Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Все статьи автора(2) Вероника Викторовна Шадрина,
учитель истории высшей квалификационной категории,
руководитель музея «Памяти жертв политических репрессий»
МБОУ СОШ № 94 Ленинского района г. Новосибирска

Хранители памяти

В средней школе № 94 города Новосибирска музей «Памяти жертв политических репрессий» был создан в октябре 2004 года. Чем объяснить выбор такого, прямо скажем, необычного для школьного музея направления поисковой работы? В начале 90-х годов «на волне» гласности и перестройки в российском обществе резко возрос интерес к периоду сталинских политических репрессий. Активно начали создаваться общественные и правозащитные организации. Средства массовой информации публиковали разоблачительные и сенсационные материалы об этом периоде истории нашей страны. Все это волновало людей горячо и искренне. Однако сейчас наблюдается совсем иная картина. Все чаще проявляется стремление преуменьшить число жертв террора. Популярными становятся рассуждения, оправдывающие массовые репрессии объективной необходимостью и целесообразностью. Нередки и ностальгические сожаления о «сильной руке». Но еще живы тысячи людей, для которых ад сталинских лагерей и ссылок – не страницы остросюжетного исторического романа. Они ничего не забыли и готовы рассказать о том, как все это было. Ребята поставили своей задачей сохранить память об этих людях, начать сбор материалов о судьбах репрессированных и членов их семей.

Однако мало было подыскать подходящее помещение, расставить оборудование для экспозиций. Следовало заинтересовать работой школьников, чтобы музей не стал для них просто одним из школьных помещений, всегда закрытым, непонятным и неинтересным. Все началось со знакомства с материалами о политических репрессиях в СССР. Даже для многих старшеклассников эти страницы истории России оказались совершенно неизвестными. Подбирая материалы для стендов, знакомясь с биографиями известных военачальников, артистов, ученых, ребята с огромным удивлением узнавали о том, что они подвергались репрессиям, отбывали сроки в сталинских лагерях. Большое впечатление на них производили копии документов, расстрельных списков с резолюцией Сталина. Следующим шагом в формировании желания сотрудничать с музеем, искать материалы по репрессиям и репрессированным стало активное сотрудничество с общественной организацией «Союз репрессированных». Ребята с волнением слушали выступления пожилых людей, записывали их воспоминания, рассматривали фотографии. Для многих было потрясением узнавать подробности об их жизни, испытаниях, выпавших на долю таких же, как они подростков. Вот строки из доклада на научно-практической конференции школьников ученицы 10 класса*: «Когда я пришла в Совет музея, у меня еще не было четкого понимания, зачем мне это нужно. Пришла по принципу «как все, так и я». Для меня и моих одноклассников все «эти репрессированные» представляли нечто пока непонятное, далекое, да и, если уж быть до конца откровенной – не очень-то и нужное. Мы, конечно, что-то знали о репрессиях и честно прослушали беседы учителей. Но уже первые встречи с этими людьми заставили задуматься: кто все эти люди, за что с ними так поступили? Мне захотелось больше узнать об их времени, о судьбах, об их оценке событий».

Для учащихся вообще свойственны стремление к творческой активности и самостоятельности, характерные для их возраста. Поэтому для школьного музея актуально стремление не просто передать школьнику сумму знаний, а научить его мыслить, оценивать творчески и самостоятельно исторические события, явления и факты. Ребята говорят, что, рассказывая дома о своей поисковой работе в школьном музее, они нередко встречаются с совсем иной оценкой событий. Трудно преломить сложившиеся представления о «врагах народа», о политике советского государства в этом вопросе, которые сформировались у старшего поколения. Но  умению отстаивать свою точку зрения ребята учатся в процессе непосредственного знакомства с эпохой сталинских репрессий. Чтобы судить о прошлом, его нужно знать.

Стремление как можно больше узнать об истории политических репрессий в Сибирском регионе привело нас в город Искитим (Новосибирская область). Не так уж и давно, в годы репрессий, слово Искитим наводило ужас на узников лагерей от Печеры до Колымы. На окраине города в поселке Ложок располагался лагерь «Сибулон», или ОЛП-4 Сиблага. ОЛП означало – отдельный лагерный пункт. Особенность этого лагпункта состояла в том, что это был, по сути, лагерь уничтожения. Заключенные работали здесь в известковых карьерах. Едкая лагерная пыль, оседавшая в легких, быстро превращала их в кровавые лохмотья. Тех, кто уже не мог работать, подстерегала голодная смерть – не вышедшим на работу паек не полагался. В 1956 году лагерь был ликвидирован, но большинство заключенных не разъехались, а были оставлены в Искитиме на поселение. Сейчас остатки карьеров затоплены, а рядом с ними торчат обломки каменных стен бараков. Вокруг лагеря – овраг. Одинокий крест на взгорке – самый первый памятник на месте гибели многих и многих. По местной легенде в 50-е годы на месте расстрела узников забил источник. Вода из него считается священной, говорят, она излечивает от всех болезней. Вместе со старшими ребятами из Совета музея в Искитиме побывали младшие ученики 6 класса. Впечатлением об увиденном они делились с одноклассниками. Многие из этих ребят пришли потом к нам в музей как добровольные помощники, настолько их поразила история Искитимского лагеря. Пришли с желанием понять и узнать о судьбах тех, кого называли «врагами народа».

За прошедшие годы заметны значительные изменения в сознании и поведении ребят. Становится доброй традицией проведение Дня памяти жертв политических репрессий (в России отмечается 30 октября), участие школьников в церемонии возложения цветов к памятнику жертвам политических репрессий вместе с членами «Союза репрессированных», поездка к святому источнику на месте бывшего лагеря Сибулон. Ребята слушают, смотрят, запоминают, думают и, главное, пытаются понять. Пытаются увидеть происходящее не глазами случайного прохожего, а человека, который имеет право сказать: «Я знаю и понимаю все, что здесь происходит». Вследствие этого в экспозиции музея появился макет памятника, выполненный руками учащихся. А для участия в литературно-музыкальных композициях, готовящихся для ветеранов репрессий, приходят дети, которые ранее мало интересовались делами школьного музея. Ребята делились своими мыслями в сочинениях: «…Но особенно мне хочется гордиться своими ровесниками на встречах с ветеранами репрессий. Пожилые люди бывают очень растроганы тем вниманием и почтением, с которым их встречают школьники. Ни разу не видел и не слышал я о проявлениях невнимания и неуважения к этим людям, хотя некоторые из них уже совсем старенькие, они волнуются на встречах, им трудно говорить, ребята очень тактичны и внимательны. Мне кажется, что существование музея сыграло не последнюю роль в таком отношении к этим людям»*.

Крепнут связи музея с профильными музеями сибирского региона. Мы очень подружились с сотрудниками Томского краеведческого музея (музей «Следственная тюрьма НКВД»). Мы обмениваемся материалами, получаем от старших коллег литературу по тематике борьбы с несвободой в СССР. В сентябре этого года состоялась уже четвертая поездка в Томск представителей нашей школы. В марте 2010 г. состоялась поездка в город Тайга (Кемеровская обл.) для участия в научно-практической конференции «Забвению не подлежит», посвященной памяти жертв политических репрессий и 20-летию образования историко-патриотического общества «Хронос» в МОУ СОШ № 34 города Тайга. На конференцию прибыли участники муниципального проекта «Прощение и память» села Каргасок Томской области – руководитель Зарубина Валентина Михайловна; заведующий музеем «Следственная тюрьма НКВД» Ханевич Василий Антонович (Томск); члены общества «Хронос» разных лет. Участники конференции представили научно-исследовательские работы по тематике политических репрессий в Сибири. Состоялся концерт-реквием у памятного знака жертвам политических репрессий в городе Тайга. Сотрудники школы № 34 и руководитель музея «Реабилитация» Глухих Марина Аркадьевна подготовили для участников конференции культурную программу с элементами коммунарской методики и волонтерского движения.

В марте 2009 года школа № 94 выступила с инициативой к организации регионального Слета активов школьных музеев «Сохраним память», целью которого являлось развитие и поддержание интереса к истории своего края, воспитание гражданственности и любви к родине, формирование чувства сопричастности к истории родной страны. Наш Слет прошел под девизом «Сохраним память». На него собрались активы школьных музеев г. Новосибирска, Новосибирской области, приехали гости из Томской и Кемеровской областей. Живое общение единомышленников, выступление членов общественных организаций репрессированных и людей, которые решились рассказать об историях своих семей, пострадавших во время репрессий, исследовательские работы школьников – все это оставило глубокий след в душе. Мы убедились, что не одни, что задача сохранения памяти особенно важна в наши дни, когда страницы истории нашей страны в лучшем случае трактуются весьма вольно, а в худшем – вообще замалчиваются. Очень радостно было впоследствии при встречах с руководителями школьных музеев, узнавать, что тематика Слета не оставила их учеников равнодушными. В музеях боевой славы, музеях истории школ ребята стали собирать материалы о людях, пострадавших во время сталинских репрессий: бывших учениках и преподавателях школ, жителях Новосибирска и области, ветеранах Великой Отечественной войны, блокадниках Ленинграда. История их судеб, судеб их семей должна быть сохранена для будущих поколений.

В этом учебном году (на весенних каникулах в марте) планируется проведение уже II Слета активов школьных музеев на базе нашей школы. Пользуясь случаем хочу пригласить к участию в нем всех желающих. На этот раз тематика Слета будет расширена: также школьники представят свои исследовательские работы по краеведению.

Формирование гражданской позиции у молодого человека не может быть ограничено только беседами и лекциями. Нравственный опыт школьники приобретают только тогда, когда сами вовлечены в музейную деятельность. При этом они учатся не только сопереживать, но и чувствовать значимость и важность своего труда. Ребята работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам политических репрессий. В Новосибирске не так много мест, связанных с памятью о массовых политических репрессиях. Музей в нашей школе – одно из них. Редкий архивный документ может точно отразить всю судьбу человека. Воспоминания, чувства, простой язык живого свидетеля быстрее тронут сердце и разум. Помню слова одной бабушки, принесшей фотографию своего отца, сгинувшего в лагерях в 1935 году: «Вот рассказала все, теперь умирать можно спокойно».

Наши ребята сейчас, по прошествии шести лет с момента создания музея, научились осознавать, что они являются хранителями памяти поколений. Что именно им выпало донести правду о жизни и судьбах людей, пострадавших в сталинскую эпоху, до своих ровесников и младших учеников школы.

«Они уходят – последние свидетели той эпохи. Я вдруг поняла это. Поняла, что встречи с ними – это очень важно для меня самой. Что-то изменилось в окружающем мире. Мои проблемы, которые казались такими важными и насущными, вдруг стали детскими и наивными. Конечно, моя работа еще не закончена, я еще успею спросить, попытаться понять и представить. Ведь скоро, к сожалению, спрашивать о том, как «все это было» будет уже не у кого…»*



* Болтик Мария, учащаяся 10 класса – «Эпоха сталинских репрессий глазами современного школьника»/ Доклад на XXVI городской научно-практической конференции школьников «Сибирь – 2007»

* Савельев Марк учащийся 11 класса – «Музей в моей школе» (сочинение)

* Василькова Анна учащаяся 11 класса – «Музей в моей школе» (сочинение)

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 10)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Анализ работы музеев образовательных учреждений за 2009/2010 учебный год
2. Роль школьного музея в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
3. Школьный музей как один из факторов реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
4. Система дополнительного образования детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения
5. Хранители памяти
6. Личностно-ориентированное образование учащихся средствами школьного музея
7. Роль музея в духовно-нравственном воспитании
8. Дню Учителя посвящается: В Музее СССР открылась выставка «Уроки в советской школе»
9. Проект «Золотая хохлома»
10. Сценарий открытого урока для детей младшего школьного возраста «Бабушкины сказки»
11. Линейка памяти Бориса Богаткова