Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Надежда Анатольевна Зуева,
старший воспитатель МАДОУ детского сада № 373 «Скворушка»
Дзержинского района г. Новосибирска

Проектная деятельность в дошкольном учреждении

Российское образование находится на этапе системных изменений. Основанием к этим изменениям является новая образовательная политика, которая отражается в основных нормативно-правовых документах. Концепция модернизации определяет векторы движения Российского образования в целом и соотносит их с тенденциями развития общества.

В концепции модернизации к числу наиболее важных тенденций развития современного общества, обуславливающих необходимость существенных изменений в системе образования относятся:

– переход к «информационному обществу», в условиях которого существенно расширяются масштабы межкультурного взаимодействия, а в связи с этим особую важность приобретает фактор коммуникабельности и толерантности;

– возникновение и рост глобальных проблем, решение которых требует формирования современного мышления.

Кроме того, на современном этапе обязательным требованием к написанию программы дошкольного образования является требование внедрения проектных технологий в воспитательно-образовательный процесс в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей.

В нашем учреждении было проведено анкетирование родителей по теме: «Какими они хотели бы видеть своего ребёнка по выпуску из детского сада?»:

– 73% опрошенных отдают предпочтение социальному развитию личности, т.е. ребёнок должен уметь вступать в контакт и общаться со сверстниками, уметь понять себя и другого, уверен в себе и т.д.

– 72% опрошенных при выборе критериев развития личности желают заложить в ребёнка основы интеллектуально-творческого мышления.

– 78% отмечают, что успешность освоения материалов зависит от заинтересованности ребёнка в получении информации.

Выпускник ДОУ должен быть любознательный, креативный, коммуникабельный, толерантный, т.е. социально развитым и мобильным, уметь проектировать свою деятельность и жизнь.

Таким образом, в дошкольном образовании назрела необходимость введения педагогического проектирования и научения педагогов (в первую очередь) методам проектирования, в перестройке педагогического процесса в соответствии с единым консолидированным заказом. Для ознакомления и обучения педагогов нашего учреждения проектной деятельности были проведены консультации, семинары, практикумы, педагогические советы по данной теме. Также педагоги проходили обучение на курсах в ГЦРО по написанию проекта.

Важным и существенным признаком проектирования является то, что это работа с будущим. По мере своего развития проектирование в педагогической культуре приобретало черты всё более развитого понятия. На сегодняшний день в одном ряду с проектированием стоят такие понятия, как планирование, прогнозирование, моделирование, программирование.

Педагогическое проектирование – это особая деятельность педагога по преобразованию педагогической действительности, приведение образовательной практики в соответствие с общественными потребностями. Здесь подразумевается такой уровень проектирования, как уровень конкретного образовательного учреждения. В этом случае можно говорить о разработке программы развития ДОУ в целом или о проектировании определённых направлений жизнедеятельности учреждения. К ним относится проектирование системы взаимодействия с родителями, предметно-пространственной среды, системы оздоровительной работы и т.д. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой ребёнок приобретает знания и умения, опыт творческой деятельности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Особый вопрос о роли самого ребенка в процессах социально-педагогического проектирования. Он может выступать как заказчик, непосредственный субъект проектировочной деятельности, как эксперт по отношению к ней. В проектировочной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость» как минимум в следующих ситуациях:

1) когда необходимо заявить свои собственные цели, свои представления о себе и об объекте проектирования, отстоять свою позицию в дискуссии с товарищами и взрослыми;

2) когда необходимо открыто и четко заявить о своих трудностях, проанализировать их причины, и, прежде всего, искать причины в себе;

3) когда необходимо согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных идеалов и уметь находить общие точки выращивания нового, возникшего как новое качество (цель – средство) в общей работе;

4) когда необходима творческая самобилизация.

Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным.

Большинство педагогов дошкольных образовательных учреждений очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребёнка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы. Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребёнок окажется в объективной позиции.

В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение и проявление самостоятельной активности, при этом субъективность ребёнка может проявляться по-разному. Так, ребёнок может высказать оригинальную идею (то есть ранее не высказанную другими детьми) или поддержать и немного видоизменить идею другого ребёнка.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

В нашем учреждении с 2009 года 100% педагогов используют проектный метод обучения. Самыми активными педагогами в нашем учреждении по написанию и реализации проектов стали: Оксана Викторовна Трудолюбова, Татьяна Анатольевна Шиловская, Нина Александровна Порешнева, Ольга Борисовна Дьячкова, Лариса Анатольевна Акимова.

Разработанные и реализованные взрослые и детские проекты принимали участие в различных конкурсах, таких как Всероссийский конкурс «Росточек», «Мир спасут дети», городские конкурсы проектов, районные конкурсы. Так, например, за 2009-2010 учебный год педагоги и воспитанники нашего учреждения, а также и их семьи имеют следующее количество наград: Золотая и Серебряная медаль Всероссийского конкурса, 45 дипломов конкурсов различного уровня, 5 грамот, 13 благодарственных писем.

Разрабатываются детские проекты, в которых активно принимают участие не только дети, но и их родители. Для того чтобы пробудить интерес родителей к жизни детей в дошкольном учреждении и найти способ сотрудничества родителей с педагогами ДОУ в сентябре 2009 года был разработан и реализован проект «Семья года». Целью проекта являлась разработка новых форм дифференцированной работы с семьёй, направленной на повышение уровня мотивации у родителей к сотрудничеству с ДОУ. Основными направлениями деятельности при реализации проекта стала организация семейных конкурсов и мероприятий для выявления самых активных и талантливых семей воспитанников. В мае 2010 года было проведено общее садовское родительское собрание, на котором и были объявлены победители конкурсов «Семья года», для родителей был подготовлен праздничный концерт с участием воспитанников и педагогов ДОУ, а также победителям были вручены подарки, в конце собрания для всех присутствующих было организовано чаепитие.

С апреля 2010 года наше учреждение принимает участие в пилотном проекте «Kidsmart». В рамках инициативы IBM наше учреждение получило в дар два комплекта Kidsmart РС с русифицированным обучающим программным обеспечением. Входящее в комплект программное обеспечение помогает развивать у детей пространственное воображение и творческие способности, а также осваивать основы математики и естественных наук. Помимо обучающего программного обеспечения в комплект входят два персональных компьютера с большими мониторами и красочными пластиковыми партами, специально разработанными для программы Kidsmart компанией Little Tikes.

Для воспитателей это демонстрирует возможности наилучшего использования технологии для поддержки преподавания и обучения в образовательных учреждениях. Для того чтобы обучить педагогов ДОУ использовать ИКТ в образовательном процессе разработан взрослый проект, а в ходе работы с детьми уже созданы и детские проекты, презентацию которых дошкольники делают уже сами на компьютере.

28 сентября 2010 года на базе нашего учреждения было проведено методическое объединение для старших воспитателей и педагогов Дзержинского района по теме: «Технология детского проектирования как индивидуальный подход к ребёнку». Педагоги нашего учреждения поделились опытом работы по использованию проектного метода в обучающем процессе, также был проведён мастер-класс по написанию детских проектов. Все присутствующие выразили слова благодарности, одобрили наш опыт работы. В дальнейшем мы также будем использовать проектную деятельность в обучающем процессе, будем разрабатывать проекты, принимать активное участие в проводимых конкурсах по проектной деятельности.

Педагогический коллектив детского сада № 373 «Скворушка» желает всем педагогам дошкольных учреждений творческих успехов в применении проектного метода обучения. Умение поставить ребенка в позицию ответственности перед собой и другими и в то же время создать условия для раскрепощения творческих задатков составляет основной предмет собственно педагогической деятельности в процессе проектирования.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 15)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела