Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Все статьи автора(2) Ольга Николаевна Иванишина,
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ ЦРР детского сада № 14 «Аленка»
Калининского района г. Новосибирска

Исследовательская деятельность в музее как средство развития у дошкольников связной речи

«Музейная педагогика» – это словосочетание сегодня знакомо практически всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже XIX-XX веков. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса.

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Воспитатели, осознавшие великое и незаменимое значение музея как воспитательного и образовательного центра, выражают порой недоумение, почему нет ожидаемого результата, хотя водят своих подопечных в музей чуть ли не каждый месяц. Оказывается, дело вовсе не в частоте посещений музеев, а в степени подготовленности ребенка к восприятию предметного языка культуры. Привести детей в музей и ожидать от них полноценного восприятия информации – дело настолько же наивное и безнадежное, как уповать на то, что человек, впервые взявший в руку скрипку, кисть, глину, начнет создавать прекрасные произведения искусства. Воспитатель должен отдавать себе отчет в том, что дошкольник не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Требуется большая предварительная подготовка к общению с предметным миром культуры.

Дошкольное детство, с психологической точки зрения, является благоприятным для развития познавательной активности, творческих способностей, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать мир. Известно, что у ребенка будут преобладать те способности, для развития которых имеются стимулы и созданы условия. Если условия благоприятны, то развитие способностей идет легко, достигает наибольшей высоты, ребенок может стать талантливым. При «невостребованности» этих способностей происходит необратимый процесс их угасания. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию познавательной активности, творческих способностей.

Поощряя любознательность, сообщая знания, вовлекая детей в различные виды деятельности, взрослые способствуют расширению детского опыта, а накопление опыта и знаний – необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врожденными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растет ребенок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики.

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-образным и наглядно-действенным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл» К.Е. Тимирязев.

Именно поэтому необходимо уделять большое внимание исследовательской деятельности. Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследований идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта или наблюдения, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном. Необходимо отметить двухсторонний характер этих связей. Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Я считаю, что исследовательская деятельность близка к идеальной. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Именно исследовательская деятельность поможет подготовить детей к общению с предметным миром культуры.

С тех пор как наш детский сад стал работать по теме «Музейная педагогика в детском саду», мы посетили не один музей нашего города. А также создали собственный музей в детском саду и в каждой группе тематические мини-музеи. Перед каждой экскурсией я проводила предварительную работу. Самая большая работа велась перед посещением Краеведческого музея, так как именно этот музей составляет самую широкую сеть музейной культуры и включает отделы истории, природы, декоративно-прикладного искусства, небольшие картинные галереи и др. Первое, что я сделала, это рассказала детям о создании первого музея в нашей стране (В Санкт-Петербурге в 1714 году основан Петром I, называется Кунсткамера), о том, какие музеи существуют сейчас и какие экспонаты там хранятся.

Так как в Краеведческом музее есть отдел «Природа НСО» и я знала, что туда обязательно поведу детей, то начала знакомить детей с флорой и фауной, полезными ископаемыми, ландшафтом НСО.

Используя тёплую погоду во время прогулок, я организовывала игры с песком. При этом знакомила детей со свойствами и особенностями этого природного материала. Учила различать и называть свойства песка: сухой, влажный, очень мокрый, состоит из мелких песчинок, сыплется, лепится, хорошо пропускает сквозь себя воду, организовывала игры с песком: строительные, «кулинарные». В зимнее время я проводила наблюдение в группе. Первое – рассматривание небольшой горстки сухого песка на белой бумаге. Цель – показать детям, что песок состоит из отдельных песчинок, они мелкие, твердые, неровные, разного цвета. Давала возможность трогать песок и рассматривать его через лупу. С помощью эксперимента «Цветной песок» познакомила детей со способом изготовления цветного песка, перемешав его с цветным мелом. Второе наблюдение – рассматривание камней. Во время исследования детьми камней добивалась, чтобы дети описывали их форму, цвет, особенности поверхности. Мы опускали камни в стакан с водой и забивали в камни гвозди. Дети сами делали выводы. После чего мы сравнили камни с песком и назвали сходства и отличия. Попытались сами сделать песок путём трения и ударов друг о друга больших камней. Аналогичные исследования проводила с глиной, землёй, углём. Во время наблюдений обращала внимание детей на новые слова, добивалась повтора. После совместных занятий дети не раз самостоятельно экспериментировали с этими материалами, проговаривали свои действия. В группе собрана коллекция камней. После того как дети узнали элементарные сведения, они с большим интересом посетили музей «Камня» (2 группа), где получили новую информацию о ценных (мрамор, гранит) и драгоценных камнях. Рассмотрели открытки и иллюстрации с архитектурными сооружениями из мрамора и гранита, а также украшения и изделия из драгоценных камней.

Знакомство с деревьями и кустарниками Новосибирской области я начала, конечно же, с территории нашего детского сада, тем более что у нас растут многие деревья нашей полосы. С остальными деревьями знакомились по открыткам. Чтобы поближе познакомиться с кустарниками, давала задание на дом. Приезжая после выходных с дачи, дети рассказывали, у кого какие кустарники растут, с каких кустарников собирают ягоды, а какими просто любуются.

Во время наблюдений использовала беседы. Чтобы вызвать интерес у детей и повысить их активность во время беседы я нередко начинала рассказ из собственных наблюдений, а в процессе её использовала загадки, речевые логические задачи, стихи, пословицы. Я заметила, что решение предложенных логических задач не вызывают у детей затруднений. Опираясь на знания, полученные путём наблюдений и элементарных опытов, они легко устанавливают связь, отвечая на вопросы «Почему?» Одновременно с этим такие задачи полезны тем, что они побуждают детей пользоваться развёрнутой формой речи, приучают их к составлению различных видов сложных предложений, развивают монологическую речь. Во время наблюдений использую дидактические игры («Угадай, что где растёт», «Найди пять листьев с разных деревьев и назови их», «Найди самый большой лист», «Найди дерево или кустарник по описанию» и др.). Дидактические игры помогают мне уточнить знания детей, проверить их умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

Значительное место в беседах о природе занимают картины. Рассматривая картину, мы можем увидеть такие стороны жизни природы, которые не всегда можно наблюдать в естественных условиях. Рассматривание пейзажей способствует развитию выразительности детской речи (увеличивается количество определений, сравнений, метафор). Рассматривая с детьми пейзажные картины, я учила их понимать замысел художника, настроение, переданное им в картине, учила определять изобразительные средства, которые использовал художник и всё это выражать словами. При решении этих задач использовала вопросы, которые бы помогли детям не механически отмечать в ней всё изображённое, а пытаться увидеть главное, интересное. Понять настроение пейзажа помогают, например, такие вопросы: «Весёлая эта картина или грустная? Почему вы так думаете? Какие краски нужны были художнику, чтобы показать это? Какие краски взял бы художник, если бы захотел нарисовать не пасмурный и хмурый день, а яркий и весёлый? Почему художник так назвал свою картину?». Для лучшего восприятия живописи, я предлагала детям сравнить изображённое на картине с наблюдаемым в окружающей природе. Этот приём называют введением в воображаемую ситуацию. Правильному и глубокому восприятию картины способствует поэтическое слово. Рассматривая картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ввела стихотворение А. Плещеева:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою…

Или, рассматривая картину К. Юона «Русская зима», прочитала стихотворение С. Есенина «Берёза».

(Дидактические игры, речевые логические задачи, перечень картин, примерные планы занятий с использованием речевых логических задач предложены в книге Н.Ф. Виноградовой «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»).

В нашей группе собран гербарий, который помогает и в зимнее время проводить наблюдения.

Для того чтобы у детей были знания не только о внешнем виде деревьев и растений, их пользе, но и о свойствах, провела эксперимент «Приключения Буратино». Перед детьми стояла задача: «Как помочь Буратино переплыть через речку?». Только после того, как проверили гипотезу, что Буратино деревянный и возможно не утонет (для этого опускали в воду деревянные предметы), дети сделали вывод: дерево в воде не тонет, а значит, Буратино не утонет и сможет переплыть. Чтобы проверить ещё одно свойство дерева – горит, дала родителям домашнее задание и попросила, чтобы свой эксперимент ребёнок зарисовал и смог по рисунку рассказать.

Информацию о том, какие предметы делают из дерева, и рассмотреть их мы смогли в музее «Дерева» (11 группа).

В нашей группе создан музей «Ложки». Ложки самые разнообразные – металлические, алюминиевые, пластмассовые, деревянные, «специальные» ложки. Создавая музей «Ложки», мы не просто собирали экспонаты и складывали их на полку. Каждая новая ложка была исследована, рассмотрена.

С помощью копировальной бумаги дети переносили силуэт металлической ложки и орнамент её ручки на лист бумаги, а затем мы сравнивали полученный результат и обсуждали: всё ли получилось, и если нет, то почему. Дети сделали вывод: свойства копировальной бумаги – точное копировании рисунка.

Для опыта «Тонет – не тонет» нам понадобились ложки, сделанные из разных материалов, разных форм и размеров. Добивалась, чтобы дети самостоятельно выдвигали свои предположения, делали выводы, понятно выражали свои мысли.

Для эксперимента «С какой ложкой дружит магнит» мне понадобились также различные ложки. Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом, ввести новые слова – магнетизм, магнетические.

Дидактическая игра-магазин «Ложки» помогла мне в обучении детей точно описывать внешний вид ложки, материал, из которого она сделана, её применение.

Для опыта «Какая ложка нагревается быстрее» я использовала деревянные, пластмассовые и металлические ложки. Дети сделали вывод: деревянной ложкой удобней кушать горячу пищу, потому что она не нагревается.

Для измерения сыпучих продуктов использовала ложки разных размеров. Придумывали названия ложкам – великан, малютка, средничок.

Гордостью нашего музея являются хохломские ложки. Познакомила детей с тем, что хохломские мастера делали не только ложки, но и много разной посуды. После того как мы познакомились со способом её изготовления, я провела дидактическую игру «Что сначала, что потом?». Дидактическая задача: развивать внимание, быстроту мышления, а также связно рассказать способ изготовления хохломской посуды. Во время рассматривания орнамента хохломской росписи вводила в словарь детей новые слова – усики, осочки, капельки, кустики, завиток. В летнее время мы с детьми рассматривали травинки, цветочки, листики, ягодки. Обсуждали, какая ягодка или какой листик мог бы подойти нам, если бы мы были художниками и решили расписать посуду хохломской росписью. Придумывали с детьми названия растениям – травка-муравка, трава-мурава, ягодка-бусинка.

Для закрепления названия красок, которые используют хохломские художники, провела эксперимент «Дружба красок». Сообщила детям, что поступил срочный заказ из музея на хохломскую посуду. После того как дети начали расписывать, оказалось, что нет зелёной краски. Что делать? В магазин идти не когда, в соседней группе тоже нет зелёной краски. Подвела детей к тому, что краски можно смешать (С+Ж). Цель: формировать умения смешивать краски для получения нового цвета, развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, находить выход из любой ситуации.

Познакомила детей с тем, что хохломская посуда – это только малая часть декоративно-прикладного искусства. Нашими мастерами созданы замечательные игрушки: дымковские, богородские, полхов-майданские и семёновские матрёшки, глиняные – тверская и каргопольская и др.; расписная посуда – гжельский фарфор, жостовская, мезенская, городецкая.

Для ознакомления с разделом «Рукоделия», мы посетили музей 7 группы. Здесь нас познакомили с различными вышивками, материалами для шитья, вышивания и вязания, старинными названиями некоторых изделий (ширинка – полотенце), приспособлениями для шитья (иголки, ткань, пяльцы), вязания (пряжа, спицы, крючок), узнали о вышивках-оберегах.

В своей группе дети уже с интересом взялись рассматривать различную ткань и решали, подойдёт ли она для вышивки. Вместе с детьми рассмотрели канву. Подвела к тому, что волокна переплетаются между собой в шахматном порядке. Для того чтобы ответить на вопрос, что было бы с тканью, если бы плетение было не шахматным, предложила детям из бумаги соткать коврик. Причём специально не заострила внимание на способе плетения. У тех детей, кто сделал в шахматном порядке коврик, изделие не распалось, а у тех детей, которые не правильно выполнили плетение, коврики рассыпались.

С нитками тоже экспериментировали – пытались вставить в иголку, если нить толстая, её делили. Отбирали нитки для вышивки – мулине; для вязания – шерстяные, махеровые; для шитья – х/б или шёлковые. Исследовали нитки на прочность, горение и запах при горении. Для того чтобы проверить на прочность, провели эксперимент: к каждой нитке, по очереди, привязывали одинаковый груз, какая нитка выдержит груз, та и самая прочная. В заключение дети зарисовали опыт и сделали вывод: самая прочная махеровая нить.

А для эксперимента «Какая нитка как горит и какой запах издаёт при горении» использовали газовую горелку и различные нити. Выяснили, что лучше всего горят шерстяная и х/б нити, а шёлковая только тлеет. Запах при горении тоже разный.

Дети с интересом рассматривали бисер, нанизывали его на леску разной толщины, на нитку. После чего сделали вывод: подходит только тонкая леска, потому что ушко у бисера маленькое, а чтобы нанизать на нитку, нужна иголка, потому что нитка мягкая и гнётся.

Благодаря разделу «Рукоделие», словарь детей пополнился новыми словами: вышивка, шитьё, пяльцы, вышивка-оберег, канва, махер, бисер и др. Старалась, чтобы дети чётко формулировали свои ответы и давали их в грамматически правильной форме, составляли сложные предложения. Закрепляла умение согласовывать существительные с прилагательными.

Во время экскурсии в Краеведческий музей я убедилась, что усилия, потраченные на предварительную работу, не прошли даром. Дети не только с большим интересом рассматривали экспонаты, но ещё и проявляли свои знания.

В нашем городе существует такое научно-просветительное учреждение, как Планетарий. В Планетарии есть телескопы, звёздные карты, атласы, описания солнечных и лунных затмений, помещение «Солнечной обсерватории» и др. А в Академгородке музей «Солнца», в котором размещаются 1500 тысяч экспонатов, посвящённых Солнцу.

Тема «астрономия» достаточно сложная для наших детей, но одновременно с тем интересная. Поэтому перед тем как предложить детям экскурсию в планетарий или музей «Солнца», их также необходимо подготовить. Первое, с чего начала знакомить детей, это с беседы о строении солнечной системы: с Солнцем, которое постоянно вращается вокруг себя; с планетами, которые вращаются вокруг Солнца. Познакомила с картой, которая рассказывает о строении Солнечной системы. Каждая планета вращается по своей орбите. У Земли есть свой спутник – Луна, которая вращается вокруг Земли. В вечернее время предлагала детям полюбоваться звёздным небом, объясняла, что это Космос, Вселенная, космическое пространство. Отслеживали главные фазы Луны: новолуние, узкий серп, половину луны, полнолуние и её исчезновение.

Для того чтобы понять, почему на Земле происходит день и ночь, провела эксперимент. Для этого взяла глобус и электрическую лампу-солнце. Для начала предложила детям подумать, почему день сменяет ночь и наоборот. После размышлений детей предложила им рассмотреть освещённый глобус, подвела к тому, что там, где свет, там день. После медленного вращения глобуса дети стали отмечать, что приближается вечер, а затем и ночь. Дети сделали вывод: Земля всё время вращается вокруг Солнца, поэтому день сменяет ночь.

Но Солнце не только светит, а ещё и греет. Для следующего эксперимента взяла всю ту же электрическую лампочку – это Солнце. Предложила детям подставить ладошку, а затем различные предметы. Дети сделали вывод: все предметы нагреваются, когда на них попадает свет, потому что от раскалённых тел исходит не только свет, но и тепло.

Чтобы показать детям, что тёплый воздух легче холодного и поэтому он поднимается вверх, провела другой эксперимент: из круга вырезали спираль и подвесили её на нитке над лампочкой. Дети увидели, что спираль завертелась. Это говорит о том, что тёплый воздух поднимается вверх и заставляет вращаться спираль.

С помощью беседы, наблюдений и экспериментов дети получили элементарные представления о строении солнечной системы, о том, какие планеты ещё существуют, о месте их расположения по отношению к Солнцу, о том, что Солнце не только светит, но и греет. Познакомились с новыми понятиями: спутник, полнолуние, орбита, Вселенная. А в мини-музее «Солнца» (10 гр.) рассмотрели различные экспонаты, связанные с Солнцем (игрушки, рисунки, предметы быта, открытки, фотографии и др.).

В заключение хочу сказать, что информация успешнее усваивается ребёнком, если она имеет яркую эмоциональную окрашенность. Наличие интереса уже свидетельствует об эмоциональной окраске. Выделяют особую эмоцию – любопытство, которая может стать основой любознательности. В свою очередь, любознательность может стать проявлением интереса. Поэтому важно, чтобы накопление знаний было делом приятным и занимательным. В результате получения объёма знаний, моделирования проблемных ситуаций, стимулирования интереса ребёнок с нетерпением начинает ждать встречи с музеем.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 10)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела