Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Все статьи автора(5) Григорий Авраамович Шихваргер,

Заслуженный учитель РФ,
заместитель директора

МБОУ ДОД Городского центра физической культуры и спорта

«Виктория» г. Новосибирска

Система дополнительного образования детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения

Есть ли причина для разработки и введения стандартов нового поколения? Да. Прежде всего, это те противоречия, которые возникли между учителем и учеником, родителями и детьми. Это то, что мы называем кризисом образования. Наши дети живут в лавинообразном информационном поле, а учитель, родители – гости в этом поле. Возникла драма отставания учителя от ученика, родителей от детей. Это ключевые вещи, которые положены при разработке стандартов образования.

Что такое стандарт образования? Стандарты – это минимальная нормативная база разработки многочисленных образовательных программ.

Особенность образовательных стандартов это:

– не правило как учить;

– не содержание образовательных программ.

Традиционный подход может быть назван «ЗУНовским». Он сводит образование к знаниям, умениям и навыкам. Все предшествующие поколения стандартов основаны на ЗУНовском, или, как психологи говорят, дрессурном, бихевиористском подходе.

Второй подход называется компетентностным. Главное для нас сегодня – это развитый в истории отечественной психолого-педагогической науки системно-деятельностный подход в образовании.

«Понятие системно-деятельностного подхода было введено нами в 1985 году как особого рода понятие. Мы старались снять уже тогда оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Именно он стал основой для многих разработок. Несколько замечательных ученых, прежде всего, В.Д. Шадриков, разными путями шли к этому. …Системно-деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. Трудно сразу это воспринять, невероятно трудно, но мы хотим хотя бы здесь быть услышанными. Потому что через него мы дадим ребенку «перпетуум мобиле» развития, стремясь научить ребенка учиться, а не превращать его в славного хомяка, который держит запас знаний, умений и навыков в своих защечных пазухах. Завершая, напомню слова моего учителя Алексея Николаевича Леонтьева. Он говорил, что горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией. Кризис образования – это обнищание души при обогащении информацией. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования». А. Г. Асмолов «Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения».

Самая перспективная – это саморазвивающая система. Вложили (инвестировали) в систему, и она совершенствуется. Это есть деятельностный подход, независимо от того является ли действо механическим или социальным. Это своеобразный «перепетуум мобиле».

Не дать знание, а научить учиться. Новая ли эта задача? Нет. «Учись учиться» наш директор школы № 159 Б. Русаков написал еще в семидесятых годах. Но это был НОТ ученика, технология организации обучения. Не дать рыбу, а дать удочку – это из той же области деятельностного подхода. Опытный учитель всегда ставил перед собой эту сверхзадачу. А сейчас это закладывается в государственные стандарты.

Мы всегда говорили о социальном заказе, но никто его конкретно не формулировал. Мы, в общем, говорили, что нужно воспитать достойного гражданина общества.

В стандартах нового поколения этот заказ расшифровывается.

Основным предназначением стандарта является формирование базового круга вопросов современного человека:

– умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем (информационная компетенция);

– умение сотрудничать с людьми (коммуникативная компетенция);

– умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы (самоорганизация);

– готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность (самообразование).

Какое место дополнительного образования в этой системе?

Нельзя не отметить, что стандарты второго поколения предлагают механизм интеграции общего и дополнительного образования, в соответствии с запросами детей и их родителей. Педагоги основного и дополнительного образования обязаны знать особенности работы друг друга, понимать ее специфику, сложности и преимущества. Своеобразие дополнительного образования в школе проявляется в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей. По большому счету основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. Говоря словами А.С. Макаренко, в идеале весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть заполнен образованием.

Какие требования могут разрабатываться в учреждениях дополнительного образования в настоящее время? Требования к структуре и содержанию образовательной программы дополнительного образования детей. Это стандарты обученности. Обученность рассматривается как владение учеником системой заданных учебной программой знаний и умений, приобретенных за определенный период обучения. Обученность – это и результат предшествующего обучения, и условие успешности последующего обучения. Обученность – это одна из характеристик уровня образованности ученика, достигнутого в процессе дифференцированного обучения.

Говоря о роли дополнительного образования, прежде всего, необходимо рассматривать конечный результат деятельности системы дополнительного образования. Дополнительное образование детей выходит далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий, которые обычно направлены на решение воспитательных задач и организацию досуга школьников. Основу современного дополнительного образования составляет масштабный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение когнитивных (потребность в признании, уважении), коммуникативных и иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения в школе. Этим видом образования профессионально заняты педагогические работники – как в самих школах, так и в специализированных учреждениях: дворцах и домах детского творчества, станциях юных техников, спортивных и художественных школах, клубах по месту жительства.

Таким образом, реализовывая цели и задачи Федеральных государственных стандартов, на плечи дополнительного образования ложится миссия максимального привлечения школьников в специально организованную, благоприятную среду в свободное от школы время. Решая данную проблему, необходимо лишь помочь ребенку на начальном этапе выявить способности, которые помогут ему самоопределиться и занять свое место в социуме.

Суть проблемы состоит в том, что современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, должна построить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка. В этих условиях школа, наконец-то, смогла бы преодолеть интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе.

Роль дополнительного образования как способа подготовиться к получению профессионального образования и преодолеть барьер «школа – ВУЗ» растет с каждым годом. С переходом ЕГЭ в штатный режим все большее значение уделяется и будет уделяться системе олимпиад, творческих конкурсов, организуемых вузами, победители которых смогут поступать в вузы в обход ЕГЭ. Подготовить детей к таким интеллектуальным состязаниям способна только система дополнительного образования: доучить самых талантливых – бесплатно, вытянуть середнячков. Особняком стоит подготовка к поступлению в вузы культуры и искусства, куда и в советские времена нужно было сдавать разные неформализованные творческие экзамены. Попробуйте поступить, скажем, в музыкальное училище, не имея за плечами музыкальную школу – семилетку? Или в архитектурный, художественный институт, не поучившись в художественной школе?

Алина Левитская привела журналистам данные некоего опроса, согласно которому 95% родителей считают дополнительное образование крайне важным: оно позволяет ребенку достичь таких результатов, каких не удается достичь в массовой школе. Ефим Рачевский назвал дополнительное образование «зоной ближайшего развития общего образования». В проекте федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения впервые в базисный учебный план включаются часы на внеучебную деятельность – дополнительное образование де-юре становится неотъемлемой частью школьной жизни. Может быть, 100-летнего юбилея дополнительного образования в России вообще не случится? И кто-нибудь из образовательных начальников заявит об окончательном и бесповоротном вхождении дополнительного образования в состав общего?

Таким образом, новый стандарт призван обеспечить наряду с внедрением компетентностного подхода расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 46)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Анализ работы музеев образовательных учреждений за 2009/2010 учебный год
2. Роль школьного музея в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
3. Школьный музей как один из факторов реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
4. Система дополнительного образования детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения
5. Хранители памяти
6. Личностно-ориентированное образование учащихся средствами школьного музея
7. Роль музея в духовно-нравственном воспитании
8. Дню Учителя посвящается: В Музее СССР открылась выставка «Уроки в советской школе»
9. Проект «Золотая хохлома»
10. Сценарий открытого урока для детей младшего школьного возраста «Бабушкины сказки»
11. Линейка памяти Бориса Богаткова