Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»
Выпуск №30 Октябрь 2010 | Статей в выпуске: 111


Елена Юрьевна Степанова,
заместитель директора по УМР
МБОУ СОШ № 52 Октябрьского района г. Новосибирска

Личностно-ориентированное образование учащихся средствами школьного музея

Как развить у школьника активную жизненную позицию? Как помочь молодому человеку сделать правильный жизненный выбор? Как подготовить его не только к роли студента, но и к роли гражданина, профессионала, семьянина? Классики говорят: «Это совсем просто. Нужна хорошая школа» ( Ж.Ж. Руссо). А как сделать хорошую школу? На решение этих вопросов направлена концепция развития нашей школы.

Историко-краеведческий музей является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории края, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Фонды музея являются результатом длительного систематического и разностороннего изучения местной истории. В нём накапливаются материалы, отражающие историю родного края, его богатства, экономику, историю города, микрорайона, школы. Школьный музей – одна из форм работы по развитию творческой и общественной активности учащихся. Он призван способствовать осуществлению комплексного подхода к воспитанию и обучению.

Задачами школьного музея являются:

– участие в совершенствовании учебно-воспитательной работы в школе;

– формирование, обеспечение сохранности и рациональное использование музейного фонда;

– проведение культурно-просветительной работы среди учащихся и населения;

– использование культурных ценностей города и края для развития детей и подростков;

– охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного города, района;

– тесная связь с ветеранскими и общественными объединениями.

В историко-краеведческом музее «Закаменская слобода» школы № 52 города Новосибирска проводятся уроки истории и внеклассные мероприятия, обзорные и тематические экскурсии для учащихся школы, их родителей, жителей микрорайона. Только в прошлом учебном году проведено 27 экскурсий по музею, из них 12 тематических для учащихся школы. На базе нашего музея действуют кружки «Музейное дело» и «Историческое краеведение». Создан и функционирует дискуссионный клуб «Время и мы», проходят открытые мероприятия для района и города.

Многогранна работа школьного музея: проведение уроков по истории родного края и экскурсий, организация встреч с интересными людьми, проведение выставок материалов фондов, подготовка экскурсоводов из числа учащихся, разработка и оформление новых экспозиций, подготовка сообщений, докладов и рефератов, выпуск рукописных журналов и оформление альбомов. Историко-краеведческий музей «Закаменская слобода» проводит разнообразную работу в масштабе школы: обеспечивает организацию вечеров и викторин, конференций и выставок материалов фондов, учителя-предметники используют экспонаты музея на уроках и привлекают экскурсоводов к проведению краеведческих бесед на классных часах, руководитель музея оказывает помощь в организации краеведческой работы в кружках.

Не менее насыщена краеведческая работа вне школы: организация экскурсий, экспедиций и походов по местам боевой и трудовой славы, оказание помощи в организации краеведческой работы в микрорайоне, уход за памятником Гаранину.

Использование возможностей школьного краеведческого музея «Закаменская Слобода» в образовательном процессе школы

Использование возможностей музея в преподавании учебных дисциплин на I ступени: русский язык, литературное чтение, ознакомление с окружающим миром, природоведение, введение в историю, трудовое обучение, изобразительное искусство и художественный труд.

На II и III  ступени: русский язык, литература, география, биология, история, введение в обществознание, экономика, трудовое обучение, изобразительное искусство и художественный труд, музыка.

Использование возможностей музея на уроках граждановедения, спецкурсах, факультативах, элективах:

1. Факультативный курс исторического краеведения «Закаменская слобода».

2. Факультативный курс «География Новосибирской области».

3. Факультативный курс «История Новосибирска».

4. Курс лингвистического краеведения «Русская речь».

5. Курс литературного краеведения «Новосибирск литературный».

Использование возможностей музея во внеклассной воспитательной работе

1. Тематика имеющейся в музее литературы.

2. Основные экспозиционные зоны и экспозиции музея.

3. Сменные выставки, коллекции материалов и экспонатов.

4. Участие музея в ключевых делах.

5. Примерные темы музейных занятий «Музейный час».

Особенности деятельности школьного краеведческого музея «Закаменская Слобода»

Программа музея основывается на современных актуальных идеях общественно ориентированной школы и музейной педагогики. В учебном плане, помимо федерального компонента, выделяются региональный и школьный. Региональный компонент включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено региональное своеобразие культуры (язык, литература, история, география региона). В «Концепции содержания образования» отмечается, что данное направление зачастую «выбирается педагогическими коллективами как организующий мировоззренческий стержень». В данной Концепции подчёркивается, что в современной школе должно быть общественно ориентированное образование, которое предполагает «активное обращение в образовательной деятельности к культурному, национально-историческому опыту России, ориентацию в интеллектуальном и духовном развитии человека на этнокультурные ценности и традиции». Таким образом, «в дальнейшем, видимо, музейное дело, – утверждают авторы Концепции, – будет одним из самых перспективных направлений работы школ».

«Формируя современную личность в ребёнке, необходимо стремиться, чтобы в нём был нравственный стержень, основанный на общечеловеческих и национальных ценностях. Учитывая это, школьный музей и определяет свои многочисленные цели и задачи, а также ключевые компетенции». З. Васильцова

Цели:

– воспитание учащихся в духе любви к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, расширение знаний об Отечестве, о своей малой родине;

– укрепление связей между поколениями;

– воспитание уважительного отношения к разным народам, их традициям;

– выработка духовно-нравственных ориентиров у детей, приобщение их к здоровому, деятельному, творческому образу жизни;

– формирование научно-исследовательского мировоззрения;

– социальная адаптация школьников, их профориентация;

– развитие и сохранение лучших традиций школы, города, района;

– формирование ключевых компетенций;

– объединение усилий школьного краеведческого музея, классных руководителей, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования по воспитанию подрастающего поколения на национальных, духовных, культурных традициях русского и других народов.

Задачи:

– знакомство учащихся с историей, бытом, традиционной культурой края, фольклором;

– сбор материала, связанного с историческими событиями, жизнью и бытом людей, старинными обрядами, обычаями, праздниками, с народным языком;

– приобщение школьников к литературе, живописи;

– развитие навыков поисковой, научно-исследовательской деятельности;

– развитие интереса к учебным предметам, творческих способностей учащихся;

– распространение знаний, полученных в результате поисково-исследовательской работы среди учителей, школьников, родителей;

– использование возможности музея в учебно-воспитательном процессе;

– приобщение родителей к краеведению, получению знаний по музейной педагогике;

– пополнение музея экспонатами, организация при музее кружков прикладной направленности с развитием ремесла, связав их работу с деятельностью музея;

– оказание методической помощи классным руководителям, учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования в осуществлении регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности с помощью музея;

– расширение работы с социумом (поисково-краеведческую, экскурсионную, консультативно-методическую).

Формирование ключевых компетенций

Все составляющие образовательного процесса школы в современных условиях предполагают формирование с помощью деятельностного подхода ключевых компетенций. Школьный музей логически вписывается в общую систему, имея все условия для осуществления соответствующих видов деятельности.

Познавательная деятельность

В музее есть разнообразные источники, с помощью которых учащиеся могут пополнить и углубить знания по многим предметам. Богатые коллекции, книги, рефераты, проводимые музейные уроки, экскурсии способствуют повышению интереса в разных областях наук, побуждают к познанию.

Ценностно-ориентировочная деятельность

Вся деятельность музея ориентирована на формирование у школьников категорий добра, чести, совести, справедливости, ответственности. Использование краеведческого и народоведческого материала, высвечивание положительных моментов в истории, быте, традиционной культуре народа в прошлом и настоящем, в деяниях великих людей и простых тружеников способствует самовоспитанию, саморазвитию учащихся.

Преобразовательная деятельность

Музей, хранящий историю, показывает жизнь предков в постоянном труде, развитии, совершенствовании, демонстрирует их необыкновенное трудолюбие, творчество, фантазию. На всех музейных уроках, экскурсиях, обзорных выставках подчёркивается созидательность народа. Творчество учащихся показывает преемственность поколений. Всё это вместе с формированием выше указанных ценностей направлено на развитие потребности и способности детей и подростков к преобразовательной деятельности в изменении к лучшему в окружающем мире и – самое главное – в себе.

Коммуникативная деятельность

Освоение особого «языка» экспонатов, осмысление исторических событий, постоянное внимание к народному слову – всё это развивает языковую личность, формирует коммуникативные способности, учит понимать и уважать старшее поколение, общаться с ним.

Эстетическая деятельность

Приобщение к народной культуре во всех её проявлениях (устройство крестьянской избы, домашняя утварь, одежда, рукотворное творчество, фольклор, богатый местный говор, традиции и праздники) способствует выработке идеалов подлинной красоты, культурных навыков, вызывает стремление к эстетической деятельности.

Связи музея в социуме: учителя, школа, население, средства массовой информации, учащиеся, родители, краеведы, старожилы, учащиеся и учителя школ и учреждений дополнительного образования, творческие люди и коллективы, библиотеки, архив, газеты, местное радио, методические издания.

Содержание (основные направления) деятельности музея

I. Деятельность музея в соответствии с его Программой по 10 направлениям:

1. Работа с активом музея.

2. Поисково-собирательская работа и работа с фондами.

3. Научно-исследовательская деятельность.

4. Научно-экспозиционная работа.

5. Экскурсионно-массовая работа.

6. Творчество учащихся, ремесло.

7. Благотворительность.

8. Методическая, консультативная работа.

9. Издательская деятельность.

10. Укрепление материально-технической базы музея.

II. Ведение кружков музейно-краеведческого направления.

III. Работа кружков прикладного направления, ремесло.

IV. Использование возможностей музея в учебно-воспитательном процессе (в краеведческой деятельности, в осуществлении регионально компонента) при проведении:

– уроков;

– классных часов;

– спецкурсов, факультативов, элективов;

– кружков (в том числе в рамках различных воспитательных клубов);

– мероприятий в летнем и трудовом лагерях и т.д.

Комплексная и интегративная деятельность музея в рамках основного и дополнительного образования учащихся I, II, III ступени (общие направления):

– Музейные уроки, экскурсии, связанные с темами учебных предметов (использование регионального компонента).

– Классные часы, беседы, праздники, встречи, связанные с нравственно-духовным, патриотическим воспитанием.

– Связь с воспитательными центрами школы: трудового, эстетического воспитания, пресс-центром, центром научного поиска и другими.

– Участие школьников в поисково-собирательской, научно-исследовательской, творческой, благотворительной деятельности музея.

Практическая деятельность:

– Подготовка и работа экскурсоводов из числа учащихся школы.

– Научно-исследовательская деятельность. Участие в научных конференциях.

– Написание заметок в школьную газету.

– Развитие умений и навыков, связанных с ремёслами, творчеством детей.

– Создание макетов музейных предметов, народных игрушек и т.д.

– Организация выставок творчества учащихся, занимающихся в кружках.

– Благотворительные акции.

– Участие школьников в поисково-собирательской деятельности.

Основные подходы и предпосылки

Краеведческий музей МБОУ СОШ № 52 – это не только хранилище истории. Это и своеобразный храм практически всех школьных наук. Профиль музея может помочь в преподавании почти всех учебных дисциплин: истории, русского языка, литературы, географии, психологии, музыки, технологии, ИЗО, экономики и т.д. Велики его возможности и во внеклассной воспитательной работе. За время существования музея (с 2008 года) накоплен некоторый опыт взаимодействия его руководителя с учителями-предметниками и классными руководителями. Однако оно складывалось по большей части стихийно. Поэтому назрела потребность в целенаправленной, системной деятельности школьного музея по методической помощи педагогам и учащимся в использовании его богатейших возможностей. Переход школы в статус общественно ориентированной школы ускорил выработку рекомендаций, которые создавались на основе тщательного изучения и анализа не только многочисленных фондов музея (отдельных экспонатов, экспозиций, исследовательских работ, литературы), но и практически всех учебных программ основного и дополнительного образования, используемых в школе.

Музейные предметы обладают такими свойствами, как информативность, знаковость, подлинность, эмоциональная насыщенность. Поэтому велика их роль (особенно в сочетании со вспомогательным фондом) как действенного дополнительного средства обучения и воспитания.

Изначально девизом музея являются слова: «И люди, и вещи – наш фонд золотой...» Действительно, музей позволяет проследить связь людей и вещей, а также связь времён. Есть все условия, чтобы использовать его в комплексном образовании учащихся, главной целью которого является формирование личности, способной к адаптации в современных условиях, к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию.

Можно отметить следующие основные предпосылки многогранного включения возможностей музея в образовательный процесс школы:

– Общность целей и задач образования в целом по школе и в деятельности музея.

– Соответствие принципов музейной педагогики основополагающим принципам обучения (развивающего и воспитывающего характера обучения; научности; систематичности и последовательности; сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя; наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального; доступности; прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся; связи обучения с жизнью, с практикой; рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы).

– Богатство возможностей в использовании разнообразных методов обучения и воспитания (по источнику получения знаний): словесных, практических и особенно наглядных.

– Имеющаяся в музее материальная база для преподавания.

– Большой интерес учащихся к школьному музею.

– Взаимодействие руководителя музея и учителей.

Источники:

– Экспозиции музея (экспозиционные зоны), временные выставки (20-40 сменных выставок в год), отдельные экспонаты, коллекции.

– Выставки поделок учащихся, взрослых.

– Литература по краеведению, народоведению.

– Воспоминания старожилов, краеведов.

– Научно-исследовательские работы школьников.

– Творческие работы учащихся (макеты, доклады по темам и др.).

– Аудио.

– Многочисленные друзья музея: местные краеведы, художники, писатели, поэты, журналисты и т.д., с которыми можно организовать встречи и установить контакты.

Формы участия музея в образовательном процессе школы

1. Экскурсия: обзорная, тематическая, методическая («И люди, и вещи – наш фонд золотой», «Устройство крестьянской избы», «Организация школьного этнографического музея, система его деятельности»).

2. Беседа («Жизнь и быт крестьян конца 19 – первой половины 20 в.», «Русский народный костюм», «Ремёсла и хозяйственная деятельность крестьян» и т.п.).

3. Часть урока в музее или в классе (викторина «Знаешь ли ты свой край?», «А как вышивали наши бабушки...» – на уроке технологии, «Традиционные углы в русской избе, домашняя утварь» – на уроке ИЗО, «Местный песенный фольклор» – на уроке литературы и т.д.).

4. Обзор выставок и экспозиций («Из бабушкиного сундука», «Как учились до нас», «Мода наших мам и бабушек», «Как рубашка в поле выросла», «Эхо грозной войны», «Экспонаты рассказывают», «Старинная утварь», «Значки – это тоже история», «В семье единой», «Из тайников школьного музея», персональные выставки творчества и др.).

5. Практикумы («Требования к исследовательской работе», «Как весело провести вечер-складыню», «Как сделать куклы «из ничего», «Работа со словарями диалектной лексики» и др.).

6. Индивидуальные задания: найти рекламу в старообрядческом журнале, записать слова определённой группы, найти в музее предметы, которые относятся к теме, узнать в музее историю некоторых вещей, записать названия предметов быта, которые могли продаваться на ярмарке, рассказать об устройстве крестьянской избы, найти некоторые дореволюционные цены на сельхозпродукты и товары (в архивных записках), подготовить сообщение, используя те или иные материалы музея.

7. Изготовление спецзаказа для музея: лоскутное шитьё, изготовление макетов колодцев, домиков, одежды, плечики для одежды, кукол из щепочек, тряпочек, из соломы, глины, мочала.

8. Использование фондов музея на уроках, в мероприятиях (более 600 экспонатов, книг, рефератов в течение учебного года). Легенда предмета (Например: о доске разделочной, о рукотернике, вытканном в 19 веке и выменянном на муку более ста лет назад и т.д.).

9. Участие детей и взрослых в выставках творчества, в формировании тематических экспозиций и выставок (изделия шитые, вязаные, кружева, вышивки, куклы, поделки из теста, бисера, глины, камня, соломки, бумаги); персональные выставки художников, мастеров по глине, камню и т.д.

10. Видеопросмотры («История района», «Дорога к храму», записи народных песен, сказок и т.д.).

11Творческие мероприятия: новоселье (влазины); практическая работа; устный журнал; мастерская «Народная кукла» и т.п.

12Организация соревнования («Книга рекордов музея», подведение итогов по полугодиям, к Международному дню музеев 18 мая).

13Исследовательская работа (рефераты).

Таким образом, школьный краеведческий музей, в котором осуществляется система разнообразной деятельности, имеет богатые возможности для образования школьников, реализуемые на уроках и во внеурочное время.

Из всего сказанного есть ряд следствий. Хорошая школа – не книга, не живописное полотно, не научная концепция, пусть и блестящая, пусть и прорывная. Хорошую школу нельзя сделать в одиночку. Хорошую школу нельзя сделать вопреки воле ее обитателей. Хорошую школу нельзя сделать раз и навсегда. Хорошую школу нельзя сделать быстро. А потому:

– Хорошая школа не результат, а состояние;

– Хорошая школа есть общее дело;

– Хорошая школа свободна от принуждения как насилием, так и внушением;

– Хорошая школа уподоблена будет саду, медленно, годами и десятилетиями расцветающему под неустанными трудами работников и быстро, за год, два – одичавшему, оставаясь в небрежении. А.А. Сухомлинский.

Потому всякий, кто создает хорошую школу, дождется лишь первых плодов, услышит лишь первый, робкий лепет благодарности…и то, если ни разу не присядет отдохнуть.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Анализ работы музеев образовательных учреждений за 2009/2010 учебный год
2. Роль школьного музея в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
3. Школьный музей как один из факторов реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
4. Система дополнительного образования детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения
5. Хранители памяти
6. Личностно-ориентированное образование учащихся средствами школьного музея
7. Роль музея в духовно-нравственном воспитании
8. Дню Учителя посвящается: В Музее СССР открылась выставка «Уроки в советской школе»
9. Проект «Золотая хохлома»
10. Сценарий открытого урока для детей младшего школьного возраста «Бабушкины сказки»
11. Линейка памяти Бориса Богаткова