения здоровья младших школьников рекомендуется чаще проводить уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-импровизации, театральные уроки и т.д. Их проведение требует от учителя начальных классов соблюдения следующих необходимых условий: правильное, грамотное введение игры в учебный процесс, выбор формы организации игры и мотивированного использования её в структуре урока, проведения рефлексии после игры.

Если в 1-2-м классах ведущей учебной деятельностью является игра, на которой строится весь процесс обучения, то в 3-4-х классах ведущей формой деятельности становится коллективная. Задача учителя состоит в том, чтобы предложить такую систему заданий, которая была бы связана с жизнью ребят и была бы им интересна.

Очень важно, чтобы овладение навыками краеведческой работы происходило сразу на нескольких уровнях: восприятия (непосредственно на экскурсии), воспроизведения (творческие работы, проекты, рефераты, художественные выставки) и творчества (участие в восстановлении памятников истории и культуры).

Содержательная сторона учебного материала имеет важнейшее значение для младшего школьника. Учебное пособие по краеведению для начальной школы должно быть красочным, ярким, легко запоминающимся. «Не обрушивайте на ребенка лавину знаний… под лавиной могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл пред детьми всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» В.А.Сухомлинский. Знания должны быть актуальны для ребёнка, эмоционально окрашены, обязательно должна включаться новая информация.

Курс по новосибирсковедению для начальной школы «Здравствуй, Новосибирск!» рассчитан на четыре года обучения (1-4 классы) при нагрузке 1 час в неделю. Содержание должно углублять и дополнять знания, полученные учащимися на уроках чтения, природоведения, введения в историю, ознакомления с окружающим миром, русского языка, изобразительного искусства.

Следует обратить особое внимание на развитие у школьников интереса к изучению истории и культуры Новосибирска и происходящим в городе событиям, посещению выставок, музеев, театров, экскурсий, приобщение учеников к современной жизни города. В первую очередь, необходимо ознакомить детей с городскими достопримечательностями и объектами ближайшего окружения, обогатить лексику детей архитектурными и градоведческими терминами, сообщить им сведения о знаменитых людях, которые жили и творили в нашем городе.

Задача первого года обучения – постепенно подвести школьника к пониманию того, что Новосибирск – город, в котором он живёт, – его дом, его родина. За этот год дети узнают главные особенности и достопримечательности Новосибирска – одного из крупнейших городов России, историю названия города, получат представление о размерах Новосибирска, о его природе, о памятниках. Дети должны понимать и уметь объяснить такие понятия, как город, родина, гимн, герб. Выстраивая уроки-путешествия, учитель наряду с образовательными задачами должен научить детей безопасному поведению на улицах города и в транспорте, правилам поведения в общественных местах.

Через организацию работы по созданию родословных учащихся кроме огромного воспитательного потенциала решаются и конкретные образовательные задачи. Воспитывается уважение к личности, чувство гордости, сопричастности к прошлому своей семьи. Через изучение родословных учащихся происходит иллюстрация конкретных периодов в истории края.

Во второй год обучения ребята познакомятся с рождением города. Почему и благодаря кому возник наш город. Какими были город и его жители в прошлом, как они жили. Здесь уместно обращение к народной культуре конца XIX – начала XX века с привлечением методических приёмов и форм, помогающих разбудить фантазию и мысль ребёнка. Это могут быть различные дидактические, логические, ролевые игры с элементами театрализации: обыгрывание старинных обрядов, традиций календарных праздников, сценок из быта новониколаевцев с использованием костюмов и декораций.

Учебный материал учитывает возрастные особенности детей младшего школьного возраста, способствует развитию их творческой индивидуальности и готовит к изучению курсов истории и обществознания в основной школе. Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает интерес к изучению прошлого своей семьи, школы, района, города, страны. Именно это создает условия для формирования чувства сопричастности тому, что происходит в обществе.

Третий этап. На основе анализа полученных данных разработана серия обучающих семинаров для учителей начальной школы по теме: «Преподавание краеведения в начальной школе» на основе методического пособия «Здравствуй, Новосибирск!». В 2009 году началась работа по ознакомлению учителей начальных классов с имеющимися в регионе и в городе Новосибирске учебными пособиями по краеведению. Рассказываем, как работает творческая группа учителей при ГЦРО по созданию комплекса учебных пособий для начальной школы. Знакомим с проектом пособия для 1-го класса «Здравствуй, Новосибирск!». Обучающие семинары для учителей начальной школы проведены в Железнодорожном, Кировском, Ленинском, Первомайском, Дзержинском, Октябрьском, Центральном районах. Всего охвачено 250 учителей.

В результате нашей деятельности мы ожидаем, что будет:

– Разработано и внедрено в воспитательную систему школ программа по краеведению для младших школьников.

– Разработаны методические рекомендации для учителей по организации краеведческой работы с младшими школьниками.

– В начальной школе сложится эффективная система обучения, воспитания и развития патриотически и граждански сформированной личности.

– Повысится уровень профессиональной компетентности учителей по проблеме патриотического воспитания младших школьников.

– Будет создана система научно-методического, информационного обеспечения работы по краеведению в начальной школе.

Мы приняли участие в Областном конкурсе социально значимых проектов в номинации «Проекты, направленные на создание условий для проведения работы по патриотическому воспитанию населения Новосибирской области и осуществлению эффективной молодежной политики». Для участия в конкурсе представили проект «Патриотическое воспитание учащихся начальной школы через организацию краеведческой работы по пособию «Здравствуй, Новосибирск!» Работа проводилась совместно с Сибирским книжным издательством.

Предварительно были составлены и собраны письма поддержки от учителей начальных классов двух районов: Центрального и Ленинского. С данным проектом участвовали в работе Выставки социально значимых проектов НСО на Сибирской ярмарке. Получили Диплом Участника выставки.

Г.М. Макаренко, Т.Н. Кравец, Т.Г. Заикина

 

Фрагмент оформления стенда

 

Наш стенд на выставке 

Приложение. Из опыта работы учителей начальных классов города Новосибирска.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 37)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела