Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Ведущая рубрики
Все статьи автора(7) Наталья Николаевна Букарева,

руководитель отдела музеев

МБОУ ДОД Городского центра физической культуры и спорта

«Виктория» г. Новосибирска

Анализ работы музеев образовательных учреждений за 2009/2010 учебный год

Школьный музей – это уникальный музей, в котором могут храниться и экспонироваться исторические предметы наравне с рукотворными, отражающие мир детства. О многих музеях можно сказать, что они придают школе особую индивидуальность и оказывают влияние на многие аспекты ее деятельности. На базе музеев работают кружки и факультативы, проводятся встречи с интересными людьми и внеурочные воспитательные мероприятия, учебные занятия и научные исследования, осуществляется поисковая работа по пополнению музейных фондов. И это далеко не полный список форм работы музея образовательного учреждения.

По данным на 1 сентября 2010 года в Новосибирске в образовательных учреждениях работает 154 музея, в том числе 2 музейных уголка и 7 музеев в детских садах, что на 10 музеев больше, чем в 2009 году. Это заслуга и педагогических коллективов образовательных учреждений, и специалистов районных отделов (управлений) образования. Руководители школьных музеев вместе с активистами участвуют в конкурсах, конференциях, фестивалях, ведут поисковую и научно-исследовательскую работу.

А теперь немного подробнее о проведении городских массовых дел, которых в 2009/2010 учебном году отделом патриотического воспитания ДТД УМ «Юниор» города Новосибирска было проведено 6: педсовет для руководителей музеев образовательных учреждений, конкурсы «Экскурсионные маршруты нашего города» и «Давно окончилась война», 2 научно-практических конференции: для руководителей музеев ОУ и для учащихся НОУ «Сибирь», Фестиваль музеев. Образовательные учреждения всех районов города участвовали в мероприятиях.

Хочется отметить в этом году две самые активные школы (в прошлом году была одна – № 57). По результатам участия в городских массовых делах школа № 168 (руководитель музея Сосновская Анна Николаевна) и школа № 41 (руководитель музея Журовик Галина Федоровна) приняли участие во всех городских массовых делах. Активисты этих музеев подавали на конкурсы работы по нескольким номинациям, занимали призовые места. Отдельно хочу сказать об активности музеев, которые работают на базе дошкольных учреждений. Не скажу, что они участвуют во всех наших мероприятиях, что невозможно из-за возраста их детей. Но по мере возможности они участвуют и в конкурсах (д/с № 55 Первомайского района), и очень активно в конференции для руководителей музеев: выступают, пишут статьи для нашего сборника (д/с № 425 Кировского района и д/с № 11 Первомайского района).

Представляю таблицу активности районов, которую мы публикуем ежегодно и некоторые комментарии к ней. Эти цифры складывались из активности музея каждого образовательного учреждения. И о самых активных музеях я бы хотела сказать.

Район

2006-2007

(%)

2007-2008

(%)

2008-2009

(%)

2009-2010

(%)

1

Дзержинский

17,3

29,9

59,3

55,2

2

Железнодорожный

28

42,9

58,3

65,0

3

Заельцовский

0

31,2

28,9

49,9

4

Калининский

11,1

50

38,3

37,7

5

Кировский

15

56,2

55,7

31,5

6

Ленинский

24

41,8

33,8

50,6

7

Октябрьский

10

42,8

33,8

47,8

8

Первомайский

9,9

57,8

32,8

43,0

9

Советский

14,2

37,8

32,4

36,3

10

Центральный

43

71,4

41,5

52,1

Средний % по городу

17,5

46,18

48

46,91

Образовательные учреждения, руководители музеев которых приняли участие в 5-4 мероприятиях: Дзержинский район (МБОУ гимназия № 15, МБОУ лицей № 113, МБОУ СОШ № 7, 18, 57, 71, 82, 111, 169); Железнодорожный район (МБОУ гимназия № 10, МБОУ СОШ № 1, 3); Заельцовский район (МБОУ СОШ № 13, 33, 51, 180); Калининский район (МБОУ СОШ № 23, 105, 158); Кировский район (МБОУ СОШ № 47, 63, 134); Ленинский район (МБОУ гимназия № 14, 16, МБОУ СОШ № 15 (оба музея), 40, 48, 56, 90, 129, 132); Октябрьский район (МБОУ СОШ № 2, 19, 76, 195, 202); Первомайский район (МБОУ СОШ № 41, 140, 146, лицей № 128); Советский район (МБОУ СОШ № 163, 190); Центральный район (МБОУ СОШ № 29, экономический лицей). В 2008\2009 учебном году таких музеев было 20, а в 2009\2010 учебном году их число возросло до 45. Второй год подряд в число наиболее активных образовательных учреждений входят: гимназии № 10, 15, школы № 3, 15 (Музей Боевой Славы), 18, 29, 47, 56, 57, 71, 111, 134, 169, 202. Руководители музеев этих образовательных учреждений активно и результативно участвуют в конкурсах, мероприятиях, печатают интересные материалы в газетах «Интерактивное образование», «Педагогическое эхо», методических сборниках нашего отдела, выходят с инициативными предложениями.

К большому сожалению, есть музеи, руководители которых по разным причинам не очень активно и довольно редко представляют свой опыт на городском уровне: Дзержинский район (детский дом № 9); Заельцовский район (МБОУ лицей № 200,); Калининский район (МБОУ СОШ № 26, 30, 46, 126, 203); Кировский район (МБОУ СОШ № 108, Лицей информационных технологий, детский сад № 172); Ленинский район (МБОУ СОШ № 48 – Музей истории школы, 92, 175); Октябрьский район (МБОУ СОШ № 97); Первомайский район (МБОУ СОШ № 144, детский сад № 477); Советский район (МБОУ СОШ № 102, гимназия № 5).

Среди музеев образовательных учреждений города есть и такие, которые не приняли участие ни в одном городском мероприятии нашего отдела: Кировский район (МБОУ СОШ № 128, МБОУ СОШ № 135, 152, 182); Ленинский район (ДДТ им. Дубинина); Октябрьский район (МБОУ СОШ № 1); Первомайский (МБОУ СОШ № 154); Советский (МБОУ СОШ № 80). Эти музеи прошли паспортизацию, некоторые дважды. Хотелось бы почаще видеть руководителей этих музеев на наших мероприятиях.

А теперь я бы хотела остановиться на более подробном анализе участия музеев и их результатах по каждому мероприятию.

Научно-практическая конференция школьников НОУ «Сибирь»

В 2009/2010 учебном году на секцию «Музеология» было представлено 36 работ из 23 образовательных учреждений города. Это больше в 1,5 раза, чем в прошлом году: в 2008\2009 учебном году была представлена 21 работа из 17 образовательных учреждений. Это говорит о популярности нашей секции, о профессионализме педагогов и активности учащихся.

Из достоинств можно выделить следующие: качество работ было на порядок выше прошлого учебного года. Учениками и педагогами были проведены глубокие исследования, даны описания и проанализированы различные источники, грамотно и логично выстроены доклады, сделан анализ проделанной работы, представлены выводы. Многие из ребят работали с первоисточниками в архивах различных уровней. Многие работы основаны на исследовании материалов своих школьных музеев. Из недостатков можно назвать следующие: темы некоторых учащихся не были четко сформулированы, не всегда понятно, какие методы исследования были использованы, иногда не были указаны источники, на основании которых была написана работа.

Образовательные учреждения, учащиеся которых первый год участвовали в работе научно-практической конференции «НОУ «Сибирь»: № 168 Железнодорожного района, 180 Заельцовского района, 184 Калининского района, 41 Кировского района, 90 Ленинского района, 2 Октябрьского района, 142 Первомайского района (учащиеся Первомайского района в этом году впервые вышли на городскую конференцию в секции «Музеология»), 12 и экономический лицей Центрального района.

Третий год подряд свои работы представляют на суд жюри ученики ряда школ: № 15, 94, 132 Ленинского района, гимназии № 7 и школы № 134 Кировского района, гимназии № 13 и школы № 29 Центрального района города Новосибирска.

Ни одной работы не было подано на научно-практическую конференцию «НОУ «Сибирь» в секции «Музеология» в 2009\2010 учебном году из школ Советского района. По одной работе представили районы: Калининский (школа № 184), Первомайский (школа № 142). Некоторые образовательные учреждения для секции «Музеология» представляют несколько детских работ: Аэрокосмический лицей Дзержинского района, 168 школа Железнодорожного района, 180 школа Заельцовского района, 41 и 63 школы Кировского района, 15 и 94 школы Ленинского района, 2 школа Октябрьского района, школы № 12, 29 и гимназия № 13 Центрального района.

Высокую оценку жюри в 2009/2010 учебном году получили учащиеся из школ: МБОУ СОШ № 132 (Золотая лига), гимназии № 13, МБОУ СОШ № 90, 134, 192 (эти ребята стали Лауреатами). Учащиеся гимназии № 13 второй год подряд становятся Лауреатами научно-практической конференции «НОУ «Сибирь».

Многие ребята – участники городского этапа конференции НОУ «Сибирь» – прошли обучение в школе «Юный экскурсовод» на базе отдела патриотического воспитания ДТД УМ «Юниор» и получили свидетельство по окончании курса.

В рамках проведения региональной научно-практической конференции «Эврика» (это следующий этап городской НПК «НОУ Сибирь») наши ребята, обучающиеся в школе «Юный экскурсовод» провели экскурсии по городу для участников данной конференции. Этот опыт был впервые представлен в нашем городе: обычно экскурсии проводили экскурсоводы из туристических агентств.

Содержание экскурсий подготовили ученики школы «Юный экскурсовод» и педагоги нашего отдела Сычева Олимпиада Ивановна, Шигаева Тамара Григорьевна, Великанова Ольга Александровна, методист Букарева Наталья Николаевна. В этом мероприятии участвовали ученики гимназии № 10, 13, школ № 29, 57, 132, 203. Маршруты экскурсий проходили по Калининскому, Центральному, Октябрьскому, Ленинскому районам. Для проведения экскурсий ребятам были предоставлены автобусы с профессиональной техникой. Всем участникам экскурсий были выданы диски «Абитуриент 2010», где отражена информация о ВУЗах, ССУЗах нашего города, Сибири и части Дальнего Востока. От участников конференции – учеников и их педагогов – организаторы получили хорошие отзывы.

Конкурсы «Экскурсионные маршруты нашего города» и «Давно окончилась война»

Теперь о конкурсах, которые проводились отделом патриотического воспитания в прошлом учебном году. В 2009/2010 учебном году для музеев образовательных учреждений предлагалось два конкурса: «Экскурсионные маршруты нашего города» и «Давно окончилась война». В общей сложности, на конкурсы была подана 151 работа из 82 образовательных учреждений, авторами которых были руководители школьных музеев, педагоги-организаторы, учителя-предметники, обучающиеся и их родители, библиотекари и пенсионеры. Особенно много было представлено работ на конкурс «Давно окончилась война» – 120.

Цели и задачи конкурсов: совершенствование системы патриотического воспитания средствами музеев образовательного учреждения, формирование устойчивого интереса у подрастающего поколения к историко-культурному и природному наследию своего города, создание условий для изучения исторического наследия России и развития и поддержки творчества педагогов и учащихся в данном виде деятельности, развитие навыков поисковой и исследовательской работы.

Из достоинств можно отметить, что выросла активность всех участников образовательного процесса. В этом году было много представлено работ хорошего качества. Прослеживалась логика построения работ, структура, грамотно написана вступительная часть, подведены итоги. Многие работы отличались творческой индивидуальностью, нестандартным подходом, оригинальностью замысла. Много было представлено видеофильмов, как профессиональных, так и любительских. Рекорд поставила школа № 163 Советского района: учащиеся школы представили в конкурсе «Давно окончилась война» 18 работ в разных номинациях!

О замечаниях. Были работы, которые явно писали не дети, но указано было авторство учеников. Мы очень рады, что взрослым конкурсы понравились, но эти работы получили низкую оценку жюри. Не все участники прилагали к работам Пояснительные записки, не были прописаны цели и задачи, не ясно были указаны фамилии авторов работ или не грамотно оформлены титульные листы, в связи с чем при награждении возникали вопросы. В некоторых работах не была раскрыта тема. В рефлексии руководителей музеев хотелось бы видеть не перечисление наград и заслуг музея, а анализ развития ребят в процессе различных форм деятельности.

Отдельно хочется сказать об орфографии. Хотелось бы, чтобы работы, подаваемые на городской конкурс, внимательно проверялись, исправлялись. Много не только стилистических, но и орфографических ошибок.

Паспортизация музеев образовательных учреждений

В течение 2009/2010 учебного года было паспортизировано 14 музеев образовательных учреждений и 1 в детском саду № 420. Не паспортизирован музей МБОУ СОШ № 76, т.к. был представлен не полный пакет документов.

Паспортизация проходила согласно утвержденного графика, все районы грамотно, без замечаний оформили документы. Руководители музеев ответственно подходят к вопросу паспортизации музеев, документы подают вовремя и в полном объеме.

Городской Фестиваль музеев

18 мая 2010 года на базе Центрального района города Новосибирска прошел традиционный городской Фестиваль музеев. Организация у всех районов была на высоком уровне: каждый район организованно и вовремя приехал в свою школу, на церемонии награждения присутствовали все награждаемые, за исключением отсутствующих по уважительным причинам. На празднике также присутствовали специалисты управлений (отделов) образования всех районов города, представители Главного управления образования, СМИ. Хорошие программы по встрече участников фестиваля подготовили образовательные учреждения: гимназии № 1 и 13, школы № 4, 12, 17, 54. Особенно хочется отметить четкую организацию в школе № 29 и экономическом лицее. В этих образовательных учреждениях были подготовлены программы для участников разных возрастных категорий, что позволило решить проблему заинтересованности и степени познавательности.

Всем участникам были выданы буклеты «Экскурс по школьным музеям», который был подготовлен специалистами администрации Центрального района. Буклет оформлен грамотно, ярко, компактно, что позволяет быстро познакомиться с музейным пространством района, которое представлено 8 образовательными учреждениями. Каждое образовательное учреждение подготовило буклет о своей воспитательной системе, представило план проведения встречи с делегатами, учителя и ученики провели экскурсии по школе и музею.

После посещения образовательных учреждений прошла церемония награждения в ДК именит Ф Дзержинского, где были награждены ценными подарками и Грамотами Главного управления образования мэрии 120 человек, в состав которых входили не только руководители школьных музеев, но и директора школ, педагоги-предметники, заместители директоров по УВР и ВР, обучающиеся, а также специалисты районных отделов (управлений) образования. Сертификат на проведение Фестиваля в 2011 году был торжественно передан Дзержинскому району.

Издательская деятельность

В 2009/2010 учебном году отделом патриотического воспитания был издан сборник материалов IV городской научно-практической конференции руководителей музеев образовательных учреждений «Школа: новые музейные программы».

Регулярно ведутся рубрики «Музейная педагогика» в газете работников образования Новосибирской области «Педагогическое эхо» и «Музейный компас» в газете Главного управления образования мэрии города Новосибирска «Интерактивное образование», где печатаются статьи методического и информационного характера. Здесь педагоги обобщают свой опыт, делятся интересными наработками, обсуждают проблемы и даже знакомятся с единомышленниками из других городов. Достаточно часто печатают свои материалы: Архипова Наталья Павловна и Куликова Валентина Михайловна – руководители музеев школы № 15, Костина Ольга Константиновна – руководитель музея школы № 94, Васильева Ольга Константиновна – руководитель музея школы № 1 и др.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 47)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Анализ работы музеев образовательных учреждений за 2009/2010 учебный год
2. Роль школьного музея в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
3. Школьный музей как один из факторов реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
4. Система дополнительного образования детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения
5. Хранители памяти
6. Личностно-ориентированное образование учащихся средствами школьного музея
7. Роль музея в духовно-нравственном воспитании
8. Дню Учителя посвящается: В Музее СССР открылась выставка «Уроки в советской школе»
9. Проект «Золотая хохлома»
10. Сценарий открытого урока для детей младшего школьного возраста «Бабушкины сказки»
11. Линейка памяти Бориса Богаткова